От возмездия первых советских террористов-убийц спасли американцы
Шифровка из Анкары
В дверь постучали, и на пороге кабинета замначальника разведывательно-диверсионного отдела КГБ СССР появился шифровальщик: «Товарищ полковник, срочная шифрограмма из Анкары». Резидент Первого главного управления Комитета госбезопасности в столице Турции сообщал, что Пранас Корейво-Бразинскас вышел на свободу…
Оперативные данные подтвердились - турки выпустили из тюрьмы убийцу и террориста значительно раньше срока. И теперь Александру Ивановичу Лазаренко и его подчинённым предстояло вплотную заняться Пранасом и его сыном.
Можно было и не заглядывать в папку с материалами по делу Бразинскасов. Полковник прекрасно помнил все детали, хотя с того октябрьского дня прошло четыре года…
15 октября 1970 года его срочно вызвал к себе начальник отдела и сообщил: захвачен самолёт АН-24Б с 46 пассажирами на борту, следующий по маршруту Батуми - Краснодар.
- Где сейчас самолёт? - спросил Лазаренко.
- В Трабзоне. Террористы угнали самолёт с пассажирами в Турцию. По предварительным данным убита бортпроводница, несколько членов экипажа ранены. Пока никаких указаний нет, но мы должны быть готовы.
- Думаете, дадут добро? - засомневался Александр Иванович, памятуя о том, что Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев за десять лет своего правления не ответил положительно ни на одно предложение КГБ по ликвидации предателей.
… Вспомнилось дело сбежавшего за границу завербованного МИ-5 капитана Олега Лялина. На допросах в британской спецслужбе он наболтал такого, чего и в бреду не придумаешь. Якобы отдел, в котором ему пришлось служить, готовил диверсии в Лондоне, Вашингтоне, Париже, Бонне и Риме. Особенно упирал на Англию: мол, чекисты собирались затопить лондонское метро, взорвать станцию раннего оповещения о ядерном ударе в Северном Йоркшире, уничтожить стратегические бомбардировщики и другие военные объекты.
Тем не менее эти безумные «факты» были положены в основу обвинения Советского Союза в подрывной деятельности на территории Великобритании, и правительство Эдварда Хита пошло на беспрецедентный шаг - выслало из страны 105 советских дипломатов. Разумеется, среди них были и разведчики. Благодаря усилиям предателя Лялина британские спецслужбы нанесли мощный удар по лондонской резидентуре.
Наши спецслужбы, конечно же, определили место, где скрывался предатель. И не только определили, но и подготовили спецоперацию по устранению Лялина.
Портрет террориста
Тут стоит привести биографию Пранаса Бразинскаса, без которой будет неполным портрет террориста и его злодеяния. Он родился в 1924 году в Литве. В 1944 году подался к немцам, служил в понтонной бригаде одной из немецких дивизий. Однако советская власть почему-то на этот эпизод внимания не обратила. Уже после войны Пранас снабжал «лесных братьев» оружием, однако вновь избежал наказания. А в 1952 году, будучи завскладом хозтоваров, проворовался, попал под суд и получил год исправительных работ. Но это его не остановило - три года спустя Бразинскаса осудили на пять лет колонии за хищение социалистической собственности.
Освободился условно-досрочно и, чтобы замести следы, женился и взял в 1968 году фамилию супруги. Так Пранас Бразинскас стал Пранасом Корейво и вместе с тринадцатилетним сыном переехал в город Коканд, где организовал чёрный рынок. Закупал в обеспеченной Литве ковры и запчасти для автомобилей и перепродавал в Средней Азии.
Но в 1970 году Бразинскасом-Корейво заинтересовалось местное КГБ. И не из-за спекуляции. Всплыли факты, что во время войны, в 1944 году, Пранас Бразинскас был причастен к расстрелу евреев, а в 1949 году - к убийству милиционера.
Пранас принимает решение бежать за границу. На чёрном рынке покупает доллары, пистолет, ружьё, гранаты. Прилетев из Средней Азии в Вильнюс, приобретает билеты на самолёт, вылетавший из Батуми.
Хроника захвата
15 октября 1970 года отец и сын Бразинскасы поднимаются на борт АН-24Б.
…Рейс для пилотов был не сложный, маршрут короткий и хорошо знакомый. Последними зашли мужчина с юношей, одетые в серые плащи. Расположились в передней части салона. А через несколько минут после взлёта Пранас вызвал бортпроводницу.
Надежда Курченко работала в Сухумском авиаотряде. В коллективе её любили за добрый и мягкий характер - она умела ладить как с коллегами, так и с самыми беспокойными пассажирами. Но здесь она натолкнулась на ледяной взгляд. Пранас Бразинскас протянул бортпроводнице конверт и приказал передать командиру экипажа. Надежда успела сделать несколько шагов к пилотской кабине, как услышала тяжёлое дыхание Бразинскаса за спиной.
«Сюда нельзя!» - предупредила Надежда и развернулась лицом к разъярённому бандиту, который не ожидал, что ему преградит дорогу эта хрупкая девушка. Попытался сбить её с ног, не получилось - Надежда продолжала закрывать путь в кабину, и тогда Бразинскас стал её душить. А потом грянул первый выстрел. Уже падая, Надежда Курченко успела крикнуть: «Нападение! Он вооружён!» Это были её последние слова.
После выстрела несколько пассажиров, сорвавшись со своих мест, бросились к кабине пилота, но их остановил сидевший впереди Альгердас, сын Пранаса Бразинскаса. Он выхватил из-под плаща обрез и выстрелил вдоль прохода: «Не двигаться! Пристрелю каждого!»
И для убедительности пальнул ещё раз. Пуля никого из не задела, но пробила обшивку салона. К счастью, самолёт не успел набрать высоту, и разгерметизация воздушному судну не грозила. Но после второго выстрела Бразинскас-младший рванул полу плаща, и пассажиры увидели привязанные к поясу гранаты: «Если, кто дёрнется, взорву!»
Террористы ворвались в кабину пилотов, стали угрожать: «Лететь в Турцию! Взорвём, если вернётесь к советскому берегу!»
Началась стрельба и в кабине. Командир экипажа Георгий Чахракия получил пулю в позвоночник, бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь, штурману Валерию Фадееву пуля вонзилась в лёгкие. Чудом уцелел только второй пилот Сулико Шавидзе.
Когда АН-24 совершил посадку в Трабзоне, турецкие власти отказались выдать террористов. Более того, предлагали пассажирам самолёта остаться в Турции. Отказались все.
Когда ждать справедливости не приходится
Ничего подобного в Советском Союзе прежде никогда не происходило. Это был первый угон самолёта в другое государство, да ещё с такими трагическими последствиями. Руководство СССР пребывало в шоке, обсуждались разные варианты, в том числе и предложение высадить в Трабзоне десантников и захватить террористов. Однако от него отказались.
Но если предложение о высадке десанта на территории другого государства было скорее из области фантастики, то в разведывательно-диверсионном отделе КГБ служили профессионалы. Как и они, Лазаренко считал, что убийцы должны понести заслуженное наказание.
- Знаешь, Александр Иванович, это тебе не Лялин. Это террористы, у которых руки в крови. Только вот кто они?
Во время той беседы ответа на это вопрос не знал ни сам начальник отдела, ни полковник Лазаренко. Теперь же об отце и сыне Бразинскасах ему было известно практически всё. В папке с материалами дела лежал перевод интервью Бразинскаса одному из зарубежных изданий: «Мы прорвались сквозь "железный занавес" советских оккупантов, впервые в истории успешно направив самолёт из тюрьмы порабощённых Советами народов в свободный мир. Это событие потрясло советскую империю зла, прославило дело свободы Литвы во всём мире».
Пойти на открытый конфликт с СССР и предоставить политическое убежище кровавым террористам, Турция побоялась. Их судили, но Пранас не отсидел и половины, а несовершеннолетний Альгердас и вовсе избежал наказания. И всё это время зарубежные средства массовой информации «лепили» из Бразинскасов борцов за свободу.
В тюрьме они находились в комфортных условиях: им разрешались передачи на сумму до 300 долларов в месяц, регулярные встречи с адвокатами, правозащитниками и журналистами.
В деле Бразинскасов сохранились и другие многочисленных интервью Пранаса. Оказывается, как утверждал бандит, в 1955 году он был арестован не за банальное воровство, а за «антикоммунистическую деятельность», фамилию же сменил «по политическим мотивам» и тогда же, в 1966 году, отправился бороться с большевиками в Узбекистан, где «готовил восстание против коммунистов, но был раскрыт КГБ».
Турецкий суд, естественно, учёл эти «доводы» и не признал действия Бразинскасов преднамеренными. По версии турецкой Фемиды, самолёт они угнали якобы перед лицом смерти, угрожающей Пранасу за участие в «литовском сопротивлении».
…И вот амнистия - Пранас Бразинскас и его сын на свободе. В этот же день полковник Лазаренко направил шифрограмму резиденту в Анкару с распоряжением уточнить местонахождение Бразинскасов. Отдел начинал спецоперацию по ликвидации террористов.
Лазаренко срочно вылетел в Турцию. В аэропорту Эсенбога его встретил заместитель резидента, работающий под дипломатическим прикрытием. Приехали в посольство, где их уже ждал руководитель разведаппарата. Без лишних предисловий приступили к делу.
- Александр Иванович, - сообщил резидент, - после освобождения из тюрьмы Пранас и Альгердас Бразинскасы живут на вилле под Стамбулом. В город, на рынок, выезжают всегда вдвоём. Мы присвоили им клички «Пираты». Сопровождающих или охранников не выявлено, однако по нашим данным, спецслужбы Турции и США их плотно опекают. Не забывает бандитов и свободная западная пресса. Особенно стараются американцы.
- Мы тоже отслеживаем публикации в американских изданиях, - отметил Лазаренко. - Они твердят одно: Бразинскасы бежали из тоталитарной страны и случайно убили бортпроводницу. Разумеется, тоже случайно ранили ещё троих членов экипажа и подвергли опасности жизни десятков пассажиров. Однако представитель Госдепа заявил, что «озабоченность США международным терроризмом не распространяется на случай с Бразинскасами». Поэтому ждать справедливости не приходится.
Резидент согласился:
- Мы готовы, Александр Иванович.
- Когда назначена встреча с агентом? - спросил Лазаренко.
- На завтра. Решили её не откладывать.
На следующий день такая встреча состоялась, и полковник Лазаренко убедился, что агент готов выполнить задание. Теперь предстояло разработать детали операции: когда её проводить, где и каким способом уничтожить террористов.
Лазаренко улетел в Москву, и уже там сотрудники отдела шаг за шагом выстроили последовательность действий агента-ликвидатора. Долго обсуждали и спорили по поводу оружия. Сначала остановились на бесшумном пистолете, но потом отказались от этой идеи. Решили использовать отравленную микропулю. Специальное стреляющее устройство зашивали в подошву туфли - выстрел тоже бесшумный, надо было только попасть в цель.
Агента-ликвидатора вызвали в Москву. Полковник Лазаренко лично готовил его к выполнению операции.
Однако вскоре пришло известие: Бразинскасы неожиданно исчезли из города. Позже по оперативным данным стало известно: их вывели из-под удара спецслужбы США. Сначала, заметая следы, вывезли в Италию, потом в Венесуэлу, и, наконец, в Америку.
Собаке собачья смерть
В феврале 2002 года сначала в зарубежных средствах массовой информации, а потом и в российских появилось сообщение о том, что в США по обвинению в убийстве был арестован некий Альберт Виктор Уайт, 46-летний житель городка Санта-Моника.
Какое отношение эта информация имеет к террористам Бразинскаскам?.. Как оказалось, самое прямое. Альберт Виктор Уайт не кто иной, как Альгердас Бразинскас - тот самый младший Бразинскас, который вместе с отцом, Пранасом, участвовал в захвате самолёта. Американцы сменили им фамилии и определили на постоянное место жительства в солнечной Калифорнии.
И вот 46-летний Альгердас в ярости забивает до смерти своего 77-летнего отца. Здесь можно было бы сказать «Собаке собачья смерть!» - и поставить в этой истории точку. Но…
Сейчас история угона пассажирского самолёта в Турцию уже порядком подзабыта. За минувшие полвека в стране происходили и другие, куда более кровавые события. Да и СССР уже давно не существует…
Но дело в том, что кровавый пример Бразинскасов для других террористов стал своего рода примером для подражания. И вот размышления на этот счёт уже генерала Александра Лазаренко: «Знаете, тот террористический акт, убийство юной Нади Курченко потряс нашу страну. Он послужил дурным примером для других бандитов. Это подтвердили террористы, захватившие самолёт в Грузии в 1983 году. Их спросили, на что они рассчитывали, когда пять раз выстрелили в лицо пилоту Шабартяну, три раза в пилота Плотко и убили бортпроводницу? Они ответили, что, мол, Бразинскасы тоже убили бортпроводницу - Надю Курченко, - так их в Турции встретили с распростёртыми объятиями…»
Так оно и было. И если бы Турция тогда выдала убийц СССР, возможно, не было бы у нас кровавых терактов в Тбилиси в 1983 году, в Ленинграде в 1988-м, в Орджоникидзе - в том же году… Возможно, не было бы и событий 11 сентября 2001 года в США.
Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения, и тогда в 70-е годы прошлого века иммиграционный судья Роберт Гриффит до последнего боролся, чтобы выбить политическое убежище для террористов и кровавых убийц Бразинскасов.
Откровенно говоря, мне очень жаль, что Александр Иванович Лазаренко не «достал» их тогда в Турции.