© colonelcassad.livejournal.com
В сирийской провинции Идлиб началось совместное патрулирование турецких и российских военных

Идлибское фиаско Эрдогана

С 15 марта 2020 года в соответствии с подписанным высокими сторонами Дополнительным Протоколом Сочинского меморандума о деэскалации в сирийской провинции Идлиб на трассе М-4, соединяющей Латакию и Алеппо, началось совместное патрулирование турецких и российских военных
Реклама

Многие эксперты склонны полагать, что Идлиб и поддержка Фаиза Сараджа в Ливии для Эрдогана всего лишь возможность политического маневрирования в переговорах по трём кантонам сирийского Курдистана, и он с легкостью уйдёт из Идлиба и Ливии, если туркам удастся окончательно оттеснить курдов подальше от своих границ по всему периметру. Но существует и иная точка зрения, приписывающая Эрдогану султанские амбиции и желание видеть Идлиб своим вилайетом.

Можно ли верить Эрдогану?

При анализе мотивов Реджепа Эрдогана нужно учитывать три фактора: озвученную им миграционную катастрофу, за которую Евросоюз ему не платит, ущемление, как твердит турецкая пресса, гуманитарных прав родственных туркоманов и, безусловно, курдскую проблему .

В самопровозглашённой курдской Рожаве Турции удалось отодвинуть курдов от своих границ, причём благодаря потере интереса американцами, которые решили ограничить свой контроль нефтеносными районами. А вот в Идлибе дела обстоят несколько иначе…

Зона деэскалации, определённая Сочинским меморандумом , могла бы развязать Эрдогану руки и позволила бы спокойно расширять своё влияние в провинции. Но скопище группировок в Идлибе настолько разношёрстно и неподконтрольно, что даже Эрдоган не прочь утилизировать, к примеру, наиболее сильную армию исламистов «Хайат Тахрир аш-Шам»*(террористическая организация, запрещённая в РФ). К тому же уничтожение этих террористов, которые признаны таковыми и в США, было предусмотрено сочинскими договоренностями.

Эрдоган же не только не выполнил обещание, но по сведениям сирийской разведки, ещё и снабдил боевиков этой структуры оружием, включая ПЗРК стоимостью 80.000 долларов за штуку и с дальностью поражения пять километров.

Исходя из непоследовательных противоречивых действий турецкого лидера, не совсем ясно, что от него ожидать в дальнейшем. Доказанный факт: руками Национальной разведывательной организации Турции (MIT) во главе с Хаканом Фиданом страна зарабатывала миллионы на логистике незаконного оборота нефти Исламского государства* (террористическая организация, запрещённая в РФ), декларируя при этом, что с ним воюет. Так что турецкому лидеру нельзя верить.

Метания Эрдогана

Действительно ли Ливия и Идлиб - всего лишь разменная монета для Турции?

На сегодняшний день в Ливии находятся около 5.000 боевиков из Сирии, отправленных туда турецкими властями. Ещё 2.000 наёмников проходят курс военной подготовки с опытными инструкторами на турецких тренировочных базах.

Активизация действий Турции в Ливии, может иметь двойной смысл. Кроме того, что ливийский фактор Эрдоган может с лёгкостью обменять на преференции в сирийском Курдистане, для него это относительно легальный способ утилизации неподконтрольных боевиков, ведь он отправляет в Ливию не турецких военнослужащих.

Что касается патрулируемого участка, примыкающего к границе Турции, то Эрдоган спит и видит, как переместит именно туда утомивших его беженцев, построит им времянки на деньги Евросоюза и решит главную проблему - отделит Рожаву от мятежного Диярбакыра живым арабским щитом.

Его вовсе не беспокоит возможная при этом этническая война. В этом смысле он расширяет собственное поле для манёвра и шантажа Европы и проецирует на сегодняшний день те самые пещерные методы «обмена населением», которые практиковались ещё Ататюрком. Примерить на себя лавры «Отца нации» Эрдоган не против.

Как союзник по НАТО Эрдоган слишком строптив . Его выпады в адрес бенефициара Североатлантического альянса, покупка у России ЗРК С-400 и прямое обвинение в инициировании попытки государственного переворота 2016 года стоят у американских властей костью в горле. Не секрет, что Эрдоган не очень-то устраивает своего главного партнёра по Альянсу. И держится он в своём кресле не благодаря США, а вопреки.

В политическом контексте метания Эрдогана и его зависимость от воинствующей клики внутри страны вполне объяснимы. Проиграв муниципальные выборы оппозиции в крупнейших городах, включая Стамбул, Партия справедливости и развития утрачивает свои позиции. К тому же бывшие сподвижники, такие как бывший премьер-министр Ахмет Давутоглу, через подконтрольные СМИ уверяют электорат, что президент ведёт непродуманную политику по отношению к НАТО.

Поэтому Эрдоган и шарахается из стороны в сторону, нащупывая спасительный выход.

Силовики и правые - спасительные соломинки Эрдогана

Первым делом ему нужно удержать в повиновении армию. Там тоже не всё так просто, ведь министр обороны Хулуси Акар - фигура неоднозначная.

Именно он во время неудавшегося переворота летом 2016 года возглавлял Генеральный штаб турецких вооружённых сил. Трудно поверить, что глава Генштаба не знал о целой фронде предателей Эрдогана в количестве 700 офицеров в подконтрольном ему ведомстве. Он же не слепой.

При этом генерал технично перестраховался, дав собственным офицерам взять себя в заложники. Видимо, хотел дождаться итогов путча, комфортно попивая чай из стеклянной армуды. Переворот провалился, и он вышел сухим из воды, став министром обороны. Кстати, Хулуси Акар пользуется большим авторитетом в НАТО, где Эрдоган считается трудным субъектом для переговоров.

Глава разведки Хакан Фидан, которого Эрдоган притащил с собой на переговоры с Путиным в Москву вместе с Хулуси Акаром, тоже персона, скомпрометировавшая себя связями с Исламским государством*. Поэтому в случае чего, американцы легко им пожертвуют.

Понятно, что Эрдоган держит силовой блок при себе. Для него главное - не упустить рычаги управления армией и спецслужбами, которые могут выйти из подчинения лишь в одном случае - если потери среди турецких военных станут серьёзными настолько, что вызовут шквал возмущения в турецком обществе.

Вот почему милитаристская риторика превалирует в турецких СМИ. Именно на неё запрос.

Единственными союзниками партии Эрдогана пока ещё являются ультраправые сторонники Девлета Бахчели и его Партии националистического движения, известной тем, что в её недрах зародилась террористическая организация «Серые волки»*.

Пантюркисты призывают Эрдогана к более решительным действиям с Москвой и Дамаском, тем самым загоняя его в цугцванг. Любой ход президента Турции ныне ведёт к ухудшению его политического реноме.

Плюс ко всему, он успел поссориться и с лидером Египта Абдул-Фаттахом Ас-Сиси и вступил в открытое противостояние с Халифой Хафтаром в Ливии. При этом оба лидера арабских стран налаживают хорошие отношения с усиливающей своё влияние в регионе Москвой, осуждая в унисон интервенцию Турции.

Казалось бы, Эрдоган не заинтересован в эскалации, и она грозит новыми потерями. Но он должен доказать электорату, что турецкая армия побеждает и враг несёт несопоставимые с турками многотысячные потери в живой силе и оставляет на поле боя подбитую технику. Таким образом пропагандируется приукрашенный постулат, что месть настигла всех врагов Турции, а Эрдоган - великий стратег и непревзойдённый полководец.

Провокации не остаются без ответа

По факту же происходит ровно обратное. Сирийские войска успешно продвигаются к столице провинции Идлиб, отвоевав 1.500 км территории. САА удалось освободить более 50 населённых пунктов. В конце февраля сирийская армия захватила холмы, обрамляющие плодородную и равнинную долину Аль-Габ с востока. Наконец-то взята и господствующая высота Аз-Завия, что сделало оборону террористов бессмысленной, и они отошли. 

Ну а контроль над Серакибом и трассами - это жирная точка в удачной военной кампании.

Открытие трассы М-5 оживит экономику некогда главного промышленного центра. Заживут и предприятия, оборудование которых в своё время экономические мародеры вывезли в соседнюю Турцию.

На очереди - Идлиб. Так что скорее всего перемирие там не продлится долго. Неподконтрольные Эрдогану отряды группировки Хайат Тахрир Аш-Шам*, переживающие агонию перед неминуемым военным фиаско, снова пойдут в бой.

Известны случаи, когда боевики переодевались в форму турецкой армии, чтобы обезопасить себя от удара с воздуха, где абсолютное господство у российских ВКС, и накрытия артиллерией САА… Провокация не останется без ответа.

Договорённость, достигнутая в ходе переговоров Реджепа Эрдогана и Владимира Путина в Москве, в любом случае - положительный факт. Она закрепила военные успехи правительственной Сирийской арабской армии и ВКС России.

Захватив десятки населённых пунктов на юго-востоке мятежной провинции в ходе зимнего контрнаступления в ответ на атаки боевиков Хайат Тахрир Аш-Шам*, Башар Асад при поддержке России методично вытесняет боевиков из Сирии. Турецкие наблюдательные блок-посты, оставшиеся в глубоком тылу, придётся переместить на север, поближе к турецкой границе.

Переговоры в Москве подтвердили военно-политическую и дипломатическую победу России в конфликте, который как турецкие, так и сирийские исламисты пытались довести до «точки невозврата». Несмотря на подтверждённые потери (62 турецких военнослужащих), Турция пошла на компромисс. Таковы главные итоги саммита. А что дальше - время покажет.

---* Террористическая организация, запрещённая в РФ.

Реклама