В бой летит небесная кавалерия
Во многом благодаря именно армейским вертолётчикам ограниченный контингент советских войск в Афганистане в 80-е годы прошлого столетия смог выполнить огромный спектр задач. Всего в ходе той войны, длившейся почти девять с половиной лет, Военно-воздушные силы СССР совершили около одного миллиона боевых вылетов, из которых добрая половина легла на плечи пилотов вертолётов. В конце апреля 1986 года, когда на Чернобыльской АЭС произошла авария, именно военные вертолётчики вместе с пожарными подразделениями первыми прибыли для тушения пожара и локализации последствий от взрыва ядерного реактора. Добраться до пораженных участков разрушенной станции можно было только по воздуху. И если бы не отвага лётчиков-операторов Ми-8, которые зависали над реактором и засыпали его песком, сложно представить, кто бы вообще смог эту задачу выполнить.
В 1994-1996 и 1999-2002 годах российские ВВС принимали активное участие по наведению конституционного порядка на Северном Кавказе. Деятельность авиации там осложнялась спецификой местного климата и горного рельефа. И если бы не вертолётчики на своих машинах, которые фактически превратились в незаменимое средство борьбы с противником, уничтожая его живую силу и тяжёлую технику, группировке федеральных войск пришлось бы затратить значительно больше времени и усилий, чтобы очистить чеченские земли от бандформирований.
Армейская авиация - это вертолётные подразделения, действующие совместно и в интересах Сухопутных войск. А называется она армейской не потому, что является частью какой-то армии, а потому что отражает принадлежность к армии, как к структурной части Вооружённых сил нашей страны.
Справка
Впервые об армейской авиации заговорили за три с лишним десятка лет до того дня, когда она была образована официально. Это произошло накануне Первой мировой войны, когда самолёты с простейшими устройствами радиосвязи стали использовать для корректировки артиллерийского огня. Перед Великой Отечественной войной и, в первый её год, армейская авиация, имевшая на вооружении самолёты тех же типов, что фронтовая и войсковая авиации, использовалась для усиления общевойсковых армий. Разделение соединений ВВС фронта на несколько видов создавало рассредоточение усилий и не давало использовать авиацию на направлениях главного удара. Именно по этой причине в мае 1942-го армейская авиация в Красной армии была упразднена. Спустя шесть лет армейская авиация была воссоздана; тогда же была сформирована и первая вертолётная эскадрилья Ми-1.
Сегодня - этот факт давно уже ни у кого не вызывает сомнений - армейская авиация ВКС РФ, благодаря мощному авиапарку вертолётов различного назначения и высокой выучке пилотов является грозным родом войск. Но, прежде чем стать таковым, вертолётная авиация была и вспомогательной, и транспортной, и лёгкой, в задачи которой входили перевозка грузов, корректировка огня, разведка, связь… Некоторые эксперты, оценивая возможности сегодняшней армейской авиации, убеждены, что вертолётная эскадрилья по своей боевой мощи равноценна механизированной сухопутной бригаде. А благодаря острым на язык журналистам, этот род войск окрестили небесной кавалерией.
Последние 10-15 лет Россия является признанным лидером в проектировании и производстве вертолётов. Даже Соединённые Штаты, вооружённые самыми передовыми военными технологиями, приобретают российские аппараты. В частности, очень популярен на международном рынке вертолёт Ми-8 (Ми-171Е в экспортном варианте), являющийся самым массовым в мире. Эту модель эксплуатируют почти в 120 странах мира. Среди вертолётов марки «Миль» за рубежом также популярны - 26,28 и 35М машины.
Не меньшим спросом среди армий зарубежных государств пользуется российский Ка-52 «Аллигатор», являющийся лучшим разведывательно- ударным вертолётом в мире. Его нетрадиционная компоновка, фантастическая манёвренность, радарная система «Арбалет» и мощное оружие, способное поражать бронированную технику, давно оставили за бортом легендарного американца АН-64, более известного под названием «Апач».
Огромный интерес иностранные партнёры традиционно проявляют и к российскому «тяжеловесу» Ми-26Т2, который является абсолютным чемпионом в своём классе. Этот вертолёт способен перевезти груз (на внешней подвеске или внутри грузовой кабины - не важно) суммарным весом до 20 тонн. Дальность полёта при полной заправке - 800 км. При этом максимальный потолок, на который машина способна подняться, составляет 4 600 метров.
Следует также иметь в виду, что российские производители крылатых машин решили одну из главных проблем - уязвимость от ракетных ударов с земли. Современным бортовым комплексом обороны «Витебск» разных модификаций оснащены не только разведывательно-ударные вертолёты, но и часть боевых транспортников. Комплекс автоматически обнаруживает пуск ракеты и производит отстрел пассивных помех. Дополнительно включается активная защита, что приводит к нарушению систем самонаведения ракет и их уходу на ложные цели.
«Витебск» в реальных боевых условиях доказал свою надёжность в Сирии: ни один вертолёт ВКС России не был сбит с земли огнём ПЗРК.
Но всё же самой лучшей составляющей Армейской авиации являются люди. И те, кто обслуживает вертолёты на земле, и те, кто творит чудеса в воздухе. Насчёт чудес - нет никакого преувеличения… В ходе операции в Панджшерском ущелье Афганистана один из наших Ми-8 потерпел аварию. Потребовалась эвакуация раненой боевой машины. Тогда полковник Виталий Павлов (ставший впоследствии Героем Советского Союза и командующим армейской авиации Сухопутных войск - первым и пока единственным в истории) на однотипном Ми-8 взял упавший вертолёт на внешнюю подвеску. А потом невероятным напряжением сил машины и своих собственных вывез аварийный вертолёт на аэродром Баграм.
Душманы, наблюдавшие за происходящим со склонов ущелья через прицелы своих крупнокалиберных пулемётов, даже не стали стрелять, хотя оба вертолёта проплывали на минимальной скорости буквально перед их носом. Видимо, мятежникам захотелось понять, сможет ли эта шайтан-арба, как они называли вертолёт, вытащить буквально за волосы другую такую же машину. И если вертолёт не упадет, значит, сам Аллах ему помог. А идти против воли Аллаха правоверному мусульманину было нельзя.
Не менее виртуозным пилотом был и Игорь Родобольский, совершивший около 1 900 боевых вылетов за время войны в Афганистане и двух чеченских кампаний. Он стал Героем Российской Федерации и был удостоен такого количества государственных наград, какое из ныне живущих Героев в нашей стране, не имеет никто. Вспоминая свои «подвиги», он не скрывает, что был одним из самых злостных нарушителей всех писанных правил, законов аэродинамики и земного притяжения. Но! по-другому, чтобы выжить, было нельзя. Однажды среди гор в чеченском небе, уворачиваясь от ракеты, выпущенной из ПЗРК, чтобы спасти свой Ми-8 ему пришлось выполнить «петлю», которая ни в одном наставлении и инструкции по лётному делу не является вертолётным упражнением…
И это лишь два человека из тысяч пилотов, которые подняли Армейскую авиацию до того уровня, на котором она сегодня находится. Достойным подтверждением тому являются два крайних учения, где российские вертолётчики продемонстрировали свою высокую выучку. Они профессионально отработали задачи воздушной разведки с нанесением ракетного удара по наземным целям и прикрытием сухопутной группировки войск с воздуха на совместном стратегическом учении «Запад-2021». И не принесли ни единого замечания с лётно-тактического учения «БАРС-2021», проходившего с 11 по 16 октября в Сербии. Совместные экипажи вертолётов Ми-35 выполнили боевые пуски неуправляемого ракетного вооружения по наземным целям с различных видов манёвра, включая разворот на горке, пикирование и т. д.
Таким образом, наши вертолётчики подтвердили не только свою готовность к выполнению задач по предназначению, но и то, что Армейская авиация в составе ВКС занимает своё достойное место.
Прямая речь
«Этот год армейская авиация завершает с хорошими результатами. Проведены все спланированные учения, лётный состав полностью выполнил нормы налёта. Продолжается поступление новой вертолётной техники, усовершенствовалась учебно-материальная база воинских частей. На сегодняшний день также успешно завершаются испытания новых вертолётов.
В этом году по плану боевой подготовки был сделан акцент на совместную подготовку лётчиков армейской авиации с десантно-штурмовым соединением ВДВ. Прошла апробацию бригада армейской авиации в новой организационно-штатной структуре, с которой проводились мероприятия по обеспечению десантно-штурмовых действий мобильных сил как днём, так и ночью».
Начальник армейской авиации ВКС России полковник Игорь Романов. Интервью газете «Красная звезда», 27.10.2021.