Мал да удал: российские штурмовые катера «завоёвывают» Африку
Компания «Рособоронэкспорт» государственной корпорации Ростех приступила к реализации недавно подписанного первого внешнеторгового контракта с заказчиком из Африки на поставку скоростных штурмовых лодок БК-10 проекта 02450. Государство-покупателя пресс-служба Ростеха пока не «расшифровывает»: на мировом оружейном рынке в этом сегменте чрезвычайно большая конкуренция. Но сам факт примечателен.
Сайт госкорпорации цитирует слова генерального директора «Рособоронэкспорта» Александра Михеева: «Заключённый «Рособоронэкспортом» контракт стал первым за последние 20 лет документом на поставку финальной продукции для военно-морских сил российского производства в Африку южнее Сахары. Это несомненный успех в области развития военно-технического сотрудничества со странами стратегически важного для России региона. Мы долго и целенаправленно шли к развитию отношений с ними и расширению географии присутствия компании на Африканском континенте. Мощнейший стимул росту объёма нашего сотрудничества и переходу его на новый качественный уровень дал проведённый в октябре 2019 года экономический форум Россия-Африка в Сочи».
Быстра и опасна
Новые российские катера военного назначения в своем классе превосходят конкурентов. Недаром известная своими кликушескими вбросами американская RAND Corporation в прошлом году пугала командование вооруженных сил США в Европе. Оценивая стратегию безопасности на Чёрном море, аналитики RAND в очередной раз мрачно пророчествовали: «Обеспечивающий достижение российских целей Военно-Морской флот выполняет задачи не только по воспрещению доступа, но и по проецированию силы и контролю над морской акваторией… Из Крыма Россия сможет осуществлять эффективные операции с переброской войск в пределах региона, включая высадку вертолётных и морских десантов в Одессе, находящейся на северном краю дельты Дуная возле границы с Румынией, и далее в Тирасполе и на всей территории молдавского Приднестровья…»
Безусловно, эта геополитическая «жуть» требует пристального изучения психосоматического состояния сотворивших её «прогнозистов» квалифицированными психиатрами. Но в чём нет сомнений: морские десанты у русских и прежде получались хорошо. В годы Великой Отечественной войны советское командование провело около 60 десантных операций. Керчь и Новороссийск, Эзель и Борнхольм, Итуруп и Шумшу - список победных штурмов побережий можно продолжать долго. Сейчас, с появлением новой техники, возможности российской морской пехоты выросли ещё больше.
Одна из самых удачных новинок - скоростная штурмовая лодка БК-10 производства ростеховского концерна «Калашников». Судостроительное подразделение известнейшей оружейной фирмы разработало эту лодку для решения различных задач в прибрежной зоне.
Практически это универсал. БК-10 предназначена для перевозки личного состава, высадки десанта на необорудованное побережье, его огневой поддержки, борьбы с пиратством и терроризмом, оказания помощи терпящим бедствие. Экипаж БК-10 состоит из двух человек, к месту высадки лодка доставит 10 десантников. Осадка у восьмитонного штурмового судна всего 66 сантиметров: фактически лодка способна «запрыгнуть» на берег.
Два мощных подвесных бензиновых двигателя способны развить скорость до 40 узлов. Объёмные топливные баки позволяют лодке без дозаправки осуществлять плавание на дальность до 400 миль. Для облегчения высадки десанта на необорудованное побережье у БК-10 имеется металлическая носовая платформа (в другой модификации - аппарель).
У этой штурмовой лодки броневая защита рубки и броневое лобовое стекло. Для безопасности десантников также возможна установка бронезащиты по периметру десантного отделения.
Лодка обладает высокой огневой мощью: можно установить до четырёх пулемётов калибров от 7,62 до 12,7 мм. Для десанта и экипажа на БК-10 обеспечены комфортные условия: кресла с высокоэффективной амортизацией имеют седловидную форму и могут при необходимости легко и быстро демонтироваться.
Цитата
«БК-10 превосходит всех ближайших конкурентов на мировом рынке по дальности хода, десантовместимости, а также огневой мощи. В свою очередь относительная простота технологии постройки позволяет «Рособоронэкспорту» предлагать своим партнёрам лодку как в качестве финальной продукции, так и для лицензионного строительства на национальных верфях заказчика».
Александр Михеев, генеральный директор «Рособоронэкспорта».
Морские «динозавры» и «птенцы»
На декабрьском расширенном заседании Коллегии Министерства обороны, в ходе которого были подведены итоги деятельности Вооружённых сил в 2019 году и определены задачи на очередной период, министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу сообщил, что Военно-Морской флот в прошлом году получил 17 катеров и судов обеспечения.
В планах военного ведомства на текущий год стоит задача ввести в боевой состав ВМФ 14 кораблей и боевых катеров, три подводные лодки, 18 катеров и судов обеспечения.
Моряки-катерники ВМФ России выполняют всё более сложные задачи. В пресс-службе Восточного военного округа еженедельнику «Звезда» сообщили, что в середине апреля в акватории Тихого океана провели встречный морской бой ракетные катерные ударные группы Тихоокеанского флота (ТОФ). В ходе учения шесть ракетных катеров соединения охраны водного района войск и сил на Северо-Востоке России в составе двух тактических групп провели бой с условным нанесением удара крылатыми ракетами по отряду кораблей противника. Отрабатывался весь алгоритм действий при выходе в ракетную атаку, за исключением фактического пуска. Также экипажи ракетных катеров провели учение по коллективному отражению атаки средств воздушного нападения условного противника.
В эти же дни на ТОФ одиночные действия в море у берегов Камчатки сдаче курсовых задач отработали экипажи противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок». Экипажи катеров «Юнармеец Камчатки» и «Юнармеец Чукотки» успешно отработали все назначенные командованием курсовые задачи. Моряки усовершенствовали и навыки действий в условиях радиационного и химического заражения, по сигналу тревоги и при борьбе за живучесть.
А на Черноморском флоте вскоре заступит на вахту первая женская команда катера проекта 03160 «Раптор». Экспериментальный экипаж был сформирован в соответствии с решением министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу. Сейчас командир катера Анна Брикез, рулевой-сигнальщик Юлия Курочкина и моторист Ольга Чулкова изучают базовые основы кораблевождения и навигационной безопасности плавания в Объединённом Учебном центре ВМФ России в Санкт-Петербурге.
«Зубрить» девушкам придётся много: небольшой катер буквально напичкан сложной электроникой и современным вооружением. «Рапторы» предназначены для несения патрульной службы в прибрежной зоне морей, проливах, устьях рек, в светлое и тёмное время суток с удалением от пункта базирования на 100 миль. Такие катера-«динозавры» применяются для оперативной доставки до 20 морских пехотинцев, перехвата и задержания малых целей, в поисково-спасательных операциях в районах несения дежурства. Катер бронирован и вооружён дистанционно управляемым комплексом калибра 14,5 мм и двумя пулемётами калибра 7,62 мм «Печенег».
Летящий по волнам
Официальный сайт госкорпорации Ростех в апреле 2020-го сообщил, что в текущем году должна состояться премьера новинки - многофункционального судна на воздушной подушке (СВП) скегового типа «Хаска 10». Над доводкой катера сейчас работают конструкторы Рыбинской верфи совместно с коллегами из других судостроительных предприятий концерна «Калашников».
В переводе с английского skeg - это бортовой поплавок или ограничитель. Жёсткими скегами по бокам ограждают воздушную подушку судна для уменьшения расхода воздуха. СВП скегового типа «Хаска 10» рассчитано на многоцелевое применение.
Судно длиной 20,8 м, шириной 12,5 м и высотой 7,4 м будет способно перевозить до 10 тонн груза. На его борту, к примеру, можно разместить трёхосный тягач КамАЗ.
Водоизмещение «Хаски» - 35,7 тонны, скорость - 40 узлов. Управляется экипажем из трёх человек. В автономном режиме может проводить до трёх дней с дальностью плавания до 400 миль.
У СВП «Хаска 10», считают конструкторы, хорошие перспективы на отечественном Военно-Морском флоте. По многофункциональности и скоростным возможностям в классе судов водоизмещением до 1.000 тонн им не будет равных при проведении десантных операций.
Беспилотники морей и океанов
Со стороны часто видится лучше. Китайский портал «Чжунго цзюньван» (с кит. - «Армия Китая») недавно оценил российские исследования и разработки беспилотного вооружения и военной техники.
«За последние годы, особенно с момента начала осуществления военной реформы по созданию нового облика российской армии, искусственному интеллекту (ИИ) уделяется всё больше внимания, - считают аналитики китайского издания. - В российском военном ведомстве уверены, что развитие ИИ, как передовой технологии, может повлечь за собой изменения в направлении развития национальной стратегии и революцию в военной сфере… Сейчас Россия изо всех сил ухватилась за этот серьёзный шанс, всячески способствуя разработке, принятию на вооружение и применению беспилотных машин и катеров…
Многофункциональные беспилотные катера можно будет использовать вместе с боевыми самолётами и вертолётами, отчасти они заменят собой военные корабли при выполнении разведки в районе цели, преследовании подозрительных судов и поиске вражеских подлодок.
Сообщается, что боевые самолёты и вертолёты смогут управлять беспилотными катерами, даже находясь в нескольких километрах над поверхностью воды. В будущем подобные катера будут оснащены небольшими радиолокационными станциями, позволяющими осуществлять дистанционный контроль за их системой вооружения и электронно-оптическим оборудованием для выполнения ряда боевых задач».
Так это будет или прогресс в военной сфере пойдёт другим курсом… Ясно одно: российскому «москитному флоту» быть и развиваться. Возможно, с дальнейшим совершенствованием гиперзвукового оружия, носителями небольших высокоскоростных и высокоточных ракет станут именно небольшие катера. С экипажами или без них - покажут время и военная целесообразность.