Ледовая посадка для ударной авиации
© mil.ru
Тренировочные полёты экипажей истребителей-перехватчиков МиГ-31 и бомбардировщиков Су-24 в сложных условиях Арктики.

Ледовая посадка для ударной авиации

Российские учёные первыми в мире приступили к разработке технологии ускоренного строительства военных аэродромов в Арктике с использованием льда под условным названием проекта «Площадка»
09 ноября 2020, 12:41
Реклама
Ледовая посадка для ударной авиации
© mil.ru
Тренировочные полёты экипажей истребителей-перехватчиков МиГ-31 и бомбардировщиков Су-24 в сложных условиях Арктики.
Читайте нас на: 

Развитие Северного морского пути (СМП) уже дало толчок военному освоению архипелагов Северного Ледовитого океана. Милитаризация Арктики активно продолжается и конкурентами России.

До реальных боевых действий в условиях Крайнего Севера, скорее всего не дойдёт, несмотря на рост его значимости при истощении мировых запасов энергоносителей. Поэтому бить тревогу пока рано, но как говорится, хочешь мира, готовься к войне... Аналитики, аффилированные с Министерством обороны РФ, полагают, что военного конфликта не случится не по причине миролюбия стран арктического региона, а именно вследствие абсолютного превосходства военной арктической группировки России, наличия модернизированных военных баз и безусловной ударной мощи Северного флота, на вооружении которого состоят ракетные атомные субмарины стратегического назначения проекта 955 «Борей» и субмарины проекта 855М «Ясень-М».

Кстати

Сейчас в распоряжении ВМФ России три корабля базового проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А» уже встал в строй Северного флота, и ещё четыре новейших «Борея», разработанных санкт-петербургским конструкторским бюро «Рубин», строятся на «Севмаше». Девятая и десятая атомные подлодки модернизированного проекта «Борей-А» войдут в строй в 2026 и 2027 гг. соответственно. «Бореи» оснащены МБР «Булава» с дальностью полёта до 9.300 км.

Корабль базового проекта 955 «Борей» «Юрий Долгорукий».
© mil.ru
Корабль базового проекта 955 «Борей» «Юрий Долгорукий».

При этом останавливаться в совершенствовании военной инфраструктуры Министерство обороны России не собирается. Неслучайно военное ведомство поставило разработчикам и проектным бюро, работающим на армию и флот, задачу создания ледовых аэродромов на самых дальних северных рубежах, которые могли бы функционировать круглогодично.

Во времена, когда не было межконтинентальных баллистических ракет, в качестве носителей ядерного и обычного боезарядов использовались тяжёлые бомбардировщики. Важнейшим фактором стало время подлёта к стратегически важным объектам противника.

Американцы в те времена имели ряд преимуществ. Во-первых, их бомбардировщики могли взлететь с территории Европы или Японии. А советским лётчикам оставалась лишь Чукотка, откуда отбомбиться можно было в основном по Аляске. Именно тогда СССР обратил внимание на Арктику, ведь через Северный Ледовитый океан пролегает кратчайший путь до основной территории США.

Возможно поэтому в разработке новых типов аэродромов и самолётов, способных эффективно взлетать и приземляться в экстремальных условиях Крайнего Севера, наша страна ушла далеко вперёд. Как известно, уже в 1948 году были введены в эксплуатацию четырёхмоторные бомбардировщики Ту-4 и Ту-16, способные базироваться на арктических аэродромах. Однако из-за рыхлой от высокого содержания солей поверхности взлётно-посадочных полос самолёты сильно заносило. 

Случались и чрезвычайные происшествия. К примеру, в 1958 году при посадке один самолёт был серьёзно повреждён и остался на дрейфующей льдине. Повреждённый Ту-16 дабы избежать дипломатического скандала и не раскрыть военные секреты, пришлось уничтожить и утопить, так как льдина несла его к американскому побережью.

После успешных испытаний первых межконтинентальных баллистических ракет с термоядерным зарядом, способных достичь пределов США, надобность в размещении стратегических бомбардировщиков на плавучих аэродромах в Северном Ледовитом океане отпала, но сегодня, похоже, времена изменились…

В Арктике - на островах Котельный, Земля Александры, Врангеля и мысе Шмидта - за 5 лет возведено 425 объектов общей площадью 700 тыс. кв. м.
© mil.ru
В Арктике - на островах Котельный, Земля Александры, Врангеля и мысе Шмидта - за 5 лет возведено 425 объектов общей площадью 700 тыс. кв. м.

Длина взлётно-посадочной полосы модернизированного военного аэродрома на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа радикально увеличилась с 1,7 до 3,5 км. Это означает, что база «Арктический трилистник» способна принимать как тяжёлые военно-транспортные самолёты, так и бомбардировщики-ракетоносцы.

Но даже несмотря на тот факт, что в Арктике, а именно - на островах Котельный, Земля Александры, Врангеля и мысе Шмидта - за 5 лет возведено 425 объектов общей площадью 700 тыс. кв. м, аэродромов для ударной авиации, способной контролировать все маршруты развивающегося Северного морского пути, явно не хватает.

В контексте усиления военного присутствия России в Арктике, нужно помнить, что не только СМП является объектом пристального внимания нашей ударной авиации. Освоение Россией новых месторождений нефти и газа (в Арктике находится 30% мировых запасов газа и 13% нефти), требует внимания к защите этих стратегических объектов, часть из которых находится вдалеке от военных городков замкнутого цикла.

Именно поэтому российские учёные первыми в мире приступили к разработке технологии ускоренного строительства военных аэродромов в Арктике с использованием льда под условным названием проекта «Площадка». 

Быстрее всего оказалось создавать ледовые аэродромы. Для этого требуются специальные реагенты. Понятно, что всей информации по строительству аэродромов по данной технологии сегодня найти невозможно. Но те данные, что просочились в открытую прессу, позволяют предположить, что на новые арктические аэродромы при необходимости могут перебрасываться обычные фронтовые бомбардировщики Су-34. Перехватчики МиГ-31 для их защиты тоже смогут садиться на ледяные площадки. Ну, а дозаправлять их в воздухе будут тяжёлые Ил-78, под которые уже построена военная авиабаза.

В условиях повышенного интереса, который проявляют США и другие страны НАТО к Арктике, не удивительно, что Минобороны РФ реагирует на угрозы ускоренными темпами. Преимущества быстрого развёртывания мобильными инженерными группами аэродромов в самых труднодоступных локациях, включая острова и даже районы вечной мерзлоты, находящиеся вдалеке от прибрежного шельфа, но в непосредственной близости к странам вероятного противника, в итоге останутся за Россией.

При ведении боевых действий в условиях Крайнего Севера важнейшим фактором может стать как уже развитая инфраструктура, так и мгновенное развёртывание под носом у врага за считанные часы площадки для посадки ударной авиации.

Речь идёт о технологиях изменения структуры льда, разработанных в МГТУ им. Баумана. Использование этих ноу-хау при строительстве взлётно-посадочных полос в Арктике позволит России доминировать на всём протяжении своей береговой линии на материковых территориях Заполярья. Об отдалённых от берегового шельфа участках Северного Ледовитого океана речь пока не идёт.

Технологии изменения структуры льда разработаны в МГТУ им. Баумана. Стенд Бауманского университета на форуме «Армия-2020».
© bmstu.ru
Технологии изменения структуры льда разработаны в МГТУ им. Баумана. Стенд Бауманского университета на форуме «Армия-2020».

Раз уж на «быстрых» аэродромах планируется сажать тяжёлые военно-транспортные самолёты Ил-76, это может означать, что доставка тяжёлой военной техники уже не иллюзия, а вполне достижимая задача. Быстровозводимые ледовые аэродромы помогут сократить расходы на дорогостоящие модульные объекты стационарного характера. Ведь в случае необходимости, их также легко демонтировать, чтобы взлётно-посадочная полоса не досталась врагу. Кроме того, сохраняется и абсолютная секретность локации аэродрома.

Толщину льда, прочность ледовой полосы, трещины смогут определять волоконно-оптические сенсоры. В случае оттепели состояние ледовой площадки будет поддерживаться. Для этого есть специальное оборудование для подмораживания или добавления реагентов. Но самое удивительное, что диспетчеры подобных аэродромов смогут работать удалённо. В условиях сетецентрической войны это может означать, что система управления для атакующего врага останется недосягаемой.

Этап отработки технологий и предварительных испытаний, по словам учёных, может занять год. Время немалое, однако, если учесть, что на Западе подобные разработки пока не ведутся, Россия окажется на десятилетия впереди, как обстоят сегодня дела и с развитием ледокольного флота, подводных лодок четвёртого и пятого поколений, да и военной инфраструктурой Арктического региона в целом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама