Горячее небо холодной войны.

«Ангелы» и «демоны» холодной войны

Российско-американская комиссия генерала Волкогонова шпионила по заданию Пентагона и ЦРУ
10 апреля 2021, 08:37
Реклама
«Ангелы» и «демоны» холодной войны
© af.mil
Горячее небо холодной войны.
Читайте нас на: 

Что им было надо?

Холодной холодная война была весьма относительно. Случалось, на советских рубежах шли настоящие воздушные поединки, в результате далеко не все боевые самолёты ВВС США вернулись на свои аэродромы, а многие экипажи и по сей день числятся в списках пропавших без вести. Их судьбы в 1992 году попыталась выяснить российско-американская комиссия (искала военнопленных и граждан США, пропавших во время и после Второй мировой войны), к которой подключился российский Генеральный штаб - основной держатель многих секретных документов.

Дело вроде бы благое, но всё испортила поднявшаяся вокруг комиссии шумиха, которая не смолкает до сих пор. Акценты расставлены таким образом: дескать, из-за океана летали «ангелы» - жизнерадостные Роберты и Джоны, а сбивали их кровожадные «упыри» - угрюмые Иваны. И какое там, в бомболюках, «счастье» несли американские самолёты, это никого и сегодня не интересует. Никому не интересно и то, что делали самолёты ВВС США у чужих границ.

По данным U.S. News & World Report, в период с 1950 года и до конца 1960-х Соединённые Штаты осуществили порядка 20 тысяч разведывательных полётов над территорией СССР.
© af.mil
По данным U.S. News & World Report, в период с 1950 года и до конца 1960-х Соединённые Штаты осуществили порядка 20 тысяч разведывательных полётов над территорией СССР.

Хотя ответ хорошо известен: шпионили. А ещё «ангелы» из Пентагона изучали систему противовоздушной обороны СССР. По данным U.S. News & World Report, в период с 1950 года и до конца 1960-х Соединённые Штаты осуществили порядка 20 тысяч разведывательных полётов над территорией СССР. Главная задача - определить точное местонахождение и технические возможности радиолокационных станций, входивших в состав советской системы ПВО. И поскольку США до сих пор гриф секретности со всех документов той поры не сняли, точное число вояжей в наше воздушное пространство установить невозможно. Вместе с тем изучение отдельных архивных данных правительства США позволяет предположить, что по крайней мере 252 американских лётчика вынуждены были покинуть сбитые самолёты, при этом 24 погибли, а 138 пропали без вести. В действительности потери американцев намного больше.

Пока что американская сторона передала список инцидентов, связанных с гибелью, повреждением или принуждением к посадке самолётов США над территорией СССР, в котором перечислены десять «прямых контактов» американских самолётов с советскими истребителями.

Первый произошёл на Балтике 8 апреля 1950 года, когда в российском воздушном пространстве была обстреляна «летающая крепость» - бомбардировщик B-29. Экипаж, состоявший из 10 человек, погиб (в США лётчиков считают без вести пропавшими). Последней в переданном списке числилась «встреча» американского разведывательного самолёта RB-47 с советским истребителем-перехватчиком МиГ-19 1 июля 1960 года. В результате тоже были жертвы.

Американский самолёт-разведчик RB-47, который был уничтожен 1 июля 1960 года.
© strana-rf.ru
Американский самолёт-разведчик RB-47, который был уничтожен 1 июля 1960 года.

Иначе говоря, за каждым таким фактом чья-то человеческая трагедия. Однако документ не передаёт всей глубины напряжённости, которая тогда сложилась у советских границ не без участия Пентагона, ЦРУ и Агентства национальной безопасности США. Так что давайте изучим документы советской стороны.

Из журнала нарушений государственной границы. Доклад командования Военно-Морским флотом СССР от 8 апреля 1950 года:

«8.04 в 17:38 нарушение границы южнее Лиепая. Американский самолёт B-29 углубился на территорию СССР на 21 км. Требованию наших истребителей "следовать за ними" не подчинился и открыл огонь. После ответного огня ведущего истребителя самолёт США повернул в сторону моря и скрылся».

А вот рапорт ведущего группы истребителей-перехватчиков (были подняты две пары истребителей дальнего сопровождения Ла-11), командира звена гвардии старшего лейтенанта Бориса Докина командиру части (стилистика сохранена):

«...В 17:39 встретил четырёхмоторный самолёт с американскими опознавательными знаками южнее Лиепая 8 км, который шёл курсом 135 градусов. Увидя самолёт, я парой подошёл к нему справа сзади и передал второй паре - старшего лейтенанта Герасимова - принудить нарушителя к посадке. Герасимов вышел вперёд и, делая глубокое покачивание, развернулся влево. Нарушитель взял курс 270 градусов - в море и за парой старшего лейтенанта Герасимова не пошёл. Тогда я дал предупредительную очередь - 12 снарядов. Нарушитель стал вести огонь по мне. Ведомый лейтенант Тезяев, видя это, дал по нарушителю очередь, который пошёл с большим снижением и вошёл в облака на h-500 метров. Предположительно самолёт упал в 5-10 км от берега».

Какую цель преследовал экипаж B-29, что ему у нас было надо? Официальная американская версия (как и в большинстве других случаев) - самолёт производил «метеорологические наблюдения» в районе Балтийского моря. Однако этому не поверили даже соотечественники. Американская печать того времени писала, что все «восточные вылеты» с авиабазы Висбаден (ФРГ) являются разведывательными. Но хотел бы обратить внимание на другое. У экипажа B-29 были все возможности, как от него и потребовали, приземлиться на советском аэродроме, не ввязываясь в поединок. Вместо этого экипаж американского бомбардировщика открыл огонь по советским истребителям - такой «ангел» появился в нашем небе... К слову, именно с B-29 были сброшены атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

6 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на Хиросиму.
© wikimedia.org
6 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на Хиросиму.

А 29 июля 1953 года экипаж стратегического бомбардировщика B-50 и вовсе не стал ждать, когда последует предупреждение.

Из докладной главнокомандующего ВМФ адмирала Николая Кузнецова министру обороны СССР (стиль сохранён):

«Радиолокационные станции флота, продолжая следить за движением неизвестного самолёта, в 7:01 обнаружили его в нашем воздушном пространстве - самолёт-нарушитель шёл в направлении на остров Аскольд (близ Владивостока. - А.Д.) на высоте 10.000 метров. Для выяснения принадлежности самолёта-нарушителя и цели его появления в наших водах в 7:06 наши два самолёта-истребителя были направлены на встречу с ним.

В 7:11 ведущий в паре истребитель (лётчик капитан Рыбаков) обнаружил на расстоянии 10 км к югу от острова Аскольд самолёт-нарушитель, оказавшийся американским самолётом B-50 с красными полосами на киле и опознавательными знаками ВВС США. При сближении для опознавания наши истребители были обстреляны самолётом-нарушителем, на ведущем самолёте-истребителе были повреждены левая плоскость и передняя часть фюзеляжа».

Истребители МиГ-15 атакуют бомбардировщик B-29. 1951 год.
© nationalmuseum.af.mil
Истребители МиГ-15 атакуют бомбардировщик B-29. 1951 год.

Были и другие сообщения. Например, такое: «18.11.1951 года. 14:48. Нарушение государственной границы в районе мыса Гамов (неподалеку от Владивостока. - А.Д.). Один МИГ-15 сбит, упал в районе мыса Льва». И это, кстати, не единственный факт гибели в воздушных поединках с американцами советских лётчиков. Мы тоже несли потери. В 1952 году в 34 воздушных поединках с «ангелами» из США были потерян наш истребитель, лётчик погиб.

Провокация генерала Лемейя

Несмотря на жёсткое противодействие со стороны советской системы ПВО, американцы с завидным упрямством и не считаясь с потерями, продолжали «штурмовать» наше воздушное пространство. 29 апреля 1954 года - день, когда американская авиация проводила рекогносцировку для возможного ядерного удара по основным городам Советского Союза. Реактивные бомбардировщики В-47, пользуясь недосягаемостью по высоте для советской истребительной авиации и артиллерийских систем, вышли на рубеж Новгород - Смоленск - Киев. Специалисты не исключали, что во время этого полёта у них на борту было ядерное оружие. А вскоре бомбардировщики США стали появляться над Ленинградом и в небе Подмосковья...

В 1997 году финский тележурналист Олли Айнолли и сотрудники Би-би-си разыскали пилота разведывательного самолёта ВВС США полковника Хэла Остина, принимавшего непосредственное участие в акции, которая могла завершиться ядерным противостоянием между СССР и США. И вот что тот рассказал. По его словам, 8 мая 1954 года главнокомандующий стратегической авиацией США Кэртис Лемей распорядился поднять в воздух с авиабазы в Великобритании три самолёта-разведчика RB-47 с задачей пролететь над ядерными стратегическими базами на Кольском полуострове, чтобы «спровоцировать русских на ответные действия».

8 мая 1954 года главнокомандующий стратегической авиацией США Кэртис Лемей распорядился поднять в воздух с авиабазы в Великобритании три самолёта-разведчика RB-47 с задачей пролететь над ядерными стратегическими базами на Кольском полуострове.
© commons.wikimedia.org
8 мая 1954 года главнокомандующий стратегической авиацией США Кэртис Лемей распорядился поднять в воздух с авиабазы в Великобритании три самолёта-разведчика RB-47 с задачей пролететь над ядерными стратегическими базами на Кольском полуострове.

Кстати, в годы Второй мировой войны генерал Лемей отвечал за бомбардировки японских городов, которые отличались безжалостной жестокостью. И ещё неизвестно, на что этот махровый антикоммунист рассчитывал, устраивая провокацию на советском Севере. По крайней мере, полковник Остин на камеру заявил, что генерал лично провёл инструктаж экипажей, а потом сказал: «Если пролёт будет осуществлён правильным образом, то начнётся третья мировая война».

...Итак, три RB-47 проходят над Норвегией и вторгаются в пределы Советского Союза. Над Кольским полуостровом в бой с самолётом, который пилотировал Хэл Остин, вступает поднятый по тревоге истребитель МиГ-17. В результате схватка, начавшаяся в советском воздушном пространстве, якобы продолжилась над озером Онкамойарви уже в Финляндии, хотя по данным главного штаба Войск ПВО Советского Союза МиГ не пересекал границу. Как бы там ни было, RB-47 получил сильные повреждения, но смог добраться до своей базы в Великобритании.

Истребитель МиГ-17.
© РИА Новости
Истребитель МиГ-17.

Остаётся только гадать, почему третья мировая война, на которую так рассчитывал Кэртис Лемей, всё же не началась. Возможно, в Вашингтоне инициативу генерала сочли преждевременной, не исключено также, что на историческое решение повлияла жёсткая реакция советской стороны. Однако следует уточнить, что, даже теряя своих пилотов, американцы до определённой поры регулярно прорывались в советское воздушное пространство, а на авиабазах у границ СССР на постоянной основе базировались бомбардировщики с ядерным оружием на борту.

Причём на смену устаревшим моделям регулярно приходили более современные. К примеру, в 1954 году американцы поставили на конвейер стратегический бомбардировщик B-52, имеющий высоту полёта 16.000 метров и дальность до 12.000 километров. Вскоре встал на крыло и первый в мире сверхзвуковой дальний бомбардировщик B-58 «Хастлер» с практическим потолком в 21.000 метров.

«...И удалился в сторону моря»

Справедливости ради отметим, что советские боевые самолёты никогда не появлялись в небе Соединенных Штатов, тогда как американские лезли буквально напролом, да ещё и огрызались огнём. Вот и приходилось учить их жизни, а также забрасывать Госдепартамент США нотами протеста.

Такими, как, например, нота МИД СССР от 8 сентября 1954 года:

«Как сообщалось в ноте Советского правительства от 5 сентября, согласно точно установленным данным, 4 сентября в 19 часов 12 минут по владивостокскому времени американский военный двухмоторный самолёт типа «Нептун» нарушил государственную границу СССР в районе мыса Островной к востоку от порта Находка. При приближении к американскому самолёту двух советских самолётов-истребителей с целью указать ему, что он находится в пределах границ Советского Союза, и предложить ему немедленно покинуть воздушное пространство СССР, упомянутый американский самолёт открыл по советским самолётам огонь. Ввиду такого враждебного, ничем не оправданного действия американского самолёта-нарушителя в отношении советских самолётов, последние вынуждены были открыть ответный огонь, после чего американский самолёт удалился в сторону моря».

4 сентября 1954 года американский военный двухмоторный самолёт типа «Нептун» нарушил государственную границу СССР в районе мыса Островной к востоку от порта Находка.
© commons.wikimedia.org
4 сентября 1954 года американский военный двухмоторный самолёт типа «Нептун» нарушил государственную границу СССР в районе мыса Островной к востоку от порта Находка.

В той же ноте советский МИД интересовался: зачем американские самолёты вообще направляются для «патрульных полётов» в район Владивостока, который находится на расстоянии около 10 тысяч километров от побережья Америки? Также Смоленская площадь просила уточнить: какая была бы реакция США, если бы советские боевые самолёты начали «патрулировать», например, в небе Сан-Франциско, а при встрече с американскими истребителями открыли огонь?

Госдепартамент США в ответ даже бровью не повёл, а Пентагон продолжил регулярно посылать своих «ангелов» к советским рубежам. Ситуация не сразу изменилась и после 1 мая 1960 года, когда американский разведывательный самолёт U-2 «Локхид» был сбит под Свердловском ракетой комплекса С-75 «Десна». Ровно через два месяца в советское воздушное пространство на Севере вторгается разведывательный самолёт RB-47. Видя, что он не подчиняется командам и стремится уйти в пространство над нейтральными водами, советский лётчик-истребитель капитан Василий Поляков открыл огонь на поражение. Это произошло восточнее мыса Святой Нос. В итоге погиб капитан Эрнст Палм и ещё три американских офицера, оказавшихся на борту самолёта-разведчика.

1 мая 1960 года американский разведывательный самолёт U-2 «Локхид» был сбит под Свердловском.
© m.fotostrana.ru
1 мая 1960 года американский разведывательный самолёт U-2 «Локхид» был сбит под Свердловском.

Лишь после того как очередной самолёт «удалился в сторону моря со снижением», до американцев что-то дошло, и соваться в наше воздушное пространство они уже не рискуют. Правда, вдоль границ снуют постоянно.

Кто есть кто

Следы именно таких исчезнувших навсегда пилотов и искали прибывшие в октябре 1993 года сотрудники комиссии, которая была специально создана, чтобы выяснить судьбы граждан США, пропавших без вести после Второй мировой войны, хотя чего там было выяснять... На самом дела эта комиссия в основном состояла из действующих или бывших сотрудников разведывательного управления Министерства обороны США - РУМО и ЦРУ, и в России они были заняты откровенным шпионажем: под патронажем советника президента по вопросам обороны и безопасности генерала Дмитрия Волкогонова стремились попасть в архивы, которые к судьбам пропавших лётчиков никакого отношения не имели.

Сотрудники Российско-американской комиссии под патронажем советника президента по вопросам обороны и безопасности генерала Дмитрия Волкогонова были заняты откровенным шпионажем.
© cbstmr.ru
Сотрудники Российско-американской комиссии под патронажем советника президента по вопросам обороны и безопасности генерала Дмитрия Волкогонова были заняты откровенным шпионажем.

Например, в Архиве военно-медицинских документов в Санкт-Петербурге их заинтересовали материалы об облучении советских военнослужащих. В других архивах - система оповещения в войсках противовоздушной обороны страны и так далее.

Более того, пользуясь поддержкой Волкогонова, запугивали неземными карами тех хранителей архивов, которые отказывались выдавать секретные документы. Грозили именем Волкогонова журналистам, посмевшим усомниться в целях и задачах этой комиссии, которая якобы только выясняла судьбы своих сбитых «ангелов» - дескать, по зубам получите, если не заткнётесь...

Да никто и не сомневался, что «ангелы» служат не только в ВВС США, но и в американской разведке. Да и не ангелы это вовсе, а профессиональные демоны.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама