Истребитель пятого поколения Су-57.

Су-57 - истребитель, меняющий реальность

Уже в этом году лётчики Воздушно-космических войск России на практике смогут убедиться, так ли хороша новая машина, как утверждают её создатели
17 февраля 2020, 13:33
Реклама
Су-57 - истребитель, меняющий реальность
© sukhoi.org
Истребитель пятого поколения Су-57.
Читайте нас на: 

Подъёмная сила

На днях Су-57 , который называют перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА), отметил десятилетие с момента первого взлёта. По историческим меркам срок небольшой. Например, Т-10 - он же Су-27, который даже западные эксперты считают лучшим истребителем всех времён, становился на крыло ровно столько же. Но только через сорок лет мы получили машину, которая полностью отвечает тем задумкам, которые вкладывались в неё военными и промышленностью - Су-35.

Этот самолёт - предтеча нашего технологического прорыва в будущее. Именно на Су-35 обкатали технологические возможности, которыми обладает Су-57. Прежде всего - полностью цифровую, в принципе лишённую аналоговых приборов, кабину пилота, двигатель 117С с увеличенной тягой и с цифровой системой управления FADEC, позволяющей контролировать каждый параметр работы мотора и существенно экономить топливо при выполнении сложных пилотажных манёвров.

В отличие от своего непосредственного прародителя, Су-57 - это не только новая аэродинамическая схема планёра, принципиально новое ракетно-бомбовое вооружение и радиоэлектронное оборудование, но и новые композиционные материалы. В общей массе «пустого» самолёта они составляют 25%, а по поверхности - все 70%. При этом композитные материалы в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и титана тоже. В результате вес Су-57 в четыре раза меньше веса самолёта, собранного из привычных материалов, а его радиозаметность вообще близка к нулю.

Истребитель Су-57.
© mil.ru
Истребитель Су-57.

Речь о той самой стелс-технологии, о которой так много говорят, но которую трудно «пощупать». Для понимания: эффективная площадь отражающей поверхности у Су-57 сегодня равна 0,5 кв. м, а у Су-30МК, например, - 20 кв. м. Поэтому на радаре Су-30МК виден как металлический объект размером 5 на 4 м, а отражение Су-57 в 40 раз меньше - мячик для пинг-понга. Не больше засветки на экране от F-22 «Raptor». Но американец - это «утюг», даже близко не обладающий сверхманёвренностью Су-57.

Новое измерение

Но в «пятое измерение» Су-57 выводят не только уникальные пилотажные возможности, в той или иной мере доступные и другим машинам «Сухого» - Су-30 и Су-35. ПАК ФА - прежде всего электроника, которой на борту много и она очень новаторская. Начнём с главного - радар с активной фазированной решёткой (АФАР). В отличие от обычных «щелевых» антенн, применяемых на большинстве современных российских и западных истребителей, АФАР - это монолитная структура, которой не надо вертеться в разные стороны для сканирования воздушного пространства. Более тысячи объединённых в единое поле миниатюрных приёмо-передающих устройств видят всё, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Антенна может вести изрядное число воздушных и наземных целей, одновременно наводя на них системы вооружения.

Датчиками пронизаны кромки крыльев и фюзеляж Су-57. Из-за чего пилот видит всё, что происходит вокруг буквально на 360 градусов, может не только контролировать ситуацию, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и с авиационной группой.

Получается, что истребитель как бы встроен в глобальную систему ведения боевых действий, в которой одновременно могут быть задействованы как силы сопровождения - самолёты дальней радиолокационной разведки А-50, штурмовики, бомбардировщики, вертолёты, так и наземные средства ПВО, а так же мотострелковые подразделения. По факту Су-57 может быть и самостоятельным ударным средством, и самолётом, корректирующим войсковую операцию.

Повелитель роботов

Кроме того, Су-57 обладает системой, которую можно назвать «электронным» пилотом. Система подсказывает оптимальные варианты тактики боя, автоматически распределяет цели, просчитывает различные сценарии и даёт рекомендации по повышению эффективности действий. Считается, что развитие таких систем приведёт к появлению так называемого интеллектуального борта, который сможет эффективно вести бой в автоматическом режиме, без участия человека, - об этом, в частности, сообщал заместитель директора ОКБ Сухого по развитию - заместитель главного конструктора Виктор Попик.

В августе этого года Су-57 впервые совершил совместный полёт с тяжёлым беспилотным летательным аппаратом «Охотник». Боевой дрон, выполненный по схеме «летающее крыло» (масса 20 тонн), взлетел под Астраханью и в назначенной точке присоединился к Су-57, который и взял контроль над электронным разумом БПЛА. В результате синхронного пилотирования они, действуя в паре, осуществили прорыв системы противовоздушной обороны условного противника.

По некоторым данным, «Охотник» может нести до восьми тонн боевой нагрузки - высокоточных ракет и бомб. Столько же поднимает за раз модернизированный истребитель МиГ-29. Но с одним существенным отличием - в кабине «МиГа» сидит пилот, и посылать его под ракетный удар, практически на верную гибель, жестоко. А вот робота…

Хотя кто сказал, что дрон потенциальная жертва? БПЛА может быть и «приманкой» для ПВО, и прикрытием для Су-57, поскольку на нём могут стоять не только средства обнаружения целей и системы вооружения, но и комплексы радиоэлектронного подавления. Под таким «зонтиком» Су-57 будет проще войти в зону боевого применения и тщательно «погасить» боевые силы и средства вероятного противника. Как известно, в арсенале ПАК ФА не только дальнобойные крылатые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» нового поколения, но и корректируемые авиабомбы.

Российский истребитель Су-57 по многим показателям превосходит американские самолёты F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Так утверждал в интервью телеканалу «Звезда» главный конструктор истребителя Михаил Стрелец. Он ответил, что Су-57 изначально создавался как многофункциональный истребитель, тогда как F-22 Raptor (Хищник) и F-35 Lightning II (Молния) способны качественно решать только определённые задачи. «F-22 предназначен для завоевания превосходства в воздухе. И только потом американцы поняли, что принципиально неправильно было проектировать самолёт только под размещение ракет «воздух-воздух», и предприняли попытку разместить авиационные средства «воздух-поверхность» в существующую конфигурацию отсеков. Но конфигурация отсеков не позволила разместить более крупные грузы», - говорит Стрелец.

Вектор тяги

Американский Raptor давно стоит на вооружении, участвовал в боевых вылетах против боевиков Исламского государства (запрещено в РФ) в Ираке. Тем не менее купить его нельзя. Более упрощённая версия F-35 вроде бы доступна, но продается «с высочайшего соизволения». Это уже испытала на себе Турция. При том что Анкара выплатила американцам 1,4 млрд долларов за 116 самолётов, ей отказали в поставке по причине того, что господин Эрдоган решил усилить оборону страны российскими зенитно-ракетными комплексами С-400 «Триумф».

Россия не строит искусственных преград в области военно-технического сотрудничества. На аэрокосмическом салоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском Су-57 впервые был представлен в экспортном варианте. Его уже показали президенту Турции. В очереди Индия, несмотря на заявления о том, что машина якобы не соответствует пятому поколению. Дели смущает то обстоятельство, что двигатель второго этапа для Су-57, обеспечивающий крейсерский сверхзвуковой полёт, проходит испытания. Но как только двигатель доведут до ума, индийцы, скорее всего, возобновят программу совместной разработки истребителя будущего - FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Заинтересованы в Су-57 ещё ряд стран: Китай, Малайзия, Индонезия и Вьетнам.

Впрочем, дело не только в технологиях, но и в деньгах. Например, программа создания F-22 Raptor оценивается в 74 млрд долларов при цене одного самолёта - 146 млн долларов. Именно из-за дороговизны Пентагон закупил всего 187 самолётов. Наша программа на порядок дешевле, но Минобороны заключило контракт на покупку только 76 истребителей, и первый должен был быть передан ВКС РФ ещё 2019 году. К сожалению, во время испытательного полёта самолёт потерпел катастрофу. Второй борт ожидается в этом году, а с 2021-го начнётся полноценное серийное производство. Вот тогда можно будет говорить и о поставках Су-57 на экспорт.

Больших заказов ожидать не стоит, поскольку Су-57 - штучное изделие, много их не нужно. В боевом порядке из истребителей Су-30 и Су-35 ПАК ФА ему, условно говоря, отводится роль высокоточной снайперской винтовки. Возможности, заложенные в этой боевой платформе, как уже отмечалось, позволяют не только решать задачи, недоступные другим истребителям, но и организовывать боевое управление.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама