Безумство храбрых: краповый берет лейтенанта Тапио
Очередь, выпущенная почти в упор
Тяжёлый, как ломом шарахнули, удар в лицо опрокинул Олега на землю, не сумев погасить его сознание, просто погрузив в вязкую тишину, заглушившую звуки боя. В этой тишине, словно в замедленной съёмке, он увидел бородатого боевика в десятке метров от себя. Намерения врага были написаны на бородатой роже - добить его, лейтенанта Тапио, коль тот ещё жив. Олег позже поймёт, почему бандит приближался к нему без опаски, с ухмылкой победителя, не ожидавшего никакого сопротивления от полутрупа, только что получившего пулю в лицо, а за несколько минут до этого раненого в кисть. Боевик явно не думал, что и единственная рука изувеченного офицера справится с автоматом. Олег увидел, как торжество на бородатом лице сменилось даже не страхом, скорее недоумением - как, этот русский ещё жив?! Очередь, выпущенная почти в упор, лишила его возможности думать вообще…
У Тапио ещё хватит сил отползти в укрытие и прикрывать отход группы огнём. Он проткнёт свою кожу иглой от тюбика «Промедола», выдавит в себя содержимое и воткнёт его в свой китель, как по учебнику военно-медицинской подготовки. Немного заглушив боль от увечий, он твёрдо решил остаться на своей позиции и оказывать врагу сопротивление пока не покинут силы. По его мнению, это решение было самым оптимальным, ведь положение группы ухудшалось с каждой минутой, спецназовцы испытывали острую нужду в оперативной смене рубежа обороны. И Олег не хотел проблем. По радиосвязи он сообщил о своём решении остальным спецназовцам, после чего вновь вступил в перестрелку. В тот момент мысли в голове Олега сменяли друг друга не просто быстро - одна не успевала закончиться, как на её основе заочно принималось решение и возникала новая…
Он вспоминал, как со школьной скамьи мечтал о военной карьере и подвигах, как с раннего детства вечерами напролёт увлечённо слушал рассказы своей бабушки о фронтовых приключениях прадеда - ветерана ВОВ Афанасия Калугина. Периодические автоматные очереди и ложившиеся рядом пули, прерывали эти мысли и заставляли его переползать от камня к камню, по возможности отпугивая приближавшегося противника короткими очередями…
Не в правилах спецназа - бросить своего
В период, когда лейтенант Тапио своими отчаянными оборонительными действиями отвлекал внимание противника, остальная часть группы занималась передислокацией и, в итоге, достигла желаемого результата. Однако услышав обращение Олега в радиоэфире, пулемётчик Адылов и командир отделения Райский отправились спасать командира. Преодолев множество препятствий под плотным огнём, они прибыли на позицию Тапио. Помогая Олегу оборонять рубеж, выслушивая крепкую критику в свой адрес за самоуправство, они вместе с командиром отразили очередную волну наступления. Олег обругал их отнюдь не из-за вредности, он понимал, что двое совсем молодых солдат уже вряд ли вернутся домой живыми, а усугубляло эту ситуацию то, что всё это из-за него, их командира. Гордость за воспитанников в тот момент ушла на второй план, Тапио хорошо знал своих подчинённых и никогда в них не сомневался, терзало душу чувство вины…
Он успел побывать солдатом, сержантом и прапорщиком перед получением офицерских погон. И каждый раз, поднимаясь на новую ступень, всё глубже ощущал ответственность за жизнь подчинённых и тревогу, ведь самое страшное для офицера - потерять своих солдат. Но, с другой стороны, это заставляло его учиться, совершенствоваться и стремиться быть максимально подготовленным командиром.
В этот раз судьба оказалась благосклонна к Олегу, они отразили ещё несколько атак, и тут подоспело подкрепление. Это был 29 отряд специального назначения имени генерала М. Шаймуратова из Уфы. Ребята подошли со стороны противника, а это означало что принцип «Молот и наковальня», по которому проводилась операция, оправдал свою эффективность, так как задача по ликвидации незаконных бандформирований не без потерь, но всё же завершилась успехом.
Подвиг капитана Ширяева
Олег был командиром взвода в 3-й группе специального назначения (СПН) отряда специального назначения «Вятич», дислоцирующегося в городе Армавир. Командиром 3-й группы СПН был Герой России (посмертно) капитан Ширяев Григорий Викторович.
В тот момент, когда группа меняла рубеж обороны, а Олег прикрывал её с фронта, основная часть бойцов попала под плотный перекрёстный огонь противника с флангов. Тогда капитан Ширяев для спасения боевых товарищей отвлёк внимание боевиков на себя, прицельным огнём самоотверженно сдерживал натиск бандитов, уничтожил нескольких и был тяжело ранен. Но ранение не помешало офицеру оказывать огневую поддержку группе до тех пор, пока его подчинённые не заняли более выгодные позиции. Своими доблестными действиями капитан Григорий Ширяев спас подчинённых от смерти. Спецназовцы эвакуировали командира с поля боя, но полученные ранения оказались смертельными.
Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2010 года за «мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе» капитану Григорию Викторовичу Ширяеву присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.
25 марта 2011 года тогдашний президент России Дмитрий Медведев вручил медаль «Золотая Звезда» матери капитана внутренних войск МВД РФ Григория Ширяева - Людмиле Ивановне Ширяевой.
…Олег Тапио по окончании командировки прошёл реабилитацию в ведомственном госпитале в городе Балашиха. Затем продолжил службу в родном отряде. А в 2017 году, несмотря на полученные в том бою увечья, на равных с остальными кандидатами условиях успешно сдал вступительные испытания и поступил в Военный университет Министерства обороны, который окончил в звании майора в 2019 году. В настоящее время проходит службу в 25-м отдельном отряде специального назначения национальной гвардии Российской Федерации «Меркурий».