В других СМИ
Загрузка...
3 ноября 2020 г. состоялся первый полёт глубокомодернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М с новыми серийными двигателями НК-32-02.

НК-32-02: первое испытание Ту-160М

В Самаре ведут сбор пилотного образца двигателя для стратегического бомбардировщика будущего
04 января 2021, 09:10
Реклама
НК-32-02: первое испытание Ту-160М
© tupolev.ru
3 ноября 2020 г. состоялся первый полёт глубокомодернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М с новыми серийными двигателями НК-32-02.

Крупные заказы Министерства обороны, выданные самарским моторостроителям, позволили им в этом году возобновить серийное производство двигателей для самолётов Дальней авиации ВКС России, прерванное 27 лет назад, а также приступить к созданию полностью новых силовых агрегатов для крылатых машин следующего поколения. Ключом к перезапуску серийного выпуска авиационных моторов в Самаре стали заказы МО РФ. Согласно заявлениям министра обороны Сергея Шойгу, военное ведомство намерено приобрести у промышленности полсотни новых бомбардировщиков Ту-160М2. А это значит, что работой будут обеспечены десятки тысяч сотрудников отечественного оборонного промышленного комплекса.

Двигатель будущего - в Самаре

Помимо того, согласно ГОЗ, в Самаре ведут сбор пилотного образца двигателя для стратегического бомбардировщика будущего. Работу планируют завершить к Новому году.

Об этом стало известно в ходе пресс-тура, проведённого «Объединённой двигателестроительной корпорацией» (из состава ГК «Ростех») по самарской площадке - ПАО «ОДК-Кузнецов». Речь идёт об изделии «РФ» для Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации» (ПАК ДА). «Первый двигатель для ПАК ДА, - сообщил заместитель генерального директора - управляющий директор «ОДК-Кузнецов» Алексей Соболев, -  изготовлен в металле и находится на сборке. До конца года он будет собран для начала стендовых испытаний».

«Изделие 80» (ПАК ДА) - перспективный авиационный комплекс дальней авиации.
© mil.ru
«Изделие 80» (ПАК ДА) - перспективный авиационный комплекс дальней авиации.

По словам руководителя предприятия, этому предшествовала огромная работа по линии конструкторской документации, проведения испытаний, технологической подготовки производства, изготовления деталей и усовершенствования стендовой базы. Согласно распределению работ внутри корпорации, «ОДК-Кузнецов» поручена роль лидера-интегратора по изделию «РФ». При поддержке ОДК самарские моторостроители наладили широкую производственную кооперацию с привлечением лучших компетенций других заводов корпорации. «Сейчас в этой программе участвуют рыбинский "Сатурн", Пермский моторный завод и "СТАР", Омское и Уфимское машиностроительные производственные объединения. Привлечение этих и других компаний ОДК позволило нам в короткие сроки завершить (в этом году) разработку чертежей. С учётом того, что документация на новое изделие выполнена "в цифре", мы смогли оперативно обеспечить производственные процессы, изготовить детали для первого образца и поставить его на сборку», - пояснил Соболев.

Предыдущий опыт создания авиадвигателей подсказывает: после прохождения стендовых испытаний, пилотные двигатели нового образца проверят на летающей лаборатории, и лишь потом установят на прототип самолёта. «Действующая нормативная документация подразумевает проведение испытаний нового двигателя, как на летающей лаборатории, так и специальных стендах, включая термобарокамеру (ТБК) ЦИАМ, где созданы необходимые высотно-скоростные условия», - поясняет генеральный конструктор «ОДК-Кузнецов» Павел Чупин.

«ОДК-Кузнецов» поручена роль лидера-интегратора по изделию «РФ».
© uecrus.com
«ОДК-Кузнецов» поручена роль лидера-интегратора по изделию «РФ».

Большой объём работ предстоит выполнить на двигателе пятого поколения в классе тяги 25 тонн. По замыслу Чупина, соответствующий проект с самого начала ведётся вместе с Самарским национальным исследовательским университетом им. С.П. Королёва и в сфере подготовки кадров, и в области научных исследований и прикладных разработок.

Как стало известно этим летом, первым проектом новой структуры станет разработка перспективного газогенератора. Поставлена амбициозная задача: обеспечить авиамоторам рекордную экономичность, сократив расход топлива до 480 граммов в час в расчёте на килограмм тяги.

«Мы достаточно плотно и регулярно взаимодействуем не только в рамках подготовки кадров и обучении, но и вовлечении университетских научных кадров к выполнению наших НИОКР, - рассказывает Павел Чупин. - Инженерный центр Университета привлекался, и будет привлекаться к нашим проектам, в том числе работам по отдельным элементам Изделия "РФ". Но самая крупная совместная работа, которая уже ведётся, - над газогенератором двигателя следующего поколения. Принципиальное требование, которое мы предъявляем, - значительное улучшение топливной эффективности и снижение массы. Показатели по отношению к газогенератору двигателя НК-32 по массе и удельному расходу топлива требуется улучшить как минимум на 10-15%. Это говорит о том, что проектируемый газогенератор подходит для двигателя следующего поколения».

«Эта работа ведётся для того, чтобы предложить главному заказчику двигатели с существенно лучшими характеристиками, чем те, которые есть сегодня. Сопоставимые и как минимум не хуже характеристик двигателей, которые сегодня разрабатывают наши западные конкуренты. Говоря о разработке нового газогенератора, мы в первую очередь думаем о создании в будущем на его базе целой линейки двигателей, как военного, так и гражданского назначения, а также индустриальных турбин. Учитывая научный потенциал Самарского университета, его компетенции по цифровым двойникам, методам прототипирования и оптимизации конструкции, мы рассматриваем его в качестве ключевого партнёра. Словом, речь идёт не про какие-то разовые мероприятия, а системную работу», - считает генеральный конструктор.

Зри в корень

Проект по газогенератору рассчитан на три года, и в 2021 году будут подводиться его итоги. «На этом первом этапе будут проведены научно-исследовательские работы, которые должны завершиться достаточно глубокой проработкой конструкции двигателя, включая трёхмерную геометрическую модель с детализацией узлов, но без выпуска конструкторской документации, - поясняет Павел Чупин. - Здесь пока мы поставим точку для того, чтобы оценить результаты проведённой работы и принять решение о его продолжении, либо о проведении новой НИР, связанной с изготовлением демонстратора и опытных образцов установок этого газогенератора с последующим проведением испытаний».

Пока учёные и конструкторы занимаются перспективным газогенератором, производственные мощности «ОДК-Кузнецов» загружены выпуском двигателей четвёртого поколения. Перезапущено производство НК-32, причём в обновлённом виде - так называемой второй серии.

В чём разница?

«Принципиальная разница двигателя НК-32 серии 02 и НК-32 первого этапа государственных испытаний состоит в том, что двигатель был дополнительно улучшен. Снижена масса и, самое главное, уменьшен удельный расход топлива. При прочих равных условиях это позволяет самолёту Ту-160 с двигателями НК-32-02 летать на большую дальность», - уверяет генеральный конструктор.

На «ОДК-Кузнецов» перезапущено производство НК-32, причём в обновлённом виде - так называемой второй серии.
© uecrus.com
На «ОДК-Кузнецов» перезапущено производство НК-32, причём в обновлённом виде - так называемой второй серии.

Уже проведены первые испытания модернизированного бомбардировщика Ту-160. Сейчас у предприятия задача простая - выйти на планомерные поставки. Первые отгрузки НК-32-02 произведены ещё в августе 2020 года, когда во время МВТФ «Армия-2020» были отправлены шесть двигателей. Следующие два - в середине октября. Очередные двигатели в металле уже есть, проходят испытания перед передачей заказчику. «На рубеже декабря-января будем их передавать заказчику. Производство организовано таким образом, что планомерно, без каких-либо проблем, в адрес заказчика мы будем поставлять всё новые и новые изделия», - заверил генеральный конструктор «ОДК-Кузнецов» Павел Чупин.

Важнейшим событием уходящего года по технике для Дальней авиации ВКС России стал первый полёт Ту-160М в комплектации с НК-32-02, состоявшийся 3 ноября сего года.

Возвращение к будущему

Десять дней спустя на сайте «ОДК-Кузнецов» появилось информационное сообщение, рапортующее о сдаче заказчику установочной партии моторов с улучшенными характеристиками. Там, в частности, говорится, что «завод приступил к регулярным поставкам новых двигателей - в рамках государственного контракта с ПАО «Туполев» и Министерством обороны Российской Федерации заказчику отправились ещё два серийных мотора НК-32-02, собранных полностью из отечественных материалов».

Таким образом, «ОДК-Кузнецов» удалось вернуть статус серийного производителя газотурбинных двигателей для авиации, утраченный в 1993 году. «Завод, поставляющий такую технику, имеет перспективы на многие десятки лет, что является для сотрудников не только гарантией стабильности, но также даёт им возможность развиваться, участвуя в перспективных проектах», - подчеркнул Алексей Соболев.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама