С какой целью американские военные заводят дружбу с военными из стран ОДКБ?

Сотрудничество некоторых стран ОДКБ и НАТО: партнёрство ради прогресса?..

Усиливая военную активность у российских границ, США делают ставку на дестабилизацию и разъединение стран-участниц Организации договора о коллективной безопасности
28 июля 2020, 06:15
Реклама

Распад СССР открыл для НАТО постсоветское пространство, позволил США и их союзникам развернуть свою инфраструктуру и разведывательные сети практически во всех республиках. В различных государствах ситуация складывается по-разному. Страны Прибалтики вошли в состав НАТО, Украина, Грузия и Молдавия обивают пороги Альянса, выполняя все пожелания западных «друзей», Туркменистан объявил о нейтралитете, Узбекистан мечется между военными союзами. Но среди этого «плюрализма» сохранилось постсоветское ядро безопасности в лице России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, создавших в 1992 году Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В те времена было модно сотрудничать с НАТО, но соответствует ли взаимодействие стран-членов ОДКБ союзническим обязательствам сейчас, когда геополитическая ситуация кардинально изменилась?

Под чужой стандарт

Сотрудничество членов ОДКБ с НАТО осуществляется в рамках программы «Партнёрство ради мира». На момент запуска программы Россия также искала сближения с Североатлантическим альянсом, но иллюзии быстро рассеялись. В 2014 г. НАТО официально приостановил сотрудничество с Россией, а с 2018 года в российском офисе при НАТО отсутствует постоянный представитель. Союзники же России по ОДКБ не только продолжают, но и усиливают взаимодействие с трансатлантическим военным союзом, периодически настаивая на крайней важности НАТО и военного сотрудничества с его членами для их безопасности.

В частности, План действий индивидуального партнёрства (ПДИП) с Арменией предполагает «оказание поддержки в осуществлении демократической и военной реформы». Как информирует МИД этой страны, Армения сотрудничает с НАТО не только в оборонной сфере, но и проводит регулярные консультации со странами-членами Североатлантического союза в области правового государства, прозрачности реформ, противодействия терроризму и борьбы с коррупцией. Кроме того, контингент ВС Армении в количестве 70 человек присутствует в составе KFOR в Косово, а также участвует в Международных силах содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане.

Альянс уделяет значительное внимание созданию в странах ОДКБ спецподразделений, подготовленных по стандартам НАТО и оперативно совместимых с войсками Североатлантического союза.

Справка

В Казахстане действует подразделение «Казбриг». В апреле 2010 г. при финансовой поддержке США на полигоне «Илийский» под Алматы был открыт новый Центр подготовки «Казбрига». Казахстан, в свою очередь, подписал с США Пятилетний план военного сотрудничества на 2018-2022 годы.

Центральное командование специальных операций Вооружённых сил США (SOCCENT) осуществляло обучение Национальной гвардии в Республике Таджикистан. В Таджикистане в 2010 г. при финансовой поддержке США был сформирован миротворческий батальон. Начиная с 2012 г. он принимал участие в миротворческих многонациональных учениях в Монголии, Непале, Казахстане, Германии и США. В сентябре 2015 г. соответствующие командно-штабные учения «Региональное сотрудничество» прошли в самом Таджикистане. На обеспечение и подготовку батальона к 2015 г. американским правительством выделено около $6,6 млн.

В Киргизии под эгидой США создан спецназ государственной охраны «Арстан».

Принимают страны ОДКБ и участие в военных учениях НАТО. На регулярной основе проходят совместные казахстано-американские военные учения «Жардем», «Баланс-Каяк» и «Степной орёл». В последних, ежегодно проходящих как на территории Казахстана, так и США,  участвуют помимо подразделений США и Великобритании казахстанский батальон «Казбат», опергруппа спецназначения Генштаба Минобороны Таджикистана и узбекский спецназ.

Армянские военнослужащие примут участие в учениях Noble Partner-2020 («Достойный партнёр») со странами НАТО и его партнёрами в Грузии. Как прокомментировала это решение Еревана спикер МИД РФ Мария Захарова, «настоящей задачей учений Noble Partner является проецирование силового давления на Южную Осетию, Абхазию и Россию».

В марте 2020 года в Белоруссии состоялись учения совместно с морской пехотой Великобритании. Тренировки прошли на полигоне 103-й Витебской отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады.  

Ещё одно направление сотрудничества - подготовка кадров. В Армении НАТО курирует обучение преподавательского и методического состава военного университета им. В. Саркисяна и Военно-авиационного университета имени маршала А. Ханферянца. Принято решение включить в программу и полицию Армении. Центр по правам человека Министерства обороны Армении сотрудничает в сфере подготовки кадров с Национальной гвардией штата Канзас.

Как стало известно буквально на днях, Госдепартамент США намерен нанять специалиста, гражданина США, который поможет правительству Армении бороться с коррупцией. В его задачи будет входить организация учебных поездок и тренингов для следователей.

С 2015 года США начали готовить в своих военных учебных заведениях сержантов для вооружённых сил Казахстана, а с 2016 г. количество и перечень курсов увеличены вдвое. Кроме того, на базе кадетского корпуса Министерства обороны Казахстана в Щучинске организован совместный курс подготовки сержантов длительностью от 6 месяцев. В Кыргызстане обучение осуществляется на базе Военного института Вооружённых сил Кыргызской Республики и в военных вузах стран НАТО.

Также всеми партнёрами России по ОДКБ структуры НАТО привлекаются к реформированию армии, формированию военных доктрин и оборонных стратегий, что обеспечивает доступ военных специалистов Альянса к секретной информации.

Разведструктуры и пункты биологической войны

Безусловно, по сравнению со «святыми девяностыми», НАТО на территории ОДКБ плавно переместился из гостиной, где развалился на диване в качестве «каменного гостя», который сел и не уходит, в прихожую. Альянс потерял военную базу «Манас» в Кыргызстане, а транспортировка грузов по «северному коридору» после отказа России предоставлять свою территорию для перевозки грузов в Афганистан значительно сократилась.

Тем не менее Казахстан в 2018 г. открыл для «афганского транзита» порты Курык и Актау, а с 2020 года авиации США, в том числе и военной, открыт свободный пролёт в воздушном пространстве Казахстана. В Киргизии после закрытия авиабазы «Манас», где, как пишет в своей книге эксперт РИСИ Дмитрий Попов, были расположены элементы глобальной американской системы «Эшелон», всё разведывательное оборудование переместилось в новое посольство США.

Оборудование радиоэлектронной разведки способно перехватывать телефонные переговоры, электронную переписку и контролировать  российские военные и космические объекты в Киргизии, Казахстане и Таджикистане, а также военную инфраструктуру Западного Китая.

Второй аналогичный военный объект США расположен на территории посольства США в Армении. В штате диппредставительства 2.500 сотрудников, из которых 1.200-1.400 человек - представители спецназа Армии США. По сути, эти так называемые посольства являются неофициальными военными базами Соединённых Штатов на территории стран ОДКБ.

Отдельного внимания заслуживает с еть биолабораторий США, охвативших границы России плотным кольцом. Их строительство и поддержку осуществляет Агентство по предотвращению угроз безопасности (DTRA) Департамента обороны США.

Справка

Центральная референс-лаборатория (ЦРЛ) в Казахстане построена в 2016 г. на средства Департамента обороны США, затратившего на этот проект около $108 млн, а также более 5 миллионов на сопутствующие сооружения. Ежегодно DTRA тратит на работу Казахского научного центра карантинных и зоонозных инфекций имени М. Айкимбаева (КНЦКЗИ) около $1,3 млн, немецкий бундесвер - не менее 300 тыс. евро. В его проектах участвовали сотрудники Департамента обороны США и подрядчики по его проектам, служащие Центра медицинских исследований ВМФ США (Сильвер-Спринг), Института микробиологии бундесвера (Мюнхен), микробиологической лаборатории центра Минобороны Великобритании в Портон-Дауне. Помимо ЦРЛ, американские военные исследования проводятся ещё в пяти научных центрах Казахстана, включая НИИ проблем биологической безопасности (Гвардейский), Национальный центр биотехнологии и его филиалы, а также Референс-центр по ветеринарии.

В Армении в настоящее время действует целая сеть - 12 биолабораторий, созданных или модернизированных на деньги американского военного ведомства в рамках Программы по снижению биологической угрозы (BTRP), которая, в свою очередь, является частью «Биологической программы совместного участия» (CBEP).

В Киргизии и Таджикистане американских военных лабораторий как бы и нет. Но контроль над эпидемиологической обстановкой и доступ к штаммам опаснейших бактерий осуществляется через расположенный в Казахстане Международный научно-технический центр (МНТЦ) и сотрудничающую с ним Ассоциацию биобезопасности Центральной Азии и Кавказа, учредителем которой является казахский КНЦКЗИ.

Российская сторона неоднократно обращала внимание союзников на угрозу использования этих объектов для ведения биологической разведки и разработки биологического оружия. Подозрения отнюдь не беспочвенны, поскольку после появления в странах СНГ «биологов в погонах» резко участились вспышки неизвестных инфекций.

США отказываются от подписания протокола к Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов биологического и токсинного оружия и об их уничтожении, предполагающего создание механизмов контроля над выполнением обязательств по Конвенции.

Известно, что Британия, США и Канада в период холодной войны неоднократно испытывали биологическое оружие на людях. Не отказались от этой идеи и сейчас. В 2000 г. американская НПО «Проект «Новый американский век», создателями которой являются, в частности, вице-президент США Д. Чейни и министр обороны Д. Рамсфелд, отметила, что «продвинутые виды биологического оружия, способные воздействовать на конкретный генотип, могут перевести биооружие из сферы террора в область полезного политического инструментария». Не исключено, что эта стратегия реализуется, поскольку сотрудники военных лабораторий США постоянно изучают генотипы народов стран СНГ, а лаборатория Лугара в Грузии была уличена в проведении экспериментов на людях.

Тем не менее союзники России в Казахстане и Армении упорно отрицают причастность Пентагона к упомянутым объектам и отказываются от подписания с Россией меморандума о неприсутствии иностранных военных и специалистов в этих биолабораториях.

Враг моего друга - друг?

Отношения между Россией и НАТО начали охлаждаться ещё в 2007 году, после так называемой Мюнхенской речи В. Путина, в которой президент России задекларировал стремление страны к равноправному диалогу с «победителями» в холодной войне. Но откровенная враждебность НАТО, нашедшая отображение в документах Альянса, возникла в 2014 году, после организованного Западом государственного переворота на Украине и возвращения Крыма в Россию. В 2019 году в доктринальных документах НАТО Россия объявлена противником. В новой оборонной стратегии США Россия и Китай объявлены противниками первого уровня.

Альянсом активно муссируется вопрос «российской угрозы» для наращивания оборонных расходов и формирования на границе России усиленной военной группировки.

Как заявил начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, «есть ряд вопросов, вызывающих серьёзную обеспокоенность. В первую очередь, это усиление военной активности НАТО у российских границ. Планируемые в ближайшее время учения проводятся на основе антироссийских сценариев, предусматривающих отработку наступательных операций».

18 июля глава Пентагона Марк Эспер, призывая в очередной раз увеличить расходы НАТО, заявил: «Мы должны сдерживать Россию. Мы должны укреплять НАТО и усиливать наших партнёров, чего мы с нетерпением ждём». А 21 июля The Times опубликовала призыв бывшего генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона, экс-министра обороны Соединённого Королевства Майкла Фэлллона, бывшего высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и др., где предлагается НАТО «принять справедливые меры для сдерживания российского авантюризма, начиная от размещения союзнических сил в Восточной Европе и заканчивая усилением обороны в космосе и киберпространстве. Мы побуждаем НАТО пойти дальше и ускорить оперативность ответов на деструктивное поведение России».

Военное сотрудничество, которое осуществляется с государствами ОДКБ, является лишь частью общей стратегии государств Североатлантического альянса в их противостоянии с Россией и Китаем. Чего они, собственно, и не скрывают. Как отмечается, в частности, в докладе корпорации RAND, «Консенсусное предложение для пересмотра регионального порядка в постсоветской Европе и Евразии», «хотя смена внешнеполитического курса Беларуси на данный момент маловероятна, её могли бы вызвать резкие перемены во внутриполитическом или международном контексте. Такие изменения могли бы усилить тяготение страны в сторону неприсоединения. Новое руководство страны, чисто теоретически, могло бы даже стремиться к выходу из ОДКБ».

В свою очередь, цели для Центральной Азии чётко определены в новой стратегии США для этого региона, где открытым текстом говорится о том, что Вашингтон намерен создавать конкуренцию России и Китаю в регионе.

В концептуально-аналитических и методических базах перспективной деятельности США и Североатлантического альянса Республика Армения подпадает под классификацию «разделённой зоны», воздействие на которую, основанное на технологиях «сдерживания и вовлечения», вызывает пересмотр и сокращение ресурсной базы государств-конкурентов (России, Китая, Ирана и т.д.). Целью политики НАТО в отношении Еревана является образование регионального партнёрства Грузии и Армении, а также стабилизация зоны ГУАМ, антироссийского нежизнеспособного геополитического конструкта, всячески подогреваемого США и ЕС.

Следует отметить, что подобная политика несёт ряд угроз стабильности самих партнёров НАТО из состава ОДКБ.

Во-первых, декларируемые интересы государств Альянса в корне противоречат экономическим и инфраструктурным реалиям, в которых существуют государства ОДКБ, имеющие прочные экономические, промышленные, военно-технические, производственные, транспортные, торговые и инвестиционные связи с Россией и Китаем. Целью же НАТО является разворот Белоруссии в сторону «евроинтеграции», вовлечение государств ЦА и Армении в прожекты по альтернативным транспортным и энергетическим коридорам в обход России, использование войск стран ОДКБ в разворачиваемых США военных конфликтах в Евразии.

Во-вторых, масштабные процессы вовлечения военных, спецподразделений, полиции и личной охраны глав государств в военное взаимодействие с НАТО и обучение в вузах Альянса создают на территории ОДКБ своеобразную «пятую колонну», которая больше ориентирована на Вашингтон с партнёрами, нежели на собственное правительство. В сочетании с разветвлённой сетью западных НПО она создает взрывоопасную смесь, готовую к осуществлению «цветных» переворотов. Примером может служить генерал И. Исаков, который во время переворота в Киргизии в 2005 году активно занимался разложением офицерского корпуса, убеждая «не выступать против народа».

В-третьих, активно декларируемая Альянсом политика борьбы с наркотрафиком и терроризмом на самом деле маскирует попытки США и их союзников дестабилизировать регион. Доказательством тому является многократный рост производства наркотиков в Афганистане с момента начала американской военной операции в этой стране, поток которых идёт через страны Центральной Азии и Закавказья в Россию и Европу. Это же касается и мнимой борьбы с терроризмом, когда страны НАТО одной рукой уничтожают боевиков, а другой эвакуируют их в Афганистан, параллельно принуждая страны ОДКБ возвращать на свою территорию членов запрещённой в РФ террористической организации ИГИЛ и поддерживая «религиозную свободу».

В свете этого, продолжая и углубляя военное сотрудничество с НАТО, государства ОДКБ создают угрозы не только России, но и собственной безопасности, становясь ареной противостояния великих держав.

Напомним, что договор о создании ОДКБ предусматривает, что стороны не будут участвовать «в действиях, направленных против другого государства-участника» и «заключать международные соглашения, несовместимые с настоящим Договором». Кроме того, агрессия против одного из участников Договора является агрессией против всего ОДКБ.

Прямая речь

«В ОДКБ есть понимание всей сложности складывающейся военно-политической обстановки как на Европейском континенте, так и в мире в целом. Любые ситуации, связанные с её изменением, отслеживаются и внимательно анализируются. Наращивание военной мощи и военной инфраструктуры НАТО вблизи границ ОДКБ, интенсивности и масштабов совместных манёвров (ежегодно проводится до 40 крупных военных учений) не может не вызывать озабоченности.

Всё это объективно требует адекватной реакции ОДКБ и постоянной готовности к реагированию на возможные кризисные ситуации».

Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась, интервью РИА Новости. 15.05.2020.

В данный момент с открытой агрессией НАТО сталкивается Россия. По мере роста противостояния между США и РФ двигаться «между капельками» и сидеть на двух стульях становится всё сложнее.

Реклама