К нам приедет Эрдоган...
© kremlin.ru
К чему приведёт очередная встреча Владимира Путина с президентом Турции Раджепом Тайипом Эрдоганом?

К нам приедет Эрдоган...

Султанские амбиции турецкого президента поставили мир на грань большого вооружённого конфликта
03 марта 2020, 15:00
Реклама
 К нам приедет Эрдоган...
© kremlin.ru
К чему приведёт очередная встреча Владимира Путина с президентом Турции Раджепом Тайипом Эрдоганом?
Читайте нас на: 

Всё будет зависеть от встречи Владимира Путина с президентом Турции Раджепом Тайипом Эрдоганом, но прогноз не самый обнадёживающий. Считается, что Эрдоган не решится начать войну с Россией, поскольку воевать с ядерной державой себе дороже. Но, с другой стороны, за ним 5-я статья Устава НАТО, гарантирующая  вооружённую поддержку альянса; в его руках «Южный» и «Турецкий» потоки, на которые очень рассчитывала Россия, пока затормозился «Северный поток-2»; ну и Черноморские проливы, которые нетрудно блокировать. И тогда материально-техническое обеспечение нашей группировки в Сирии станет весьма проблематичным.

В шахматах такая ситуация называется цугцвангом - когда любой последующий шаг ведёт к ухудшению позиции. Вот почему в предыдущем телефонном разговоре с президентом Путиным турецкий лидер с вызовом потребовал оставить Турцию один на один с Сирией. Выясняется, всё время Эрдоган вёл свою игру и, похоже, считает, что уже одержал победу. Как будто бы...

Неслучайные жертвы

Напомним, что причиной обострения ситуации между Москвой и Анкарой стала гибель тридцати турецких военнослужащих. Примечательно и весьма показательно, что все они, по данным Минобороны РФ, находились в боевых порядках террористических группировок, изготовившихся для наступления на сирийские правительственные войска.

Турецкие военные находились в боевых порядках террористических группировок, где их не должно было быть в принципе.
© tsk.tr
Турецкие военные находились в боевых порядках террористических группировок, где их не должно было быть в принципе.

То есть там, где их не должно было быть в принципе, поскольку российский Центр по примирению враждующих сторон в Сирии, чтобы под огонь не попали союзники, постоянно запрашивает у турок координаты их подразделений. Так вот, согласно данным, полученным от турецкой стороны, их подразделений в районе операции у населённого пункта Бехун не должно было быть.

Получается, турецкое командование скрыло присутствие своих военных в рядах джихадистов или сознательно пошло на провокацию, чтобы накалить обстановку и при помощи США и ЕС выдавить Россию из Сирии. Ни один из вариантов исключить нельзя, зная манеру Эрдогана не считаться с потерями ради достижения собственных целей. Впрочем, есть ещё один вариант - восточное разгильдяйство. Но в любом случае никакого злого умысла в действиях Москвы и Дамаска не прослеживается. Более того, сразу же после инцидента Россия приняла «исчерпывающие меры», чтобы убедить сирийцев полностью прекратить огонь.

Тем не менее Анкара сразу же активизировала имеющийся в её арсенале набор средств, чтобы, во-первых, заставить Москву отказаться от сирийских союзников, оставив их один на один с турками; во-вторых, получить поддержку НАТО; в-третьих - оправдать уже давно состоявшийся переход турецкой армии на сторону террористических организаций, внесённых ООН в чёрный список. При этом в ход пошли уже привычные шантаж и угрозы.

Сирийские беженцы пытаются перебраться в Грецию.
© flickr.com/photos/syriafreedom
Сирийские беженцы пытаются перебраться в Грецию.

Для начала Анкара объявила об открытии своих границ с Болгарией и Грецией. Затем через местную прессу прошла утечка, будто Турция собирается закрывать Черноморские проливы для прохода российских военных кораблей. Наконец советник Эрдогана по вопросам безопасности и внешней политики Месут Хаккы Джашин заявил, что его страна готова к войне с Россией и «ничего не боится».

«Блудный сын» НАТО

Понятно, что резкий разворот Анкары в сторону от Москвы был встречен на Западе с радостью, точнее - с чувством неприкрытого злорадства. По всему выходит, что Турция вроде бы закончила свои почти пятилетние заигрывания с Москвой и теперь подобно «блудному сыну» возвращается в лоно НАТО, что не может не радовать Запад. Но не всё так просто.

По мнению ведущего научного сотрудника ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН Александра Фролова, Турция решает в Сирии большей частью свои проблемы. Вопрос только в том, насколько они соответствуют планам НАТО. Например, с США у Эрдогана очень непростые отношения из-за курдов. И Трамп, скорее всего, считает Фролов, не бросится сломя голову на помощь Анкаре. Правительство Меркель, в свою очередь, поддерживает Турцию из-за боязни, что та пригонит в Германию ещё миллион беженцев. Ну а Эрдоган призывает НАТО на помощь, поскольку понял, что взялся за неподъёмный груз - вторгся в чужую страну, а теперь жалуется, что его не понимают...

Представитель США при ООН Келли Крафт последовательно проводит антироссийскую и антиасадовскую линию.
© twitter.com/USAmbUN
Представитель США при ООН Келли Крафт последовательно проводит антироссийскую и антиасадовскую линию.

Поэтому поддержку от Запада Эрдоган получил весьма куцую, а Греция, воспользовавшись своим правом вето, и вовсе заблокировала заявление НАТО в поддержку Анкары. В этом плане наиболее последовательно антироссийскую и антиасадовскую линию выдерживают всё те же США. Получив в Сирии фиаско, Вашингтон всегда рад нагадить Москве, Дамаску и Тегерану, объявив, что их политика в Сирии «ни к чему хорошему не привела и привести не могла». Вот и на этот раз представитель США при ООН Келли Крафт потребовала от России «немедленно посадить в Сирии все свои самолёты» и назвала Астанинсий формат сирийского урегулирования «неэффективной конструкцией», чей механизм «сломался и не может быть восстановлен».

А вот оказать Анкаре реальную военную помощь, как уже отмечалось, никто не спешит - желающих идти на вооружённый конфликт с Россией ради амбиций Эрдогана как-то не наблюдается. Даже в Пентагоне отвергли призыв разместить на границе Сирии и Турции ЗРК Patriot. Более того, американская газета Politico приводит мнение офицеров Комитета начальников штабов и Министерства обороны США, считающих, что предложение бывшего американского посла в Турции Джеймса Джефри создать закрытую для полётов авиации зону над Сирией может создать «плохой инцидент», но «не изменит российских или сирийских расчётов».

Себе дороже

Да и сам Эрдоган должен в конце концов понять, что конфликт с Россией чреват большими экономическим потерями и военно-политическими рисками. Ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Виктор Надеин-Раевский утверждает, что «разрыв или даже снижение экономического сотрудничества негативно скажется на обеих сторонах, но на Турции, чья экономика находится сегодня далеко не в самой лучшей кондиции, это скажется намного больнее.

Только недавно Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган приняли участие в церемонии ввода в эксплуатацию газопровода «Турецкий поток».
© kremlin.ru
Только недавно Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган приняли участие в церемонии ввода в эксплуатацию газопровода «Турецкий поток».

Было бы верхом наивности полагать, что в условиях антироссийской истерии Турции удастся сохранить поток российских туристов, который приносил туркам около 10% ВВП, или надеяться, что Москва вдруг увеличит импорт турецких помидоров...»

Наверное, самым для нас неприятным моментом может стать ситуация с «Турецким потоком», в строительство которого Москва вложила немалые деньги. С другой стороны, и Эрдоган не получит газ. И вряд ли кто-нибудь предложит Анкаре лучшие условия, чем это сделала Москва.

Что касается баланса сил в регионе, то Эрдоган явно стремится попасть в военно-политическую ловушку, поскольку, если всё пойдёт так, как складывается, ему придётся воевать на несколько фронтов. В Сирии - против армии Асада, иранских отрядов и курдов. При этом надо иметь в виду, что за последние пять лет сирийская армия стала вполне боеспособной. Продолжающиеся на севере страны бои тому подтверждение. Ещё один фронт наметился в Ливии, где турецкие войска и переброшенные сюда сирийские террористы воюют на стороне Правительства национального единства (ПНЕ) Фаиза Сараджа, не пользующегося ни авторитетом, ни влиянием среди большинства ливийцев. Турецкое вторжение по сути превратило сторонников ПНЕ в коллаборационистов. Кроме того, Турция активно расталкивает локтями страны Восточного Средиземноморья, провоцируя напряжённость в этом регионе, которая может перерасти в вооружённый конфликт Турции с Кипром и Грецией.

В турецкой армии могут найтись недовольные своим президентом.
© tsk.tr
В турецкой армии могут найтись недовольные своим президентом.

 

Последний шанс

В этой связи возникает вопрос, какими силами Турция будет вести все эти войны? Особенно после того, как летом 2016 года Эрдоган фактически разогнал армию, посадив в тюрьмы и уволив десятки тысяч опытных офицеров, заподозренных в заговоре. Но удалось ли тогда турецкому президенту полностью искоренить «заразу» в армейских рядах?.. Скорее всего, и сегодня среди действующих офицеров гарантировано найдутся недовольные.

Теперь о требовании Эрдогана к России оставить Турцию один на один с Сирией. Прежде всего нужно иметь в виду, что Москва, похоже, исчерпала лимит уступок новоявленному турецкому султану. О чём, в частности, свидетельствует заявление руководителя Центра по примирению враждующих сторон в Сирии контр-адмирала Олега Журавлёва о том, что Россия не гарантирует турецким самолётам безопасность, если те вдруг вздумают залететь в запретную зону, которую установили сирийцы.

… И теперь вот Эрдоган упорно ищет личной встречи с президентом Путиным. Это его последний шанс.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама