RAND Corporation вывела новый алгоритм: «Серая зона - Обычная война - Ядерная война»
© CC BY 2.0 / NATO
«Теневое ЦРУ» обозначило перечень операций в ходе прокси-гибридных войн.

RAND Corporation вывела новый алгоритм: «Серая зона - Обычная война - Ядерная война»

«Теневое ЦРУ» обозначило перечень операций в ходе прокси-гибридных войн, когда в дело идёт не оружие, а весь арсенал «мягкой силы»: дипломатия, пропаганда, саботаж, дезинформация и невоенные меры политической дестабилизации. И при том выдало желаемое за действительное
Реклама
RAND Corporation вывела новый алгоритм: «Серая зона - Обычная война - Ядерная война»
© CC BY 2.0 / NATO
«Теневое ЦРУ» обозначило перечень операций в ходе прокси-гибридных войн.
Читайте нас на: 

Россия в Серой зоне

В январе 2020 года известная аналитическая организация, более известная как «теневое ЦРУ» - RAND Corporation - опубликовала очередную исследовательскую работу «Враждебные мероприятия России. Борьба с российской агрессией в Серой зоне против НАТО на контактном, прямом и точечном уровнях конкуренции» (Russia's Hostile Measures. Combating Russian Gray Zone Aggression Against NATO in the Contact, Blunt and Surge Layers of Competition), в которой она разобрала по косточкам тактические и стратегические успехи России в ходе её возврата к «сверхдержаве», сделав особый акцент на операциях в Серой зоне (Gray Zone).

Gray Zone - этим термином RAND Corporation обозначило перечень операций в ходе прокси-гибридных войн, когда в дело идёт не оружие, а весь арсенал «мягкой силы» - дипломатия, пропаганда, саботаж, дезинформация и невоенные меры политической дестабилизации (measures short of war, MSW). Действия России в Gray Zone, по мнению специалистов из RAND, влияют на все уровни национальной безопасности США, стратегию и процессы планирования Пентагона.

RAND Corporation опубликовала очередную исследовательскую работу.
© rand.org
RAND Corporation опубликовала очередную исследовательскую работу.

Акцентируя важность Gray Zone, аналитики RAND Corporation говорят, что такое «влияние в последнее время обусловлено "враждебными обменами" между странами НАТО и Россией, которые оказались опасными, разрушительными и в некоторых случаях чрезвычайно дорогими». При этом, чтобы придать весомость своим аргументам они проводят связь действий Советского Союза во времена холодной войны с нынешней Россией, которая является преемницей стратегии и тактики внешней политики СССР.

В то же время RAND Corporation хвалит «прозорливое» руководство НАТО (читай США) за его стратегию продвижения на Восток, после которой Россия, по словам эксперта Шермана Гарнетта, выглядит как «обездвиженный медведь в большой стеснённости»: «Тринадцать стран Восточной Европы вступили в НАТО, и ещё четыре страны вступили (в альянс), с тех пор как Путин принял президентство России в 2000 году. Три нынешних и два амбициозных члена, а также пять стран, которые формально сотрудничают с НАТО, имея границы с Россией от Норвегии до Монголии. Каждая страна в Европе, за исключением Косово и Кипра, являются членами альянса, стремятся к членству или имеют (или недавно имели) официальное соглашение о партнёрстве с НАТО. Влияние альянса в Центральной Азии расширяет его охват почти от Атлантики до Тихого океана».

Это успех? Возможно.

Успех, который блок НАТО достиг благодаря программе «Партнёрство ради мира» (Partnership for Peace) и другим индивидуальным программам военной помощи. Однако стратегия НАТО по продвижению своего влияния на Евразию встретила противодействие со стороны России, которое вскоре назвали «русской гибридной войной». RAND Corporation подробно рассматривает пять стран - Молдавию, Эстонию, Грузию, Украину и Турцию, в которых тактика гибридной войны (MSW) России в трёх случаях имела успех (Турция, Молдавия, Грузия), но ни привела к стратегическому успеху, т.к. все эти страны остаются лояльными США и блоку НАТО.

Карта программы «Партнёрство ради мира».
© en.wikipedia.org
Карта программы «Партнёрство ради мира».

Интересен тот факт, что госпереворот на Украине аналитики RAND определили как стратегическую победу, в которой России досталась лишь тактическая победа с присоединением Крыма и замораживанием конфликта в Донбассе. Стратегическая победа объясняется тем фактом, что были достигнуты ощутимые результаты. Во-первых, благодаря санкциям из-за Украины, экономика России была частично подорвана и до сих пор находится под угрозой введения новых санкций. Во-вторых, несмотря на усилия России - Украина дрейфует в сторону Европы и готовится вступить в блок НАТО.

С Турцией, входящей в блок НАТО, результат действий России был оценён иначе. Россия в налаживании отношений с Турцией достигла тактического успеха, но с неясными для аналитиков RAND стратегическими последствиями. В арсенале тактического успеха России значится не только продажа ЗРС С-400, но и экономические проекты - «Турецкий поток» и строительство АЭС «Аккую».

«Россия стратегически ограничена, но тактически сильна»

Два приведённых мной примера характеризуют генеральную линию анализа, проведённого специалистами из RAND Corporation, которая в итоге заканчивается выводом о том, что Россия сильна и непредсказуема в тактических операциях, но проигрывает в стратегии. Она состоит в поддержании благоприятного статус-кво, ослаблении НАТО, укреплении статуса великой державы, но пока не приводит к серьёзным успехам. Такое положение RAND характеризует как «60-процентный показатель тактического успеха и последовательная неудача в достижении стратегического успеха». Однако это положение не названо стратегическим провалом, из-за того факта, что Россия навёрстывает своё отставание в операциях в Gray Zone.

Поэтому деятельность России в этой зоне находится под пристальным вниманием RAND Corporation, т.к. её специалисты видят последовательность конфликтов, могущих привести к глобальной войне. Хронология развития конфликта с Россией выглядит так: Серая Зона (операции MSW) - Обычная война - Ядерная война. Действия России в Gray Zone, по мнению аналитиков из «теневого ЦРУ», поддаются не только контролю, но и прогнозированию: «Любые операции, проводимые Россией в Gray Zone, можно предотвращать и отражать».

В качестве основной рекомендации по сдерживанию «агрессивной» России странам, входящим в блок НАТО, RAND Corporation предлагает для избежания конфликта с Россией разместить воинский контингент НАТО у её границ с тремя оговорками.

В качестве основной рекомендации по сдерживанию «агрессивной» России странам, входящим в блок НАТО, RAND Corporation предлагает разместить воинский контингент НАТО у её границ.
© Globallookpress
В качестве основной рекомендации по сдерживанию «агрессивной» России странам, входящим в блок НАТО, RAND Corporation предлагает разместить воинский контингент НАТО у её границ.

Во-первых, контингент должен в основном состоять из механизированных пехотных подразделений, оснащённых передовыми средствами ведения огня, связи и разведки. Бронетанковые части размещать у границ России не рекомендуется, их всегда можно перебросить туда в случае обострения отношений.

Во-вторых, размещение войск должно быть постепенным, чтобы Россия не заподозрила наступательные намерения. При этом руководству НАТО необходимо публично заявлять о своих оборонительных намерениях.

В-третьих, надо постоянно повторять мантру о приверженности мерам укрепления доверия в отношениях с Россией.

«Россия стратегически ограничена, но тактически сильна», - такой вердикт выносит RAND Corporation. При этом она отмечает тот факт, что тактическая сила России основана на рефлекторных и непредсказуемых реакциях на антироссийские операции в Gray Zone. Такие реакции могут быстро перерасти в ядерную войну, к которой лидеры НАТО пока не готовы. Поэтому стремясь к своим стратегическим целям (доминирование в мире) - НАТО не должно переходить красную черту, которая приведёт к непредсказуемому ответу со стороны России: «Медведи страшны и опасны, когда загнаны в угол, но они относительно предсказуемы, и ими можно управлять», резюмирует в конце исследования RAND Corporation.

Правы ли они? Я думаю нет, они ошибаются - стратегически и тактически.

США тешат себя иллюзией, что у них всё под контролем

Прочтение исследовательского доклада, который сделала RAND Corporation, создаёт иллюзию того, что у США всё под контролем. Однако действительность выглядит иначе. Косвенное подтверждение «ошибок аналитики» заметно в формировании бюджета Пентагона. Внимательное рассмотрение статей расходов и военных программ говорит о том, что контролирующие «всех и вся» были застигнуты врасплох разворотом динамики мироустройства от однополярного к многополярному. Набирающую силу тенденцию пересмотра суверенитетов и заключение новых союзов не могут сдержать ни экономические санкции, ни 400 американских военных баз, разбросанных на всех континентах. Количество вызовов и угроз, с которыми сталкивается «мировой гегемон», растёт в геометрической прогрессии. При этом ошибочность прогнозов и действий при купировании этих угроз так же не уменьшается.

Ошибки внешней разведки США, безрезультатные действия её армии привели к тому, что в силе «мирового гегемона» стали сомневаться даже те государства, которые раньше и не думали говорить об этом открыто.

Акции с наказанием непокорных, которые администрация Трампа провела против Сирии, КНДР, Венесуэлы и Ирана, несмотря на победоносную риторику, с военной точки зрения (тактики и стратегии), не привели к ощутимым результатам. Назвать их тактическими успехами также невозможно, т.к. не произошло смены политического руководства этих стран, и курс государственного развития остался прежним.

Помимо этого, в производстве вооружений и военной техники, где США традиционно опережали все государства мира, количественное превосходство американских оружейных гигантов уже оспаривают концерны ВПК Китая. В некоторых военных технологиях США из лидеров опустились до роли догоняющих. Современные комплексы ПВО и РЭБ, а также комплексы, работающие на технологии управляемого гиперзвука, производят в России и Китае, а в США даже нет прототипов военной техники будущего.

Ярким примером стали ответные меры США на появление гиперзвуковых комплексов на вооружении армий России и Китая. Весь мир ожидал, что вот-вот распахнутся двери секретных лабораторий и DARPA совместно с Пентагоном предъявит миру новое сверхоружие, которое сможет легко обнаруживать и сбивать гиперзвуковые ракеты и планирующие блоки, но мир увидел иное - еле сдерживаемую панику, в которой разведка США знать не знала об этих разработках, а если и знала, то не предупредила военно-политическое руководство о надвигающейся угрозе.

Окончательный результат также известен - все действующие программы по разработке гиперзвуковых комплексов остановлены. Вместо них были открыты восемь новых программ, по которым прототипы появятся только после 2022 года. В качестве защиты от российских и китайских гиперзвуковых комплексов аналитики из Пентагона и Конгресса США предложили увеличить спутниковую группировку и создать больше комплексов ПРО - мобильных и стационарных. Закидают шапками? Ну-ну.

Американские программы по гиперзвуковому оружию.
© twitter.com/Defence_360
Американские программы по гиперзвуковому оружию.

«Медведь тайги своей никому не отдаст»

Суть стратегических ошибок, которые допускают аналитики исследовательских центров США, заключается в западном прагматизме, согласно которому все процессы жизнедеятельности человека сводятся в некий предсказуемый алгоритм, где «страна-бензоколонка с разорванной от санкций экономикой» не может быть лидером в военных технологиях.

Точно также, по алгоритму, поступает и RAND Corporation, когда проводит оценку тактических и стратегических побед России в Серой зоне. Потому что на самом деле тактические успехи России привели к тому, что США стали беспокоиться за целостность НАТО, обвиняя в подрыве единства её членов, и заставили Пентагон создавать новые военные базы в тех регионах, где Россия может вернуть свой статус-кво.

Новое противостояние России и США можно охарактеризовать словами из трактата «Искусство войны» Сунь Цзы: «Мало сил у того, кто должен быть всюду наготове. Много сил у того, кто вынуждает другого быть всюду наготове».

Действительно, самая большая и мощная армия в мире, присутствующая на 400 военных базах, имеющая военный флот во всех океанах стратегически проигрывает новой тактике России, которая, по мнению американских политиков и военачальников, представляет «реальную угрозу» и заставляет постоянно увеличивать траты на военные расходы, чтобы быть готовой «сдерживать» её в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке и Азии.

Алгоритм «Серая зона (операции MSW) - Обычная война - Ядерная война», который придумали специалисты из RAND Corporation, не является универсальным. Так же как и успехи операций России в Gray Zone не приводят к началу конфликтов, которые в последствии должны перерасти в ядерную войну. Предшествующие возврату Крыма и антитеррористической операции российских ВКС в Сирии действия наших дипломатов, СМИ и специалистов из разведки не привели ни к эскалации боевых действий, ни к Третьей мировой, о которой так часто говорили авторитетные западные эксперты и умудрённые боевым опытом военачальники.

В 2014 году американский политический карикатурист Роберт Мэтсон как-то заявил: «Иногда (русский) медведь - это просто медведь». При этом он утверждал, что оценки русской военной доблести и глобального влияния явно завышены. Безусловно, это известный штамп американской пропаганды, который соседствует в головах американцев рядом с римской пословицей о том, что положено Юпитеру (США), то не положено быку (всем остальным странам мира).

О том, почему американцы ошибаются, сказал президент Владимир Путин: «Многие говорят, что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Может быть, быку и не положено, но медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет! Он у нас считается хозяином тайги. Он не собирается переезжать в другие климатические зоны, я точно знаю. Но и тайги своей он никому не отдаст».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама