Без двигателей Танкограда ни один танк, ни одна самоходка не сдвинется с места
© chtz-uraltrac.ru
Двигатели для армии готовы.

Без двигателей Танкограда ни один танк, ни одна самоходка не сдвинется с места

80 лет назад - 12 декабря 1941 года, - в Челябинске буквально через месяц после уходящего на защиту Москвы парада на Красной площади, был собран первый дизельный двигатель для Т-34, победно дошедшего до Берлина. Сегодня южноуральскими дизелями оснащается Т-14 «Армата»
12 декабря 2021, 08:40
Реклама
Без двигателей Танкограда ни один танк, ни одна самоходка не сдвинется с места
© chtz-uraltrac.ru
Двигатели для армии готовы.
Читайте нас на: 

Всё для фронта, всё для Победы

7 июля 1941 г., на 17-й день войны, директор харьковского завода №75 Д.Е. Кочетков получил приказ наркома В.А. Малышева, предписывающий заводу со всем оборудованием, рабочими и ИТР эвакуироваться в Челябинск на площади Челябинского тракторного завода. Рабочие снимали станки и... продолжали работать. 18 октября, всего за семь дней до захвата города немцами, из Харькова ушёл последний эшелон.

С приездом харьковчан-моторостроителей на Кировском заводе (бывший ЧТЗ, приказом НКТП № 5.1 от 6 октября 1941 г. переименован в Кировский завод) сразу же была начата организация моторного производства. В нескольких километрах от города почти на голом месте был выстроен и пущен в ход новый завод электрических машин, поставлявший Кировскому заводу танковые генераторы для дизелей.

Днём рождения моторного производства ЧТЗ стал 12 декабря 1941 года, когда на заводе был собран первый двигатель из челябинских запасных частей. В декабре 1941 г., всего через тридцать пять дней с момента приезда харьковчан в Челябинск, отдел №2 Кировского завода воевал с врагом - дизели начали поступать с испытательных стендов и устанавливаться на танки.

Танковые двигатели на конвейере.
© chtz-uraltrac.ru
Танковые двигатели на конвейере.

В годы войны конструкторское бюро по моторостроению Кировского завода под руководством Ивана Трашутина, который позже стал главным двигателистом Танкограда - танкового производства Челябинска, - внесло в конструкцию дизеля В-2 ряд улучшений. Петлевой подвод масла резко снизил износ первой коренной шейки и повысил долговечность наиболее трудоёмкой в производстве детали - коленчатого вала мотора. Были созданы также усиленный коленчатый вал гильзы цилиндров, масляный насос повышенной производительности, шатуны новой конструкции, улучшенный масляный фильтр «Кимаф» и другие новые узлы и детали. В результате повысилась надёжность деталей двигателя и увеличился гарантийный срок его службы на 60% по сравнению с довоенным.

Сама конструкция была невероятно прогрессивной. Дизель В-2 на 50 лет опередил своё время.

От современных супердизелей для легковых машин он отличается, в основном, отсутствием электроники. Впрыск топлива у него осуществлялся плунжерными насосами высокого давления, а не модной сегодня системой Common Rail. Но у него было четыре клапана на цилиндр, как у большинства нынешних моторов, и верхние распределительные валы, тогда как многие двигатели того времени обходились ещё нижними распредвалами, а иногда и парой нижних клапанов на цилиндр. В-2 получил прямой впрыск топлива, что является нормой для современных дизелей, но в те годы чаще использовали предкамерное или вихрекамерное смесеобразование.

Установка мотора на танк.
© chtz-uraltrac.ru
Установка мотора на танк.

В рекордно короткие сроки промышленный комплекс стал одним из главных арсеналов фронта, выпустив 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысячи танковых дизель-моторов. Предприятием создано 13 типов новых танков и САУ, шесть моделей танковых двигателей. В войну завод наладил массовый выпуск двигателей типа В-2 для боевых машин, разработав и освоив производство его новых модификаций для тяжёлых танков и САУ.

СКБ-75, руководимое Иваном Трашутиным, являлось ведущим конструкторским бюро страны по дизелям типа В-2, а Кировский завод в Челябинске - головным предприятием по их производству. Уже с середины декабря 1941 года заводские моторостроители полностью освоили выпуск дизель-моторов. В 1942 году ЧТЗ дал фронту более 9 000 дизелей. В 1944-м Танкоград достиг максимального производства, собрав 15 292 двигателя.

Всего за период войны завод выпустил 48,5 тысячи танковых дизелей, ими оснащали танки ЧКЗ типа КВ, ИС, Т-34, самоходные установки, а также технику других танковых заводов.

В июле 1945 года работа коллектива была отмечена высокой правительственной наградой - орденом Ленина.

«Танковые сердца» начинают биться на ЧТЗ

После войны двигатель В-2 постоянно модернизируется, разными модификациями оснащается широкая линейка бронетанковой техники, выпускаемой предприятиями СССР. Находится применение дизелю и на гражданском поприще, им оснащают мощные дизель-электрические трактора ДЭТ-250.

В послевоенные годы заводским отделом главного конструктора по дизелям (позднее ГСКБ «Трансдизель») совместно с моторным производством ЧТЗ было создано свыше 100 модификаций моторов типа В-2. Двигатели, сконструированные под руководством Ивана Трашутина, нашли применение более чем в 70 типах боевых машин Советской армии и явились базовыми для силовых установок, разработанных в послевоенные годы.

Потребности в двигателях росли, и в конце 1974 года правительство принимает решение о строительстве нового моторного завода без остановки действующего производства. Через четыре года моторный корпус, оснащённый современным оборудованием, был принят в эксплуатацию. В тот же период конструкторами ЧТЗ был разработан многотопливный дизельный двигатель В-46, создано семь его модификаций мощностью от 650 до 780 л. с., которыми оснащались новые танки Т-72.

В конце 1974 года правительство принимает решение о строительстве нового моторного завода без остановки действующего производства.
© chtz-uraltrac.ru
В конце 1974 года правительство принимает решение о строительстве нового моторного завода без остановки действующего производства.

Для челябинских двигателестроителей, 40 лет возглавляемых основоположником научной школы конструирования дизелей дважды Героем Социалистического Труда Иваном Яковлевичем Трашутиным, был всегда характерен, как отмечают практически все специалисты, разумный консерватизм - новые образцы моторов создавались с учётом существующих достижений. Разработки максимально улучшались за счёт широкой унификации деталей и узлов, а внедрению конструкторских решений способствовала опора на отлаженную производственную базу. Совершенствуя В-2 по мощности и функциональному назначению (В-54, В-55, В-12, В-26, В-36), конструкторы ЧТЗ вели поиск принципиально новых компоновок дизелей. Так, в конце 70-х - начале 80-х годов необходимость улучшения подвижности танка Т-72 с одновременным увеличением его массы за счёт активной защиты и других нововведений в конструкции заставила конструкторов ГСКБ «Трансдизель» задуматься о повышении мощности двигателя В-46 до 850-1000 лошадиных сил.

Результатом новых разработок стала согласованная с военными мощность в 840 лошадиных сил. Двигателю была присвоена модификация В-84. Развёрнутые в унифицированный ряд дизели с наддувом - В-46, В-59, В-58, В-84 и их модификации стали основой силовых установок гусеничных машин для армии, нашли применение в более чем 20 видах военных машин.

В 1990-е годы Вооружённые силы потребовали разработать более мощные двигатели, приспособленные к установке на модернизируемые танки Т-72. Такая необходимость привела к созданию на базе В-84 нового танкового турбопоршневого дизеля В-92С2 мощностью 1 000 лошадиных сил. Челябинские конструкторы начали работу над своим тысячесильным танковым дизелем типа В-2 в инициативном порядке, без государственного финансирования. Первый образец дизеля В-92С2 был изготовлен в конце 1997 года. В короткие сроки моторостроители собрали и испытали 35 двигателей, причём все работы произвели опять же без государственного финансирования, за счёт ресурсов предприятия.

В 1990-е годы Вооружённые силы потребовали разработать более мощные двигатели для танков.
© chtz-uraltrac.ru
В 1990-е годы Вооружённые силы потребовали разработать более мощные двигатели для танков.

Знай наших

Летом 1999 года В-92С2 успешно выдержал тяжелейшие испытания на трёх танках Т-90С в индийской пустыне Тар. Температура воздуха достигала плюс 47 градусов, а механики-водители бронетанковых войск Индии вполне осознанно выводили моторы на максимальные обороты. Впоследствии главный конструктор УКБТМ Владимир Домнин в разговоре с генеральным директором ЧТЗ Валерием Платоновым признался: «Увидев, каким издевательствам подвергается ваш двигатель со стороны индийских военных, какие нагрузки выносит, я искренне поверил в него».

В том же году дизели В-92С2 прошли межведомственные стендовые испытания, по результатам которых они были утверждены для серийного производства.

Сегодня значительно модернизированные танки Т-72б3 получили более совершенные двигатели мощностью до 1 130 л. с., которые каждый год подтверждают свою надёжность на «Танковом биатлоне». Для современного танка Т-90С «Прорыв» разработан и успешно освоен в серийное производство новый турбопоршневой двигатель В-92С2, который превосходит по своим характеристикам лучшие зарубежные аналоги.

По итогам 2020 года ЧТЗ вошёл в тройку лучших предприятий-исполнителей по гособоронзаказу в регионе.

ЧТЗ входит в тройку лучших предприятий-исполнителей по гособоронзаказу в регионе.
© chtz-uraltrac.ru
ЧТЗ входит в тройку лучших предприятий-исполнителей по гособоронзаказу в регионе.

«Наши моторы способны заводиться даже на Марсе, где экстремально холодные температуры»

 

Для отечественного оборонно-промышленного комплекса Челябинский тракторный завод - одно из знаковых предприятий. О том, как ЧТЗ-УРАЛТРАК выполняет гособоронзаказ, еженедельнику «Звезда» накануне юбилея предприятия рассказал начальник производства дизельных двигателей ЧТЗ Олег Терентьев.

- Челябинский двигатель - один из лучших: среди отечественных производителей у нас нет конкурентов, более того, мы опережаем многие аналоги зарубежных производителей. И нам важно сохранить лидирующие позиции и, естественно, не останавливаться на достигнутом.

В рамках выполнения гособоронзаказа мы выпускаем широкий спектр дизельных двигателей мощностью до 1 500 л. с. для российской бронетанковой техники. Сегодня они стоят на всей линейке техники Концерна «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех: танках Т-72, Т-90 «Прорыв», Т-14 «Армата», БМПТ «Терминатор», самоходных артиллерийских установках «Акация», «Мста-С», «Коалиция-СВ», пушке «Малка».

Для увеличения объёмов выпуска продукции реализуется программа по модернизации моторного производства в рамках Федеральной целевой программы. Более 30 единиц современного обрабатывающего оборудования уже запущено и порядка 16 единиц готовятся к запуску.

Начальник производства дизельных двигателей ЧТЗ Олег Терентьев.
© chtz-uraltrac.ru
Начальник производства дизельных двигателей ЧТЗ Олег Терентьев.

Сегодня Вооружённые силы требуют от оборонной промышленности образцы бронетанковой техники нового поколения. В рамках программы по разработке современных машин специального назначения конструкторы и моторостроители ЧТЗ параллельно создают два двигателя для корпорации «Уралвагонзавод» и два мотора для Курганмашзавода. Один новый дизель, который должен стать основой силовой установки для перспективной бронетехники, уже прошёл длительные стендовые испытания. Три образца этих двигателей готовы для проведения ходовых испытаний. В стадии согласования находится дополнительное соглашение о поставке партии моторов для испытаний непосредственно на машинах.

Танки Т-72-Б3 на вооружении Минобороны с 2017 года оснащаются двигателем В-92С2Ф. Наши конструкторы непрерывно проводили работы по доводке двигателя для повышения характеристик подвижности танков. Так, для «Танкового биатлона» сегодня его мощность мы довели до 1 130 л. с.

Уже в начале августа 2020 года Министерство обороны РФ выдало разрешение на серийное производство двигателя 2В-12-3А. На тот момент войсковые испытания «Арматы» только шли по графику. Через три месяца о российском танке T-14 «Армата» написало американское издание National Interest, признав, что конкурентов этой технике в мире нет. По мнению иностранных экспертов, «Армата» способна заводиться даже на Марсе, где экстремально холодные температуры.

ЧТЗ выпускает широкий спектр дизельных двигателей мощностью до 1 500 л. с. для российской бронетанковой техники.
© chtz-uraltrac.ru
ЧТЗ выпускает широкий спектр дизельных двигателей мощностью до 1 500 л. с. для российской бронетанковой техники.

В рамках выполнения гособоронзаказа ЧТЗ выпускает широкий спектр дизельных двигателей мощностью до 1 500 л. с. для российской бронетанковой техники, а также всех необходимых запасных частей к ним. Часть продукции  поступает в адрес Министерства обороны РФ напрямую, часть - в составе готовых изделий через предприятия-комплектаторы, входящие в АО «Концерн «Уралвагонзавод».

ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» (в составе АО «Концерн «Уралвагонзавод» входит в Госкорпорацию Ростех) своевременно и в срок выполнил свои обязательства перед Министерством обороны РФ по выполнению гособоронзаказа за 2021 год. Мы в полном объёме осуществили поставки дизельных двигателей и запасных частей к ним, поставили заказчику всю законтрактованную продукцию по прямому гособоронзаказу.

Мы сделаем всё возможное, чтобы сохранить лидирующие позиции и в новом году.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама