«Крестник» эльбрусских высот
До контрольного пункта в северном порубежье Памира на высоте 6.100 метров Виталий Шкель бежал с рюкзаком весом в десять килограммов в утеплённой одежде и высотных ботинках с «кошками». Конечно, и по условиям состязания всё это можно было закинуть наверх во время прошлых тренировок, но зазорно было получить преимущество перед соперниками. Погода становилась всё хуже и хуже. Поэтому, поднявшись на пик Ленина - отметку 7.134 метра, сразу побежал вниз. Почти всех участников соревнований, чуть отставших от лидеров, накрыла непогода. И только двое из них - знаменитый горный бегун из Норвегии Килиан Жорнет и российский спортсмен Виталий Шкель не сошли с дистанции. На финише стало ясно, что россиянин установил новый мировой рекорд этой трассы, перекрыв прежний на 2 часа и 4 минуты. Труднейших забег на пик Ленина занял у него 5 часов 6 минут.
Спортивное хобби военного профи
В крупных состязаниях по ускоренному передвижению на высотах за 2.000 метров и рельефу с углом наклона не более 40° все именитые зарубежные спортсмены - профессионалы. Это обусловлено, наверное, тем, что скайраннинг, как дисциплина альпинизма, по своим характеристикам требует постоянных и систематических тренировок в специфических условиях. Виталия Шкеля к «профи» этого динамично набирающего популярность вида спорта можно отнести только лишь по высокой результативности ежегодных выступлений. В прошедшем году мастер спорта Виталий Шкель установил ещё один мировой рекорд по подъёму и спуску на обе вершины высшей точки Европы горы Эльбрус. Но для него участие в подобных состязаниях мирового масштаба - своего рода увлекательное хобби.
Основное занятием спортсмена-любителя - военная служба. Прапорщик Виталий Шкель, штатный инструктор в Центре горной подготовки и выживания МО РФ «Терскол». Для него, как и для коллег-инструкторов, основным критерием результативности службы становится количество и качество подготовленных бойцов-горников и инструкторов войсковой горной подготовки. Каждый день службы специалистов Центра расписан по графику занятий и планам мероприятий. В их насыщенной череде - теоретические занятия, тренировки на скалодроме и в горах, выходы на высокогорные маршруты с учебными группами различных уровней подготовки, обеспечение военно-прикладных и спортивных состязаний. Интенсивность инструкторских нагрузок отложилась плотным горным загаром на лице Виталия - на высотах солнце круглый год палит нещадно. И именно там проходит основная инструкторская работа. А нормированность служебного времени здесь не предусмотрена. Как говорят в Центре «Терскол», горы ведь в 18.00. на ключ не закроешь.
Каждый тренировочный выход на горный маршрут - своеобразное тактическое учение протяжённостью от суток и более. И всё в специфике сложной окружающей среды требует и от обучаемых, и от инструкторов полного напряжения сил. А отдых при этом необходим лишь для того, чтобы успешно преодолеть новое препятствие, коих немеряно на горных маршрутах.
Приворотная сила Эльбруса
Сам прапорщик Шкель считает себя «молодым инструктором», что в его 45 лет и высоких спортивно-альпинистских титулах воспринимается скорее как проявление скромности, нежели объективной самооценки. Хотя, справедливости ради, надо признать, что служит он в этой военной должности всего пять лет. Отслужив немало лет в спецподразделениях МВД, после увольнения несколько лет искал себя в «мирной» жизни. Приехал в Терскол на сезон - поработать гидом на Эльбрусе - горный туризм давно стал его увлечением. Понравилось. Однажды увидел соревнования по скайраннингу. Решил попробовать себя в подобном экстриме. Серьёзно увлёкся. Через год его имя прочно обозначилось в числе лидеров российских и международных состязаний.
В 2014 году спортсмена приметили тренеры ЦСКА, где формировалась команда по ски-альпинизму, и предложили подписать контракт на военную службу. Когда появилась возможность продолжить службу у подножия Эльбруса в Центре «Терскол», Виталий согласился, не задумываясь, - эта вершина становилась для него «крёстной» не только в спортивной, но теперь уже и в военной судьбе.
Специфика альпинизма - огромная работа на выносливость. Виталий Шкель поясняет, что воздуха на высоте достаточно, соотношение кислорода и азота то же, что и на равнине, но, чтобы физиологическая работа в условиях иного давления на горных высотах позволяла насыщать организм живительным воздухом, нужна постоянная тренировка дыхательных мышц, акклиматизация всего организма. И именно динамичная инструкторская служба на Эльбрусе даёт ему такую возможность.
Сейчас вся профессиональная деятельность Виталия - сплошная тренировка. Он, в частности, занимается подготовкой групп 3-го уровня - командиров горнострелковых подразделений и бойцов спецназа. Для этого самому пришлось пройти циклы войсковой горной подготовки, освоить все программные навыки. Последующая практика гор определила специализацию прапорщика Шкеля - зимняя подготовка групп, хотя и по летнему циклу он сдал необходимые зачёты и провёл немало контрольных выходов групп на маршруты различной сложности. Но, как сам признаётся, душа больше лежит к заснеженным горным склонам. Наверное, в этом сказывается спортивное увлечение ски-альпинизмом и скайраннингом, в которых он видит немалую прикладную перспективность подготовки горнострелков, действующих в условиях высокогорья. Для него не проблема - инструкторская работа в заснеженных горах даёт прилив вдохновения, хочется как можно конкретнее передать свой опыт и навыки горнострелкам обучаемой группы.
В индивидуальном спорте за себя отвечать просто, а вот работа с командой, особенно в горном экстриме, когда от тебя зависят жизни обучаемых и успех общей подготовки - дело иное и по сложности, и по ответственности. Виталию пришлось обстоятельно учиться альпинистским наукам, в особенности постигать их законы коллективной ответственности.
Если дело тебе по душе
На сложных горных маршрутах Виталий Шкель обретал способность глубокого психологического восприятия человека, идущего в одной связке с тобой. Оттачивал волевые качества руководителя и наставника. Ведь непререкаемый авторитет инструктора - это закон горной подготовки. Слово инструктора как камень - твёрдое и непререкаемое, последнее, и оно не обсуждается. На маршруте в горах можно выслушать все мнения участников группы, но решение принимает лишь единоначальный лидер - инструктор. Работать приходится с разными людьми: есть заряжённые на успех бойцы, а встречаются и вообще непонятно как попавшие в горы парни. Поэтому отсев неминуем. Ведь нельзя заставить полюбить горы. А без этого настоящий горнострелок состояться не может, а уж инструктор горной подготовки - тем более.
- У нас «продукт» - штучный, - говорит прапорщик Шкель, и в голубизне его глаз вспыхивает искра увлечённости человека, знающего дело, о котором ведёт речь, - иногда приходится «лепить» из неумехи, никогда не видевшего гор, как минимум, надёжного бойца горнострелкового подразделения. Поэтому и отсев - явление нормальное. Главное, чтобы парень был к этому предрасположен. Каждый следующий уровень - серьёзная кропотливая огранка индивидуальных качеств военного альпиниста. И самоустановка здесь играет немалую роль.
Ориентируясь в спорте на ветеранов отечественного альпинизма Ивана Душарина и Бориса Коршунова, Виталий Шкель уверен, что его ждут новые вершины, в том числе и Эверест. Определил он для себя и новые рубежи в службе. Сама атмосфера соратничества в терскольском Центре мотивирует постоянный профессиональный рост инструкторов, считает Виталий Шкель, и добавляет, что ему очень повезло с военной службой, которая быстро стала для него любимым делом.
Есть у Виталия и ещё одно замечательное качество - скромность. Наше знакомство развивалось в горах, на заснеженных склонах Эльбруса, где люди чаще всего расположены к откровениям. Но лишь спустя некоторое время и не от него самого довелось узнать, что армейский прапорщик Шкель имеет специальное звание майора полиции в отставке, после окончания института МВД служил в саратовском СОБРе, в других спецподразделениях МВД. Прошёл многие горячие точки постсоветского пространства, награждён медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» 1-й и 2-й степени и весьма почитаемой среди служивых людей медалью «За отвагу». Ветеран боевых действий был дважды ранен. Вот уж точно в народе говорят: «Мужество со скромностью всегда рядом живут». И не случайно, наверное, его старший сын выбрал для себя путь военного профессионала, поступил в военно-морское Нахимовское училище.