Ливия: перемирие или мир?
В ходе переговоров в режиме видеоконференции президент России Владимир Путин, канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон обсудили ситуацию в Ливии. «Рассмотрены вопросы урегулирования в Ливии. С удовлетворением констатировано соблюдение противоборствующими сторонами режима прекращения боевых действий», - говорится в сообщении пресс-службы Кремля. Лидеры трёх стран выразили надежду, что «формирование в стране единых переходных органов власти станет важным шагом на пути продвижения эффективного политического процесса с участием всех ключевых ливийских сил».
В самой Ливии Палата представителей (ПП, парламент) утвердила состав переходного Правительства национального единства (ПНЕ) Абдель Хамида ад-Дбейбы. Теперь ему предстоит довести расколотую и разорённую страну до запланированных на конец декабря выборов. Из 170 депутатов ПП 132 голосовали за вотум доверия новому кабинету министров, двое воздержались. Остальные парламентарии, в основном представляющие западный ливийский регион Триполитанию, на заседание ПП в Сирт вообще не приехали. Таким образом они выразили протест против спикера парламента Агилы Салеха, который председательствовал на заседаниях, а в апреле 2019 года поддержал начавшего наступление на Триполи главкома Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифу Хафтара.
Россия, ООН, Лига арабских государств, ЕС, США, другие страны, проявив редкое по нынешним временам единодушие, приветствовали принятое решение о вотуме доверия новому кабинету министров. Лейтмотивом их заявлений проходила мысль о том, что ливийцы, наконец, сделали первый правильный шаг по выходу страны из 10-летнего хаоса. Сам факт, что заседание ПП проходило в Сирте, бывшим ещё несколько месяцев назад прифронтовым городом, многие восприняли как добрый знак.
Сразу после голосования главы конкурировавших между собой восточного временного правительства Абдулла ат-Тани и премьер-министр признанного ООН и базировавшегося на западе правительства национального согласия (ПНС) Фаиз Сарадж, как и обещали ранее, сделали заявления о готовности распустить свои кабинеты и передать правительству ад-Дбейбы их полномочия. Вместе с ними к новому органу исполнительной власти «по наследству» переходит и множество сложнейших задач, которые старые власти так и не смогли решить из-за взаимной вражды, некомпетентности, вмешательства влиятельных внешних сил.
Главное на сегодняшний день - не дать ливийцам вернуться к самоистреблению при решении стоящих перед страной важнейших задач, которые условно можно разбить на следующие блоки. Самые важные и «чувствительные» задачи в условиях современной раздробленной Ливии, в которой отсутствует гражданское общество, связаны со строительством единых вооружённых сил, подчиняющихся единому командованию. Не случайно должность министра обороны в новом правительстве осталась вакантной. Ливийцы боятся кого-либо искушать почти монопольной властью над своей военной организацией. Обязанности главы военного ведомства будут коллективно исполнять все три члена нового Президентского совета.
По мнению известного ливийского политолога Мустафы Фитури, заметную роль в решении военных задач и проблем безопасности сыграла смешанная военная комиссия (СВК), в которую вошли по пять авторитетных офицеров от востока и запада страны. Благодаря её усилиям в стране удалось установить перемирие и обеспечить безопасность при проведении заседаний парламента. Теперь перед страной стоит задача трансформировать хрупкое перемирие в прочный мир, в том числе путём наблюдения за выполнением условий перемирия. К сожалению, в силу поспешности при формировании СВК функции и обязанности, принципы деятельности не были прописаны детально, что и привело к нынешней пробуксовке в её работе.
Наглядный тому пример. Собираясь в Сирт, премьер ад-Дбейба решил ехать туда на автомобиле. Он хотел стать первым ливийцем, который символически откроет до сих пор закрытую дорогу, связывающую восток и запад страны. Однако боевики, перекрывшие выезд из его родного города Мисураты, соглашались разблокировать шоссе перед эскортом сопровождавших премьера машин только в случае, если им заплатят ни много ни мало 250 млн долларов (!). Политику пришлось лететь на самолёте.
Чтобы помочь ливийцам организовать работу по мониторингу условий перемирия, на днях из штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке в Ливию прибыла первая группа специалистов по миротворческим операциям в составе 10 человек. А вот для того, чтобы договориться о полном выводе из Ливии иностранных военных и наёмников, компетенции СВК будет явно недостаточно. Здесь потребуется вмешательство нового правительства, в частности, Министерства иностранных дел, которое впервые в истории Ливии возглавила женщина. Её зовут Наджма аль-Магуш. (Кроме неё ещё три представительницы прекрасного пола будут руководить министерствами юстиции, культуры и по социальным вопросам).
Надо сказать, что этот вопрос весьма болезненно воспринимается в Турции в связи с тем, что она серьёзно нацелилась на долгосрочное пребывание своих военных в Ливии, приступив к созданию двух военных баз. К тому же между Анкарой и ПНС подписаны соглашения о демаркации морских границ и оказании военной помощи. Терять свои позиции в Ливии Эрдоган не желает, и, чтобы как-то снять для себя остроту вопроса, пытается нормализовать отношения с арабскими монархиями Персидского залива, в частности, с Саудовской Аравией и ОАЭ, а также с Египтом, против которого Анкара едва не начала войну под Сиртом летом прошлого года.
Анкара всячески заигрывает с Каиром, пытаясь соблазнить того якобы более выгодными, чем с Грецией, условиями соглашения о демаркации морских границ. Египтяне же считают, что сначала туркам следует коренным образом изменить политику как в Ливии, так и в Восточном Средиземноморье. Премьер ад-Дбейба, имеющий тесные связи с Анкарой, считает, что договорённость с Турцией о демаркации границ для Ливии выгодна, поскольку в её исключительную экономическую зону попадают дополнительные газовые месторождения на шельфе. Что касается оборонительного соглашения с Турцией, то новый премьер дистанцируется от него, стараясь переложить ответственность за его решение на парламент.
Новому кабинету предстоит решать ещё одну сложнейшую задачу, связанную с роспуском множества вооружённых формирований, не желающих подчиняться единому командованию, демобилизацией и трудоустройством их бывших бойцов.
Касательно блока экономических проблем, их решение представляется менее взрывоопасным, чем решение проблем военных и политических, за исключением разве тех, что связаны с дележом власти и денег. Они, как правило, сводятся к объединению раздробленных государственных институтов, корпораций, банков и т.д. Большие запасы углеродов обеспечили стабильные доходы от роста объёмов добытой с сентября прошлого по февраль этого года нефти - с минимальной отметки в 100 тыс. баррелей в сутки до уровня 1,25 млн барр./сутки. В планах нефтедобывающей госкорпорации довести добычу нефти до 2,1 млн барр./сутки к 2025 году.
Как бы то ни было, любая неудача при решении той или иной из перечисленных выше проблем, обида или недовольство кого-то из влиятельных политиков или военных лидеров, в принципе может сорвать страну в штопор новой гражданской войны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.