Америка Украине подарила катера. Чтобы та стала «великой речной державой»
У каждого викинга свой Гондурас
На совместной пресс-конференции с украинским премьером Денисом Шмыгалем генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг объявил о планах альянса «усилить поддержку Украины в Чёрном море». По словам натовского начальника, эти меры направлены «на обеспечение свободы судоходства и применения международного права, а также на устранение доминирования одной страны над этими водами». Под неназванной «одной страной», естественно, подразумевается Россия, ставшая у потомственного викинга, а Столтенберг этнический норвежец, поперёк горла.
Здесь надо отметить, что непреходящая актуальность борьбы за Чёрное море обусловлена тем, что оно омывает берега Турции, Румынии, Болгарии, являющихся членами НАТО, а также «двух близких партнёров», которые в Брюсселе необычайно высоко ценятся - Украины и Грузии, но и у России имеется на «самом синем в мире» своё побережье. Есть и легендарный Черноморский флот, как же без флота! Именно ЧФ и стал для Столтенберга личным Гондурасом.
«Вместе с тем мы видели значительное военное наращивание России в Чёрном море, не в последнюю очередь из-за незаконной аннексии Крыма, и также большее присутствие сил (России, естественно. - Авт.) в море и воздушном пространстве», - заявил Столтенберг.
Этот неприятный факт Североатлантический альянс намеревается компенсировать увеличением своего военного контингента на стратегических учениях в черноморском регионе, а также массовыми поставками союзникам американских систем вооружения.
В частности, министр иностранных дел Украины Олег Кулеба заявил, что ещё в июле власти США одобрили поставку Украине до 16 единиц катеров Mark IV в рамках американской программы межправительственных иностранных военных продаж Foreign Military Sales (FMS). Как сообщает американское интернет-издание The Drive, стоимость поставки оценивается в 600 млн долл., в эту же сумму входит обучение экипажей, передача вооружений, а также техническая поддержка. Кулеба отчитался, что первые шесть катеров переданы Пентагоном «в качестве военной помощи по соответствующим программам» и уже «стоят на боевом дежурстве», остальные будут приобретены на средства из украинского оборонного бюджета.
Вряд ли, конечно, украинские флотоводцы успели накопить значительный опыт, но и они должны понимать, что их военно-техническое сотрудничество с США - это почти что тот самый хрестоматийный случай, когда Америка теперь уже Украине подарила пароход. Несмотря на сравнительно небольшой срок службы (самому старому катеру всего шесть лет) «Марки» массово выводятся из состава американских ВМС.
«В сценариях военных действий против равных наций (Россия и Китай. - Авт.) считается, что Mark IV не нужны», - комментирует решение Пентагона генерал-майор Корпуса морской пехоты (КМС) США Трейси Кинг, командующий экспедиционными войсками корпуса. Офицер отмечает, что в условиях реорганизации КМС США, после которой главным козырем американских морских пехотинцев станут крылатые ракеты, эти катера «дороги в обслуживании и имеют ограниченную ракетную огневую мощь».
Но денег хочется всегда, поэтому, учитывая «интерес ВМС Украины», судостроительная компания SAFE Boats International продолжит производство «Марков».
При других обстоятельствах Украина, возможно, приобрела бы у американского партнёра авианосец вместе с самолётами, однако, учитывая тотальное безденежье, в которое Киев провалился после «революции гидности» и потери более половины кораблей национальных ВМС, закупка Mark IV выглядит вполне солидной. Особенно в сравнении с прежними западными поставками, предназначенными для «борьбы против русской угрозы».
Откровенной насмешкой стал заход американских военно-транспортных кораблей в Одессу в феврале 2015 года, когда ВМС США пожаловали с барского плеча украинским коллегам надувные лодки Zodiac, которые на гражданке обычно используют для рыбной ловли, и скоростные катера Willard Sea Force и 730 Sea Force 11M, отличающиеся от резиновой лодки разве что наличием пулемёта и навигационной системы Furun, установленной на рыболовецких судах. И чтобы поднять градус сотрудничества с Америкой, командующий ВМС Украины Алексей Неижпапа вынужден был доверительно сообщить, что украинской стороне «также были переданы водолазное оборудование, тепловизоры, средства связи, радиотехнические комплексы». Ещё более интригующий сюжет изобразил украинский интернет-портал «Думская», по когнитивной версии которого, американские катера предназначены «для тихой и быстрой доставки групп спецназа в определённый район, для патрулирования баз, мест дислокации, портов, рейдов, для противодиверсионной обороны и в качестве досмотровых». Такое впечатление, будто катера могут предназначаться для чего-то другого...
А пока что украинское военное ведомство снова пребывает в предвкушении, поскольку к августу 2021 года Киеву обещана поставка патрульных катеров Island, также не отличающихся солидностью вооружения. Для Америки это очередной залежалый товар, однако Минобороны Украины с подхалимским радушием приняло и этот «широкий жест» Пентагона. На официальной странице ведомства в Твиттере появилось сообщение: «Это событие ещё раз подтверждает - Украина не одна в противостоянии российской вооружённой агрессии».
Вариант зеро
В предвкушении незалежности Украина собиралась прибрать к рукам значительную часть Советского Черноморского флота и стать океанской державой. Но большой флот оказался Украине не по зубам, к тому же, после государственного переворота в 2014 году более половины украинских кораблей подняли Андреевский флаг, а оставшиеся устарели не только морально, но и физически, включая единственный более-менее боеспособный корабль украинского флота - флагманский фрегат «Гетман Сагайдачный». Некогда перспективный корвет проекта 58250 «Володимир Великий», заложенный в Николаеве в мае 2011 года, так и остался недостроем из-за банкротства Черноморского судостроительного завода. Так что назвать Украину океанской державой проблематично, она-то и на солидную речную вряд ли тянет.
Но что делать, если уже нет ни средств, ни мощностей, ни квалифицированных кадров, а гонор остаётся? Вот украинское руководство и старается внушать согражданам оптимизм. Как заявил глава парламентской фракции «Слуга народа» в Верховной раде Давид Арахамия, возобновление проекта строительства корветов обязательно начнётся, но не раньше 2022 года.
А достройка «уже готового корпуса корвета» может лечь на плечи николаевского завода «Океан», специализирующегося на строительстве танкеров, контейнеровозов, барж и буксиров. Производственный профиль, конечно же, немножко не тот, но даже не это главное. Стоит отметить, что завод пребывает в глубоком минусе и продолжает работу исключительно за счёт передачи Нацагентству по розыску и менеджменту активов (АРМА) - своих активов.
Но, скорее всего, и у «Володимира Великого» незавидная судьба. Поэтому правящая украинская партия утверждает, что на сегодняшний день Украина больше заинтересована в закупке уже готовых судов и ремонте своего флота, нежели в строительстве корветов. «В государственном оборонном заказе уже довольно много денег выделено на ремонты кораблей. У нашей страны в системе рисков угроза с моря является основной. Цикл строительства корвета довольно длинный. Нужны три-четыре года, и это только первый корвет сойдёт со стапелей», - заявил депутат Арахамия.
При этом он скромно умолчал, что средства и время нужны не только для строительства корветов, но для восстановления всей кораблестроительной отрасли: выведения заводов из банкротства, закупки оборудования, строительства современных предприятий по производству корабельных двигателей и бортовой электроники и т.д. И здесь Давид Арахамия вынужден был признать, что эта задача неподъёмна в реалиях постмайданной Украины: «В стратегии национальной безопасности Украины есть морская компонента. В ней указано, что у Украины есть стратегия создания так называемого москитного флота, то есть малых патрульных катеров, которые патрулируют прибрежную зону, а строительство корветов планировалось начать с 2030 года. Когда в Николаев приезжал президент, то была договорённость приблизить этот процесс, но точно не с 2020 года, сейчас нет таких ресурсов».
От себя добавим, что у ВМС Украины не только нет стоящих кораблей, но и нет кадров. Единственное военно-морское учебное заведение - Академия военно-морских сил имени П.С. Нахимова - осталось в Севастополе и стало российским. А после речного техникума командирами боевых кораблей вряд ли становятся.
Похоже, потихоньку в Киеве начинают понимать, что западные друзья и не собирались помогать Украине поднять промышленность из руин, что её основное предназначение - быть инструментом постоянного давления на Россию. Кстати, заместитель директора Института истории и политики Московского педагогического государственного университета Владимир Шаповалов считает вероятность вступления Украины в НАТО нулевой. «И реальной помощи в случае необходимости НАТО им не окажет. Однако в рамках партнёрства Брюссель будет посылать украинских и грузинских солдат в различные горячие точки для участия в операциях альянса, чтобы они там защищали интересы коллективного Запада», - считает историк. В общем, куда ни кинь - повсюду вариант зеро...
Такого же мнения и военный эксперт Юрий Кнутов. «НАТО наплевать на Украину. Они её рассматривают в качестве очень удачного раздражителя для России. Им нужно постоянно создавать дискомфортную обстановку на рубежах нашей страны, - пояснил он. - Украину лишь используют в глобальном противостоянии с Россией. У Киева незавидная роль».
Исходя из заявления Джо Байдена о том, что он собирается «без колебаний заставлять Россию платить за свои действия», можно догадаться, что Украине отводится ещё и роль некоего геополитического коллектора. Ну что тут сказать: какая «гидность» - такое и предложение.