Протралено. Фарватер чист!
© Фото автора
Морской тральщик «Валентин Пикуль».

Протралено. Фарватер чист!

Морские тральщики обеспечили развёртывание корабельных сил флота в условиях применения «противником» минного оружия по планам СКШУ «Кавказ-2020»
24 сентября 2020, 13:00
Реклама
Протралено. Фарватер чист!
© Фото автора
Морской тральщик «Валентин Пикуль».
Читайте нас на: 

«Корабль экстренно к бою и походу приготовить!» - эта команда, прозвучавшая на причалах Новороссийской военно-морской базы, стала отправной для выхода в район учения «Кавказ-2020» боевых вымпелов дивизиона тральщиков из состава бригады кораблей охраны водного района.

Не случайно, наверное, бывалые флотоводцы считают, что флот начинается с тральщика. Ведь именно эти небольшие корабли первыми покидают причалы, обеспечивают выход боевых сил флота из баз, протраливают безопасные проходы в минных заграждениях, которые в современной войне на море становятся одним из эффективных средств борьбы с кораблями противоборствующих сторон. Вот и на этот раз командиры кораблей дивизиона под командованием капитана 2 ранга Александра Боброва с заметным опережением нормативного срока доложили о полной готовности к выходу в море.

Насыщенный план стратегических командно-штабных учений «Кавказ-2020» основательно проверяет навыки моряков-новороссийцев в минной постановке и разведывательном поиске, в тралении и уничтожении мин, в выполнении других задач, которыми была насыщена активная фаза масштабных манёвров.

Первым в район условной минной опасности вышел морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин». Именно его экипажу предстояло начать разведывательный поиск морских мин на курсах выхода кораблей и подводных лодок Новороссийской военно-морской базы в район выполнения задач. Есть у этого трального корабля своеобразная «фишка» - его боевую эффективность при поиске и уничтожении мин и минных заграждений обеспечивает автоматизированная система управления противоминными действиями. На кораблях подобного типа осуществлена полная интеграция ходового мостика и главного командного пункта. Особенная у него и методика траления - корабль может вести поиск мин впереди по курсу, а не со стороны кормовых секторов, как его предшественники. Вполне закономерно, что этот морской тральщик под командованием капитан-лейтенанта Ильи Вдовиченкова стал головным в тральном отряде на период разведывательного поиска мин.

Первым в район условной минной опасности вышел морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин».
© Фото автора
Первым в район условной минной опасности вышел морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин».

Морской полигон встретил корабли напористым ветром, который поднимал жёсткую волну, изрядно раскачивающую тральщики на малом ходу при постоянных изменениях курса на противоминных галсах. Но не предусмотрена курсом боевой подготовки кораблей ВМФ никакая скидка на погодные условия. Поэтому экипажи работали с полной сосредоточенностью и знанием дела.

- ГКП - рубка акустиков. Прямо по курсу, дистанция четыре кабельтова, эхо - чёткое... Предполагаю контакт с якорной миной, - доклад с боевого поста прозвучал, как долгожданная весть.

- К постановке трала приступить! - эту команду капитан-лейтенант Илья Вдовиченков подавал множество раз. Но сейчас был случай особый, поэтому и голос его по громкоговорящей корабельной связи прозвучал немного звонче обычного.

Работа трального расчёта даже при всей механизации современного тральщика не только адски трудна в физическом отношении, но и содержит известную долю риска - стеснённое пространство тральной палубы перенасыщено различными механизмами, а сама оснастка и оборудование тралов требуют особой сноровки, выучки, сообразительности.

На тральном юте.
© Фото автора
На тральном юте.

Конечно, в ходе тренировок минёров отработке мер безопасности на корабле всегда уделяется пристальное внимание. Когда на малом ходу тральной постановки волна коварно раскачивает корабль, словно аттракционные качели, командиру поневоле приходится волноваться за своих моряков на юте. Но виду подавать нельзя. В эти самые напряжённые минуты выполнения задачи по прямому предназначению корабля - каждый жест, каждое слово, даже взгляд командира - как камертон в настрое всего экипажа. Надо отметить, что сегодня костяк экипажей тральщиков составляют моряки контрактной службы. Именно их профессионализм прибавлял уверенности командиру корабля в эти ответственные минуты учения. Слаженность трального расчёта под командованием командира БЧ-2-3 старшего лейтенанта Андрея Симоненко и его надёжного помощника старшины минной команды мичмана Григория Голубева результативно сказалась на каждом из этапов сложной технологической цепочки работы с тралами.

Как отметил капитан 2 ранга Александр Бобров, и остальные «вымпелы» дивизиона тральщиков показали высокую подготовленность к действиям в море по своему боевому предназначению. Обеспечивая проводку корабельной поисково-ударной группы через район возможной постановки мин условным противником, экипаж морского тральщика «Валентин Пикуль» применил практически все виды современного трального вооружения.

Комендор МТЩ «Валентин Пикуль» на боевом посту.
© Фото автора
Комендор МТЩ «Валентин Пикуль» на боевом посту.

Поиск и уничтожение мин вёлся контактным и неконтактным способами. Отлаженная система управления с использованием современной аппаратуры устойчиво поддерживалась по всей командно-информационной вертикали от штаба объединения и бригады до корабельных боевых информационных постов.

С высокой ответственностью подошли к выполнению учебно-боевых задач СКШУ «Кавказ-2020» не только тральные расчёты, но и другие специалисты экипажей тральщиков. Когда подрезанная тралом мина появлялась среди волн в ярком отблеске солнечных лучей, за дело принимались корабельные артиллеристы: меткими выстрелами они ставили точку в незавидной судьбе учебной мины. А когда по вводной с флагманского корабля была сыграна аварийная тревога, давшая отсчёт контрольному времени по борьбе за живучесть кораблей, экипажи тральщиков действовали как отлаженный часовой механизм. Даже усложнение вводной командиром дивизиона - «пробоины» сразу в нескольких отсеках корабля - оказалось для моряков ситуацией отработанной - ведь для реального боя она вполне обычная.

С высокой ответственностью подошли к выполнению учебно-боевых задач СКШУ «Кавказ-2020» не только тральные расчёты, но и другие специалисты экипажей тральщиков.
© Фото автора
С высокой ответственностью подошли к выполнению учебно-боевых задач СКШУ «Кавказ-2020» не только тральные расчёты, но и другие специалисты экипажей тральщиков.

Планом СКШУ экипажу морского тральщика «Железняков» была поставлена задача по оказанию помощи аварийному судну с выполнением буксировки и приёма-передачи грузов на ходу. В паре со спасательным буксиром при усилившемся волнении моря тральщик отработал довольно сложный вариант маневрирования и выполнения спасательной операции в море. И здесь особенно наглядно проявилось умение командира тральщика капитана 3 ранга Алексея Самарского командовать кораблём в непростой обстановке. Под стать ему оказался и слаженный экипаж «Железнякова».

На тральных галсах - морской тральщик «Железняков».
© Фото автора
На тральных галсах - морской тральщик «Железняков».

Экипажи дивизиона тральщиков соединения кораблей охраны водного района Новороссийской военно-морской базы показывают основательную морскую выучку на морских румбах СКШУ «Кавказ-2020». Они уже провели за тралами тактическую группу противолодочных кораблей, подводную лодку и ордер десантных кораблей. Тральщики очистили фарватер от условных минных заграждений и обеспечили безопасный проход боевых кораблей в районы выполнения задач учения.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама