Страшнее Tiger хищника нет. Разве что «Аллигатор»
Вполне ожидаемо речь идёт о российском «летающем танке» Ка-52 «Аллигатор», франко-германском EC 665 Tiger, американце Boeing AH-64 Apache и китайском ударном вертолёте Harbin Z-19E.
Знакомьтесь: зверь из породы кошачьих
Все эти летательные аппараты характеризует возможность поражать как наземные, так и воздушные цели, эксплуатация в любое время суток и при любой метеосводке, повышенная живучесть. По ряду своих характеристик именно Tiger, неплохо зарекомендовавший себя в Мали, а также в Афганистане, представляет угрозу для российских вооружённых сил.
Франко-германский вертолёт, который производит концерн EADS (подразделение Eurocopter) выполнен по схеме одновинтовой конструкции с рулевым винтом. Он оснащён двумя газотурбинными силовыми установками и трёхстоечным шасси с хвостовым колесом.
Не стоит забывать, что эта грозная машина, предназначенная для уничтожения тяжёлой бронетехники, проектировалась и создавалась в годы холодной войны для нейтрализации именно советских танков. На сегодня Tiger, за лопастями винтов которого почти сорокалетняя история, готовится к очередному перерождению на этот раз в версии Mk III, причём не позднее 2024 года. Нашим военным стоит повнимательнее присмотреться к оружию, которое натовцы считают одним из своих самых выдающихся достижений.
История трудных родов
Первые чертежи франко-германского винтокрылого детища появились ещё в конце семидесятых годов прошлого столетия, в эпоху существования концерна Aérospatiale.
Справка
Ударный вертолёт Tiger введён в строй в 1991 году. За всю историю его эксплуатации было выпущено около 230 машин. Он поступил на вооружение Германии, Франции, Австралии, Испании и Италии. Существует несколько модификаций: вертолёт огневой поддержки (UHT или HAP), многоцелевой ударный вертолёт с приоритетной противотанковой задачей (HAC) или испанская версия - «машина многоцелевая огневой поддержки» (HAD). Боевой аппарат может также выполнять разведывательные функции (ARH). Скорость Tiger составляет 290 км/ч.
Следует отметить, что скорость западноевропейского хищника и грузоподъёмность относительно не велики. Он проигрывает по первому показателю нашему «аллигатору» - Ка-52 более чем на 30 километров. То же относится и к взлётной массе машины - 6.000 кг, то есть на 4.800 меньше Камова. Он также уступает нашему винтокрылу в манёвренности и защищённости корпуса.
По традиции российские машины бронированы, а вот Tiger на 85% состоит из композитов; оставшаяся часть приходится на лёгкосплавные материалы и, в незначительной степени, титан.
По всей вероятности, основной упор конструкторы Европейского сообщества делали на защитный композиционный материал кевлар, который только частично может уберечь пилотов от неприятностей - в том числе с летальным исходом. Живучесть машины должны также обеспечить её пониженная заметность в большинстве диапазонов и бортовой комплекс обороны. Впрочем, у одноклассников из других стран он ничуть не хуже (например, у Ка-52 стоит «Витебск»).
Вообще-то у крылатых хищников этого вида, вне зависимости от страны производства, авионика отвечает одним и тем же задачам, что и порождает схожие технические решения. Так, у Tiger в обязательный джентльменский набор входят и нашлемные системы целеуказания, и обнаружительный комплекс, предупреждающий экипаж об активном облучении аппарата, и лазерные системы наведения и прицеливания, и, разумеется, жидкокристаллические дисплеи, как обязательная часть «стеклянной кабины».
Также Tiger умеет снижать свою акустическую сигнатуру и маскировать тепловой выброс за счёт смешивания выхлопа с атмосферным воздухом.
«Дьявол кроется в деталях»
Старинная поговорка гласит, что дьявол кроется в деталях, поэтому особо интересно остановиться на некоторых конструктивных особенностях и нестандартном оборудовании зарубежной боевой машины.
Так, в нетипичные для других вертолётов возможности европейского летательного аппарата входит защита от электромагнитного импульса при помощи тонкой бронзовой сетки, покрывающей корпус. Дело в том, что в восьмидесятые годы прошлого столетия стратеги вполне предусматривали возможность применения атомного оружия на европейском театре военных действий.
Российских конструкторов любят по старинке обвинять в том, что при проектировании о защите людей они думают, мол, в последнюю очередь. В качестве примера гуманного отношения к военнослужащим, надёжно защищённым-де дублирующими друг друга системами безопасности, нам традиционно ставят в пример западноевропейскую и американскую боевую технику.
В случае с Tiger получилось всё с точностью до наоборот: если российский Ка-52, помимо брони, защищающей кокпит, снабжён ещё и катапультными креслами (с предварительным отстрелом лопастей винта), то у Tiger такой роскоши нет и в помине.
Предполагается, что в случае незапланированной посадки на бреющем полёте, сотовый наполнитель днища должен погасить значительную часть кинетической энергии от жёсткого соприкосновения с землёй. Работает такой механизм при вертикальной скорости, не превышающей 10,5 м/с. Однако на высоте у лётчиков никаких гарантий выживания нет.
Какие у Tiger клыки
Задачи, которые призван выполнять боевой винтокрыл, полностью отразились в той «смерти в оправе стальной», которую он поднимает с собою в воздух.
На крыле-консоли машины предусмотрены четыре точки подвески вооружения, которые можно также использовать и для подвесных баков с дополнительным объёмом топлива.
Справка
Tiger обладает четырьмя точками подвески и может быть оснащён ПТР Spike, Hellfire, Hot-3, а также Pars 3. Кроме того, он вооружён ракетами Mistral (воздух-воздух).
И тут есть свои интересные подробности, которые, увы, свидетельствуют не в пользу высокого потенциала инженерной мысли Западной Европы. Так, над разработкой ракет для вертолёта немцы вкупе с французами трудились аж почти 40 лет!
Справка
Tiger использует противотанковый комплекс TRIGAT-LR (8 ПТУР), обладающий комбинированной системой наведения в инфракрасном и телевизионном режимах при максимальной скорости боеприпаса в 1.050 км/ч. Эффективная дальность поражения не превышает 7 километров. Вместо TRIGAT может использоваться и комплекс Hot-2.
Возникает вопрос: не легче ли было сразу прекратить эти терзания и закупить у американцев их достаточно проверенный и эффективный Hellfire? Впрочем, логика, возможно, диктуется желанием обеспечить собственную суверенность в преддверии гипотетического создания европейской армии без участия Большого Брата из-за океана.
Как бы то ни было, и в области ракет «воздух-воздух», закреплённых на консолях (4 ед.) французы используют свою разработку Mistral, хотя в немецкой версии Tiger, как правило, комплектуется Stinger.
Есть у Tiger и собственная пушка на турельной установке - причём не просто позаимствованная у других родов войск (как это нередко случается даже у нас, чего уж там), а специально разработанная для этого вертолёта с учётом минимизации последствий выстрела в безопорном пространстве.
Справка
Tiger вооружён 30-мм (как и у Ка-52) GIAT 30M/781 со сниженными мощностью заряда и дульной энергией. Пушка отличается скорострельностью при очень гибком изменении темпа - от 300 до 2.500 выстрелов в минуту. Вес боеприпаса - 240 граммов при начальной скорости 810 м/с.
Надо всё-таки отметить, что пушка российского «аллигатора» точнее кладёт снаряды в цель, так как придаёт более высокую изначальную скорость боеприпасу (970 м/с) при его большей массе (400 г). Таковы факты, которые, как известно, самая упрямая вещь в мире.
Зачем нужна новая версия
У французского оружия, несмотря на его замечательные порой характеристики, есть одна общая проблема, которая соответствует, скорее всего, особенностям национального характера. Будь то танк Leclerc, автомат Famas или тот же Tiger (он француз только наполовину, но всё-таки основной центр его сборки - южнофранцузский Marignane) - все они весьма капризны в ежедневном применении, требуют сложного материально-технического обеспечения, что нередко фатально в полевых условиях.
Согласно экспертным заключениям, готовность парка Tiger к вылету, в среднем, за годы эксплуатации машины не превышает 25-30% (для сравнения, у Ка-52 - больше 90%). История от 2006 г. с бесконечно коротящими силовыми кабелями едва не привела к отказу бундесвера от дальнейшего приобретения этого замечательного винтокрыла.
В этой связи очевидно, что, помимо перепрошивки софта на версии Mk III (особенно в области интерфейса человек-машина), инженеры сделают всё от них зависящее для повышения ремонтопригодности отнюдь не дешёвого изделия (отпускная цена - порядка 40 миллионов долларов, что в два раза превышает деньги, которые надо выложить за российский «аллигатор»).
Франко-германская рабочая группа уже сформулировала ТЗ с общим описанием новой версии вертолёта по 50 пунктам. Кроме вышеперечисленных, можно назвать по инсайдерским источникам следующие направления работы над боевой машиной: вооружение, связь, радиолокационное оборудование, системы управления и навигации, РЭБ, взаимодействие с БПЛА и архитектура авионики.
Как бы то ни было, модернизированный Tiger предполагается использовать как во Франции, так и в Германии до 2040 г.
На правах вывода
Tiger - несомненно, настоящий хищник, то есть машина, способная сеять хаос и смерть в странах Третьего мира. Однако симуляция его боевого применения в российском воздушном пространстве показывает неудовлетворительный результат при столкновении с Ка-52.
Помимо академического сравнения по ряду критериев, следует также учесть и отсутствие наработанной практики применения Tiger в высоких широтах (и тем более в Арктике), а также его сниженную ремонтопригодность в боевых условиях.