Трагедия атомохода «Курск»: обречённый экипаж
© mil.ru
Атомная подводная лодка К-141 «Курск».

Трагедия атомохода «Курск»: обречённый экипаж

Только настоящее горе способно сплотить людей. И двадцать лет назад трагедия подводной лодки К-141 «Курск» действительно сплотила страну. Ровно на неделю - пока была надежда, что подводников спасут. Увы, погибли все 118 членов экипажа
12 августа 2020, 05:10
Реклама
Трагедия атомохода «Курск»: обречённый экипаж
© mil.ru
Атомная подводная лодка К-141 «Курск».
Читайте нас на: 

Подводники были обречены с самого начала, и командованию ВМФ это стало понятно к пяти утра 13 августа, когда лодка была обнаружена поисковыми силами флота на глубине 108 метров. Сопоставить полученную информацию с данными норвежской сейсмической станции «Норсар», которая накануне зафиксировала два мощных взрыва в Баренцевом море, и понять, что это может означать, тоже большого труда не составило.

Так что 14 августа, когда по всем новостным теле- и радиоканалам впервые было объявлено, что атомная подводная лодка «Курск» по техническим причинам «легла на грунт», адмиралы особых иллюзий уже не питали: просто так лечь на грунт атомоход проекта 949А не мог по определению.

Напомним, что тогда произошло на борту «Курска». Это необходимо ещё и потому, что до сих пор по соцсетям бродят несколько «экспертных мнений», авторы которых утверждают, будто наш атомоход погиб либо от столкновения с американской субмариной, либо американская лодка торпедировала «Курск». А потом, чтобы не спровоцировать международный военный конфликт между странами, на самом высоком уровне по-тихому была достигнута договорённость о выплате России крупной денежной компенсации…

Разрушения от взрыва торпеды на подводной лодке «Курск».
© Фото из архива
Разрушения от взрыва торпеды на подводной лодке «Курск».

При этом «экспертов» абсолютно не интересует ни официальное заключение госкомиссии о причинах гибели «Курска», ни то обстоятельство, что двух десятилетий вполне хватило бы, чтобы наружу выплыла любая тайна. И если действительно существовала американская подлодка, которая якобы погубила «Курск», обязательно нашёлся бы доброжелатель, который предъявил неоспоримые доказательства. Уже хотя бы потому, что такая сенсация стоит огромных денег.

Сегодня уже не секрет, что на борту «Курска» находилась модернизированная торпеда, которая должна была выстреливаться не сжатым воздухом, а газовой струёй. Именно поэтому в тот роковой выход пошли два представителя завода «Дагдизель» из города Каспийск, где эти самые торпеды производят. Была и еще одна торпеда - «Кит», которую моряки называли «толстушкой» из-за ее нестандартного диаметра 650 мм. Госкомиссия пришла к заключению, что именно это изделие под номер 65-76 и спровоцировало трагедию.

Справка

Торпеда «Кит» № 65-76 была разработана на рубеже 1960-1970 годов. Предназначалась для поражения крупных надводных целей (включая авианосцы) без захода в зону поражения средствами их противолодочной обороны. После гибели К-141 была снята с вооружения.

Торпеда «Кит» № 65-76.
© militaryrussia.ru
Торпеда «Кит» № 65-76.

Что пошло не так при стрельбе «толстушкой» - либо изделие сработало нештатно, либо ошиблись торпедисты - с полной определённостью утверждать нельзя. И только один факт неоспорим: взрыв мощностью до 200 тонн в тротиловом эквиваленте, произошедший в торпедном аппарате, сразу уничтожил всё в первом, а может, сразу и во втором отсеке. Потерявшая ход лодка, «нырнула», и от соприкосновения с грунтом произошёл второй, ещё более мощный взрыв - с сильнейшими механическими повреждениями, порывом паропроводов и деформацией герметичных перегородок.

Подводники, которым удалось выжить в том аду - как видно из записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова (её обнаружили спасатели, когда удалось проникнуть в лежащую на грунте лодку), их было не менее 23 человек - попытались найти спасение в корме. Именно там, в девятом отсеке, находится аварийный люк для выхода из субмарины этого проекта.

И теоретически все подводники должны были знать, как пользоваться системой шлюзования в экстренных ситуациях, но никто никогда не делал этого в те времена. Почему - отдельная история. Но даже если моряки попытались воспользоваться аварийным люком и действовали по инструкции, им пришлось бы проделать порядка 50 различных манипуляций, что в тех условиях вряд ли было возможно.

Хорошо, если уцелевшие после взрывов подводники смогли включиться в индивидуальные дыхательные аппараты, тогда они, возможно, прожили ещё часов пять-шесть. Но скорее всего, в мёртвой, обесточенной лодке травмированные и обожжённые моряки не смогли сделать даже этого. Нельзя не учитывать глубину, на которой оказался К-141. Даже в отсеке из сверхпрочного металла, если в нём есть маленькие трещинки или негерметичные закрытия, долго продержаться невозможно: неминуем процесс фильтрации воды, а с ней и выравнивания атмосферного давления внутри прочного корпуса с забортным.

Записка капитан-лейтенанта Д.В. Колесникова.
© Фото из архива
Записка капитан-лейтенанта Д.В. Колесникова.

Согласно наставлению по выходу из затонувшей лодки (это знает каждый подводник), давление уже в шесть атмосфер приводит к азотному наркозу, и всё живое теряет способность к адекватным действиям. На глубине 108 метров это самое давление соответствует 10,8 атмосферам. Как быстро оно сравнялось с внутренним при сильных повреждениях корпуса лодки, сказать сложно. В любом случае понятно, почему капитан-лейтенант Колесников, начав писать записку относительно нормальным почерком, последнюю запись через два часа сделал уже неразборчиво.

Но они ждали помощь до последнего. Однако помочь подводникам извне, используя спасательные суда и специальное оборудование, не смогли по банальной причине: надлежащих сил и средств у страны и флота попросту не было. Лихие девяностые сделали свое дело: часть кораблей и судов аварийно-спасательного флота была продана на металлолом, другая - безнадёжно заперта в ремонтных доках. А обратиться за помощью к иностранцам сразу не решились, поскольку речь шла о современном подводном крейсере последнего поколения, напичканном множеством секретов. Когда же под натиском общественного мнения это всё-таки сделали, спасать уже было некого…

Как бы там ни было, но трагедия «Курска» послужила импульсом для восстановления флота, пребывавшего двадцать лет назад в плачевном состоянии. В результате сегодня у нас совершенно другой флот, которым можно гордиться. Вот только экипажу «Курска» узнать об этом уже не суждено.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама