Полковник Владимир Сидоренко: «Наш центр доказал право занимать ведущее место в мире в деле гуманитарного разминирования»
«Россия на сегодняшний день обладает уникальным потенциалом разминирования, занимая в данной области одно из ведущих мест в мире»
- Владимир Анатольевич, какова история создания Международного противоминного центра и кто до него выполнял функцию по разминированию за пределами России? Достаточно ли возможностей одного Центра, чтобы полноценно выполнять задачи по предназначению?
- Решение о создании Центра было обусловлено стремлением отдельных государств и террористических группировок к расширению сферы своего влияния и разжиганию военных конфликтов. Используя артиллерию, авиацию, а также занимаясь диверсионно-подрывной деятельностью, они стали оставлять после себя достаточно большое количество неразорвавшихся боеприпасов, которые на отдельных территориях могли находиться годами. Это очень сильно препятствовало полноценному переходу к мирной жизни, восстановлению инфраструктуры и экономики. И поскольку без подготовленных и хорошо оснащённых подразделений по разминированию было не обойтись, всё перечисленное и стало основной причиной создания 1 августа 2014 года Международного противоминного ордена Кутузова центра ВС РФ.
Но это не значит, что ранее никто этой работой не занимался. В 1994 году был сформирован центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», подведомственный МЧС России. И одной из его задач до сих пор является гуманитарное разминирование. Личный состав работал в Чеченской Республике, Тверской области, Новой Москве, Крымском федеральном округе, Южной Осетии; с 2009 года - в Республике Сербия. Водолазы центра продолжают обследовать внутренние реки и акватории морей на наличие неразорвавшихся боеприпасов времён Великой Отечественной войны.
Работа по разминированию, но уже в современном формате, до сих пор проводится на Северном Кавказе. Занимаются этим военнослужащие инженерных войск. Кроме того, ряд частных компаний по разминированию, особенно в последнее время, по многим аспектам сотрудничает и обменивается опытом с МПЦ ВС РФ.
Наш Центр за довольно короткое время доказал право занимать ведущее место по организации и проведению полного цикла гуманитарного разминирования, начиная от стадии подготовки специалистов до завершения очистки местности. Богатейший опыт, полученный сапёрами в Сирии и Лаосе, позволяет сказать, что Россия на сегодняшний день обладает уникальным потенциалом разминирования, занимая в данной области одно из ведущих мест в мире.
На базе Центра было проведено три международных конференции, где состоялся обмен опытом с выработкой предложений по дальнейшим направлениям сотрудничества.
- Несмотря на молодой возраст, Центр имеет государственную награду. За что? Где ещё, помимо Сирии и Нагорного Карабаха, привлекались ваши специалисты, в том числе и внутри страны?
- Наши сапёры практически всегда при деле. Летом 2015 года отряд разминирования работал в районе строительства Крымского моста, выполнив очень приличный объём задач по обеспечению безопасности при строительстве транспортного перехода через Керченский пролив. Протяжённость общего участка, включавшего в себя мостовой переход с учётом суши, вместе с рабочими площадками и подъездными путями подлежавшего очистке, составила 18 километров. В этих местах в ходе боёв за освобождение Крыма в 1943-1944 годах осталось большое количество взрывоопасных предметов, которые естественным образом выталкивались на поверхность. За время работы здесь было найдено и обезврежено более двухсот боеприпасов различного калибра.
В период со 2 апреля по 4 мая 2016 года в архитектурно-исторической части Сирийской Пальмиры и на территории местного аэропорта нашими специалистами было очищено 825 гектаров территории, около 80 километров дорог, почти 8,5 тысяч зданий и сооружений. Обнаружено и уничтожено порядка 17,5 тысяч взрывоопасных предметов. Спустя год с небольшим, когда эта территория вновь была захвачена бандитами и вновь освобождена при помощи российских военнослужащих, мы повторно произвели разминирование данного участка местности. На этот раз было обнаружено и уничтожено свыше 6.600 взрывоопасных предметов.
Зимой 2016-2017 гг. сапёры Центра работали в сирийском Алеппо, очистив почти три тысячи гектаров территории. Было уничтожено более 57 тысяч взрывоопасных предметов и самодельных взрывных устройств. Примерно столько же, сколько в сентябре-ноябре 2017 года в ходе разминирования в провинции Дейр-эз-Зор. Исполняя решение Президента РФ об оказании содействия Лаосской Народно-Демократической Республике по разминированию в 2018 году в Центре был сформирован специальный отряд. Почти за два года работы от взрывоопасных предметов было очищено не менее двухсот гектаров территории провинций Боликхамсай и Сиангкхуанг, обнаружено и уничтожено более шестисот взрывоопасных предметов. Найденные боеприпасы преимущественно относились к американским кассетным авиационным бомбам типа BLU, которые были сброшены с самолётов США ещё во время войны во Вьетнаме.
Вся эта работа не осталась незамеченной на государственном уровне. 7 июля 2016 года Центр был награждён грамотой Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами РФ, а 18 декабря 2018-го - орденом Кутузова. Владимир Путин, лично производивший награждение, сказал тогда: «Специалисты центра с честью выполняют поставленные задачи по разминированию военных и гражданских объектов. Вы, уважаемые товарищи, не только оперативно нейтрализуете снаряды и мины времён Великой Отечественной, но и оказываете помощь другим государствам...»
Что касается командировок внутри страны, они тоже имеют место быть. Осенью 2016-го наши сапёры в составе трёх групп разминирования очистили от взрывоопасных предметов более 150 гектаров земель сельскохозяйственного назначения в Грозненском районе Чечни. В августе-сентябре 2019 года отряд разминирования участвовал в ликвидации последствий взрыва на арсенале артиллерийских боеприпасов в районе города Ачинска Красноярского края.
Тут обязательно следует отметить, что за проявленные мужество и героизм за время существования Центра более 100 военнослужащих были удостоены госнаград: орденов Мужества, «За военные заслуги», знаков отличия - Георгиевский Крест, медалей ордена «За заслуги перед Отечеством», медалей «За отвагу», Суворова, Жукова.
«Сапёр должен на месте суметь определить степень опасности обнаруженного взрывоопасного предмета»
- Сколько времени и сил уходит на подготовку военнослужащего для работы «на земле» по очистке территории от мин? Какие специалисты служат в вашем Центре?
- Отряд разминирования укомплектован исключительно офицерами и военнослужащими контрактной службы, большинство из которых имеют значительный опыт гуманитарного разминирования. И этим опытом они в обязательном порядке делятся с вновь прибывшими военнослужащими. Определить конкретный временной параметр, в течение которого сапёр готов работать «на земле», выделить сложно. Всё зависит от характера и специфики выполнения задачи, занимаемой воинской должности и личностных качеств самого военнослужащего. К примеру, подготовка оператора мобильного робототехнического комплекса разминирования «УРАН-6», вожатого служебных собак и сапёра значительно различается, как по времени, так и по содержанию.
В среднем, для того чтобы освоить необходимый минимум сапёра, требуется несколько месяцев. Однако это не значит, что потом специалист прекращает повышать свой профессиональный уровень. Наши военнослужащие продолжают обучение на всём протяжении службы. Происходит это как в рамках боевой подготовки в Центре, так на различных курсах переподготовки и во время выездных занятий на полигонах.
Здесь важно понимать, что помимо общевойсковой подготовки, сапёр должен знать и уметь использовать приборы поиска, понимать свою задачу и общий ход гуманитарного разминирования. А главное - на месте суметь определить степень взрывоопасности обнаруженного предмета. В настоящее время насчитывается огромное количество различных боеприпасов, основные виды и типы которых, включая порядок их уничтожения, сапёру также необходимо изучить.
- Насколько мне известно, Международный противоминный центр готовит зарубежных сапёров не только на своём поле, но и открыл филиалы в некоторых странах, где ведётся совместное разминирование.
- Кроме практической деятельности по разминированию, Центр ведёт образовательную деятельность.
Для этого у нас действуют курсы подготовки специалистов:
1. гуманитарного разминирования,
2. в сфере противодействия применению самодельных взрывных устройств,
3. минно-розыскной службы,
4. в сфере применения робототехнических средств для разминирования.
С 2015 года по настоящее время на нашей базе подготовлено 1.374 иностранных военных специалиста из восьми государств.
В феврале 2017-го был открыт филиал Центра в Сирийской Арабской Республике, который находился в Алеппо до апреля, после чего он был перебазирован в город Хомс. В Сирийском филиале проходят обучение военнослужащие Вооружённых сил САР. К июлю 2018 года проведено 14 выпусков, подготовлено около двух тысяч специалистов инженерных войск Сирии. В том же 2018-м филиал центра был открыт в Лаосской Народно-Демократической Республике. Учебные классы и площадки для подготовки лаосских сапёров развёрнуты в населённом пункте Лак Сао провинции Боликхамсай. Уже подготовлено 39 специалистов, ещё три десятка военнослужащих в настоящее время проходят обучение.
«В будущем робототехнические комплексы станут основным элементом разминирования»
- Насколько сегодняшние технические средства по разминированию и индивидуальной защиты способны обезопасить сапёра в случае подрыва взрывного устройства?
- Современные костюмы из общевойскового комплекта разминирования ОВР-2-02 позволяют защитить сапёра от осколков противопехотных фугасных мин, а также выдержать пистолетный выстрел (из ПМ и ТТ) на расстоянии от пяти метров. Костюм снабжён системой защиты слуха сапёра, а также системой охлаждения, что обеспечивает время непрерывной работы в нём до шести часов. Шлем соответствует уровню бронезащиты 2 класса, забрало шлема - 1 класса. Всё это позволяет обеспечить достаточно мощную защиту сапёра при выполнении боевых задач. Могу привести реальные примеры, когда ОВР спас жизнь сапёра. В начале 2017-го при работе в Алеппо на самодельном взрывном устройстве подорвался сапёр Варгашов. Пучок осколков, летевших в область шеи, был остановлен усиленной защитой в воротниковой зоне, часть осколков полетела в руку, но также была остановлена броней. В результате парень остался не просто жив, но и, как говорится, здоров.
В настоящее время большое внимание уделяется разработке защитной обуви сапёра, выдерживающей взрыв противопехотной мины. Поэтому защита личного состава на сегодняшний день выступает ключевым приоритетом как в области развития средств инженерного вооружения, таки и в части методов и принципов работы.
Средства поиска, стоящие на вооружении Центра, позволяют обеспечить выполнение всего спектра задач: обнаружение мин, бомб или снарядов, поиск самодельных взрывных, в том числе неконтактных, взрывных устройств.
- Насколько эти средства отвечают требованиям современного разминирования и возможно ли в принципе заменить сапёров роботами? Какая техника стоит сегодня на вооружении Центра и какие новинки ожидаете в ближайшее время?
- Современные отечественные средства поиска и обнаружения взрывоопасных предметов не уступают, а местами и превосходят зарубежные аналоги. В том числе по функциональным возможностям и эргономическим характеристикам. Оснащение сапёров отвечает последним требованиям в области разминирования, к которым помимо ОВР относятся костюм «Доспехи-КП», средства поиска взрывоопасных предметов ППО-2И, ИМП-3, ИНВУ-4, ПИПЛ и др. Робототехнические комплексы «Уран-6», «Уран-14», «Скорпион», «Скарабей», «Сфера».
В будущем робототехнические комплексы станут основным элементом разминирования, что позволит снизить риск травмирования сапёра до минимума. Уже сегодня в нашем арсенале имеются различные робототехнические комплексы, позволяющие проводить безопасную инженерную разведку на расстоянии, находить и обезвреживать отдельные взрывоопасные предметы и проводить сплошную очистку местности.
Сегодня роботы нацелены, в основном, на работу с противопехотными минами; в разработке находятся и более «тяжёлые» их собратья, которые смогут уничтожать и противотанковые и противотранспортные мины. Первый шаг в этом направлении сделан - уже сегодня в войсках имеется тяжёлая машина разминирования БМР-3ДУ, созданная на базе танка и управляемая на расстоянии. К процессу разминирования, а точнее блокирования действия неконтактных взрывных устройств, уже подключены и беспилотные летательные аппараты. Есть ещё целый ряд новинок, многие из которых были опробованы сапёрами Центра во время командировок и получили достаточно высокую оценку от специалистов.