Модернизация противоракетной обороны Москвы: большому количеству - высокое качество
Управлению соединения противоракетной обороны российской армии исполнилось 58 лет. На фоне этой знаменательной даты командир Управления генерал-майор Сергей Грабчук сообщил о том, что система ПРО Москвы проходит глубокую модернизацию. По его словам, работы по модернизации проводятся без снятия системы с боевого дежурства, позволяя обеспечить защиту Москвы даже во время технических работ. Планируется достигнуть увеличения зоны поражения как по дальности, так и по высоте, повысить уровень надёжности и безопасной эксплуатации системы, значительно увеличить время её работы для решения задач предупреждения о ракетном нападении, повысить точность, снизить энергопотребление и эксплуатационные расходы. Над этой задачей сейчас работают крупные научные организации и предприятия оборонно-промышленного комплекса.
Также Грабчук добавил, что заложенный в систему научно-технический потенциал обеспечивает решение задач сейчас и в ближайшем будущем. Система получит возможность отразить удар как существующих, так и перспективных баллистических ракет межконтинентальной и средней дальности.
«А что касается существующих и перспективных баллистических ракет "третьих стран", то их перехват сложности для нашей системы ПРО не представляет», - пояснил Сергей Грабчук.
Это вторая модернизация московской системы ПРО. Боевая система противоракетной защиты «А-35М» первого поколения была развёрнута в 1978 году, в рамках Договора по ПРО от 1972 года. Переход на второе поколение состоялся в 1995 году. В состав системы входят: командно-вычислительный пункт, радиолокационная станция «Дон-2Н», стартовые позиции с шахтными пусковыми установками противоракет, противоракеты и система передачи данных и связи. Управление системой осуществляется программно-реализованным боевым алгоритмом. Модернизации подвергнутся все элементы ПРО.
Генерал-лейтенант Айтеч Бижев, бывший заместитель Главнокомандующего ВВС РФ по вопросам Объединённой системы ПВО государств-участников СНГ: «Обновлённая система ПРО Москвы готова к обнаружению и отражению любых современных средств воздушно-космического нападения»
- До недавнего времени в системе противоракетной обороны Москвы использовались старые элементы, разработанные ещё в Советском Союзе. Проходящая на данный момент модернизация соответствует всем особенностям современных тенденций противоракетной обороны. Все эти системы успешно прошли испытания и показали себя с лучшей стороны. Несмотря на то, что модификация 1995 года способна отразить удар любых современных ракет, необходимо было провести ряд улучшений, которые позволят оборонительной системе эффективно функционировать на протяжении нескольких десятков лет, с учётом перспектив развития ракетного вооружения в мире.
Вопросы о необходимости модернизации поднимались уже долгое время. Особенно актуально это было во время распада Советского Союза. Тогда, по очевидным причинам, России стали недоступны многие системы предупреждения ракетного нападения. Речь идёт об установках, расположенных в Западной Украине, Латвии, Казахстане и так далее. Они «выпали» из общей системы предупреждения о ракетном нападении. В связи с этим, Вооружённым силам России пришлось восстанавливать утраченное загоризонтное поле в экстренном порядке и создавать новые системы вооружения. Тогда это была основная задача для сил ПРО. Затем настала очередь обновления орбитальной группировки противоракетной обороны - системы спутников, призванных отслеживать пуски ракет. Не стоит забывать и об ударных средствах ПРО - как мобильных, так и стационарных, расположенных на территории Москвы и Московской области.
На данный момент все вышеупомянутые мной средства приведены в соответствие с новыми требованиями противоракетной обороны, с новыми угрозами. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что обновлённая система ПРО, расположенная вокруг Москвы, готова к обнаружению и отражению любых современных средств воздушно-космического нападения.
Модернизации подверглись все элементы ПРО - от активных средств защиты, вроде ракетных установок, до пассивных систем обнаружения. Тоже самое можно сказать и о программном обеспечении и систем сетевой безопасности - за счёт использования современных программных архитектур компьютерная система ПРО защищена от взлома и диверсий.
Столь масштабное обновление - это своего рода вынужденная мера. Поскольку все узлы - начиная от компьютеров операторов и заканчивая спутниками - работают в тесной связке, любые качественные улучшения должны гармонировать с системой ПРО в целом. Точечные улучшения могли бы создавать «проблемы совместимости». Например, если представить, что силы ПРО получили в своё распоряжение новые ракетные установки. При их постановке на вооружение также будет произведена модернизация, в ходе которой каждый элемент, каждого члена личного состава «познакомят» с ракетой.
Командир Управления соединения противоракетной обороны генерал-майор Сергей Грабчук: «Нам надо 10 минут от получения приказа, до непосредственно уничтожения вражеской ракеты»
По словам генерал-майора Сергея Грабчука, для защиты Москвы от ракетного удара потребуется не более нескольких десятков минут. В случае атаки система предупреждения о ракетном нападении формирует целеуказания для системы ПРО, которая начинает боевой цикл.
Что касается длительности боевого цикла, то все расчёты ведутся исходя из подлётного времени средств космического нападения. Если взять скорость ударных ракет вероятного противника, запущенных, например, с континентальной части Соединённых Штатов Америки, то они долетят до Москвы примерно за 25-30 минут. Системы раннего обнаружения запеленгуют запуск, и тогда высшее руководство должно принять решение по отражению ракетной атаки. Это может занять примерно 15-20 минут. Соответственно, если был отдан приказ об отражении, силы ПРО начинают боевую работу. Именно исходя из такого сценария и строится эта десятиминутная схема, которая охватывает весь цикл работы ПРО - от получения приказа, до непосредственно уничтожения вражеской ракеты. Сам процесс отражения может длиться меньше минуты.
Противник может использовать и стратегические средства доставки ракет, такие как самолёты и подводные лодки. В таком случае подлётное время будет гораздо меньше. Также не стоит забывать и о ядерных державах блока НАТО, которые тоже обладают средствами нападения. При расчёте боевой работы системы противоракетной обороны было просчитано множество сценариев, на любую «ракетную» ситуацию силы ПРО смогут достойно ответить.
Даже до проведения модернизации, радиолокационная система «Дон-2Н» всё ещё остаётся одним из самых эффективных комплексов дальнего обнаружения. За счёт невероятных технических возможностей данная РЛС способна вести обзор неба на многие тысячи километров. Любые космические объекты подвергают сложному баллистическом анализу, его траектория скрупулезно обсчитывается. В случае нападения, РЛС способна вывести на отражение более десятка противоракет. Более того, РЛС способна действовать в автоматическом режиме.
В феврале 1994 года радиолокационные средства системы участвовали в российско-американском космическом эксперименте по программе ODERACS (Orbital Debris Radar Calibration Spheres). В переводе - «Сферы для калибровки РЛС наблюдения и слежения за орбитальными осколками». Цель эксперимента - отработать способы эффективного обнаружения космического мусора, который мог представлять опасность для спутников, а также калибровка радаров.
В ходе эксперимента прошло своеобразное сравнение радиолокационных средств России и США, а также их возможности по обнаружению малоразмерных космических объектов. С борта американского космического корабля «Шаттл» производился последовательный отстрел трёх типов сфер диаметром 15, 10 и 5 см. Сферы диаметром 10 и 15 см были обнаружены как российскими, так и американскими РЛС.
Сферы диаметром 5 см обнаружила только РЛС «Дон-2Н». Результаты этой работы показали превосходство нашей техники, высокий уровень профессиональной подготовки обслуживающих её специалистов.
Совокупность этих возможностей, а также точность работы позволяет в полной мере говорить о том, что аналогов у такой системы в мире нет. Достаточная ресурсная база для создания подобной системы имеется лишь у США, но на данный момент даже американцам не удалось приблизиться к возможностям «Дон-2Н». И они это признают. То же самое можно сказать и о всей российской противоракетной системе.