Беспилотник: и один в небе воин
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Российский многоцелевой БПЛА «Орион».

Беспилотник: и один в небе воин

Наделавшая немало шума атака иранского танкера беспилотником израильского происхождения свидетельствует о том, что противостояние в воздушно-космическом пространстве может стать полномасштабной войной дронов
03 ноября 2021, 05:28
Реклама
Беспилотник: и один в небе воин
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Российский многоцелевой БПЛА «Орион».
Читайте нас на: 

От «Орлана» до «Ориона»

Ещё в начале XXI века Россия точно не была впереди планеты всей в разработке беспилотных летательных аппаратов, уступая не только европейским странам, но даже Турции. Однако в 2008 году, после нападения Грузии на Южную Осетию, стало окончательно понятно, что без собственных дронов на современной войне делать нечего. И уже через два года не без помощи израильской фирмы IAI в российских вооружённых силах появились первые, пока что только разведывательные, беспилотники.

Сегодня «Орлан-10» уже прошёл обкатку в Сирии. Судя по сообщениям, эти дроны могут использоваться как системы управления огнём и корректировки артиллерийских ударов. А в апреле 2020 года в Российскую армию поступили первые многоцелевые БПЛА «Орион», способные на равных конкурировать с американским многоцелевым БПЛА MQ-1 «Предатор» («Хищник») и MQ-9 «Риппер» («Жнец»), то есть вести разведку, выполнять наведение и поражать наземные цели с использованием управляемого оружия.

К этому результату Россия шла почти 10 лет...

БПЛА «Орион» - это средневысотный большой продолжительности полёта беспилотник разработки компании «Кронштадт». Его испытания начались в Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова в первой половине 2016 года. В ноябре 2018 года «Орион» начал поступать в опытно-войсковую эксплуатацию в ВКС России, а в ноябре 2021 года, по данным компании-производителя «Кронштадт», в подмосковной Дубне должен состояться запуск первого в России завода по серийному производству беспилотных летательных аппаратов. Новое производство позволит закрыть внутренние потребности в беспилотниках, а также обеспечить экспорт.

Тактико-технические характеристики БПЛА «Орион»

  • Размах крыла - 16 м, длина - 8 м;
  • взлётная масса - 1 000 кг, боевая нагрузка - до 200 кг;
  • силовая установка - 1 ПД Rotax 914 мощностью 115 л. с. (серийные аппараты планируется снабжать двигателями АПД-110/120);
  • максимальная скорость - до 200 км/час;
  • практический потолок - 7 500 м;
  • продолжительность полёта - 24 часа.

В ударном варианте «Орион» может нести разнообразное вооружение: авиационную малогабаритную управляемую ракету Х-50; корректируемые малогабаритные авиационные бомбы КАБ-20 и КАБ-50 с боевой частью РСЗО «Град» (продемонстрированы три варианта исполнения с разными системами наведения: лазерной, теле- и тепловизионной); управляемую планирующую авиационную бомбу.

Тяжёлый ударный беспилотник С-70 «Охотник».
© mil.ru
Тяжёлый ударный беспилотник С-70 «Охотник».

С-70 выходит на охоту

Тяжёлый ударный беспилотник С-70 «Охотник», который разрабатывает компания «Сухой», начнёт поступать в войска с 2024 года. Есть мнение, что этот аппарат - прообраз истребителя шестого поколения. А в качестве летающей лаборатории для отработки ряда систем по проекту «Охотник» используется один из опытных образцов Су-57, в частности, с его помощью тестировалось бортовое радиоэлектронное оборудование и связь.

Первый полёт БПЛА состоялся 3 августа 2019 года и продолжался более 20 минут, а уже в сентябре Минобороны сообщило о первом совместном полёте «Охотника» и истребителя Су-57, в ходе которого отрабатывалось взаимодействие между БПЛА и самолётом-лидером. Отмечается, что при взаимодействии с истребителем 5-го поколения ударный беспилотник-невидимка может обеспечить прорыв в области боевого применения истребительной авиации. При этом открывается огромный простор для эффективного взаимодействия лётчика и боевого робота.

Примерные тактико-технические характеристики БПЛА С-70 «Охотник»

  • Размеры: размах крыла - 19 м, длина - 14 м;
  • взлётная масса - 25 т, боевая нагрузка - от 2,8 до 8 т;
  • силовая установка - 1 ПД, 4-цилиндровый с турбонаддувом марки «Ротакс 914»;
  • максимальная скорость - 1 400 км/ч;
  • практический потолок - 18 000 м;
  • дальность полёта - 6 000 км;
  • вооружение: управляемые ракеты, управляемые бомбы, неуправляемые бомбы во внутреннем отсеке для полезной нагрузки, а также на подкрыльевых узлах подвески.

В декабре 2020 года экипаж одного из стратегических ракетоносцев Дальней авиации ВКС России также отработал управление беспилотником. Для испытаний привлекался строевой Ту-95МС, дооборудованный специальной аппаратурой. Предполагается, что такое «взаимодействие» может найти применение для доразведки целей, когда ракетоносец уже находится в воздухе. Также возможно использование беспилотника в качестве цели-приманки для отвлечения авиации и сил ПВО противника от стратегического ракетоносца.

«Ланцет» значит скальпель

Но в России уже появился и «универсальный» БПЛА - «ZALA Ланцет», способный самостоятельно осуществлять разведку и атаковать цель (заводские испытания, по заявлению представителей концерна «Калашников», были завершены ещё в июле 2019 года). Эту машину относят к так называемым барражирующим боеприпасам. А название она получила как из-за своеобразного дизайна, так и из-за способности пролететь десятки километров и нанести удар с хирургической точностью. Как уверяют разработчики, перехватить и  уничтожить «Ланцет» или спрятаться от него практически невозможно. Сам же БПЛА благодаря встроенной противолазерной защите не собьётся с курса даже при использовании против него новейшего «противодронного» оружия.

В апреле 2021 года удар российского беспилотника «Ланцет-3», который с ювелирной точностью поразил объекты боевиков в провинции Идлиб, попал на видео. В Сирии ударные дроны используют подразделения российских Сил специальных операций.

Созданы две версии барражирующего ударного беспилотника - «Ланцет-1» и «Ланцет-3». Впервые они были показаны на выставке IDEX 2019 в Абу-Даби. Аппараты обладают одинаковым планером, но при этом отличаются продолжительностью полёта и массой боевой части. В отличие от израильских барражирующих боеприпасов классической самолётной схемы, «Ланцет» имеет Х-образную аэродинамическую схему, характерную для ракет.

«"Ланцет" построен по аэродинамической схеме двойного Х-образного оперения, - объяснил генеральный директор «Zala aero group» Александр Захаров. - Двойной икс - наше абсолютное ноу-хау, при пикировании и маневрировании такая схема ведёт себя намного лучше, к тому же позволяет уменьшить габариты изделия. На подобной технике схема применена впервые в мире».

И вот что ещё примечательно. Как выяснилось, дроны могут бороться с дронами неприятеля. Эта боевая технология получила название «воздушное минирование» (термин введён в оборот конструкторами из Ижевска). На практике это выглядит так: несколько дронов патрулируют пространство и создают для вражеских беспилотников непреодолимую преграду. Но когда «Ланцеты» будут готовы к таким действиям, это ещё не известно - пока что не пройдено и половины пути. При этом за рубежом тоже не сидят сложа руки.

Разрабатывать БПЛА Израиль начал в 1970-е. Изначально это были лёгкие разведывательные аппараты и радиоуправляемые мишени, а затем - многоцелевые комплексы, в том числе и ударные. Сегодня дроны в Израиле производят порядка 50 компаний, чем и обеспечивается мировое лидерство. Считается, что именно Израиль первым в мире сформировал и реализовал концепцию барражирующего боеприпаса - разведывательно-ударных систем, способных вести разведку и поражать цель собственной боевой частью.

Предвидеть, чтобы побеждать

На вооружении Армии обороны Израиля в настоящее время состоят несколько комплексов этого класса. Первым появился Harpy разработки IAI - беспилотник весом 135 кг, с боевой частью массой 32 кг, способный пролететь 500 км. По сути это самонаводящийся самолёт-снаряд. После обнаружения сигналов РЛС он определяет местоположение цели, пикирует на неё и поражает осколочно-фугасной боевой частью. Запускается БПЛА с мобильной пусковой установки контейнерного типа при помощи твёрдотопливных стартовых ускорителей.

Более новый самолёт-снаряд IAI Harop легче и несёт боевую часть массой 23 кг на дальность 1 000 км. Он оборудован радаром и цифровой камерой с углом обзора 360 градусов, имеющей высокое разрешение. Предназначен для борьбы с комплексами ПВО противника, поэтому его и называют «киллером систем противовоздушной обороны».

Израильский самолёт-снаряд IAI Harop.
© iai.co.il
Израильский самолёт-снаряд IAI Harop.

По заявлению военного ведомства Азербайджана, такие дроны впервые были применены во время вооружённого конфликта в Нагорном Карабахе - удары наносились по объектам ПВО, РСЗО, артиллерии, бронетехнике и по скоплениям пехоты. Несмотря на промахи - один дрон поразил автобус с гражданским населением, второй был сбит армянской ПВО, - IAI Harop считается лучшим в мире образцом барражирующего боеприпаса.

Кроме того, израильские конструкторы разработали 7 боеприпасов лёгкого класса семейства Hero, предназначенных для уничтожения точечных особо важных целей - ликвидации людей и техники при нанесении минимального сопутствующего ущерба. Также на вооружение ЦАХАЛ поступило несколько тяжёлых беспилотников IAI Heron.

Тем временем уже поступило сообщение о том, что в Израиле разрабатывается система БПЛА, позволяющая запускать небольшие дроны из устройств, подобных многоствольным РСЗО, и тогда к цели или группе целей устремится целый рой барражирующих боеприпасов. И насколько эффективны в таком случае будут зенитные ракеты, сказать трудно.

Специалисты дают неплохую оценку семейству комплексов радиоэлектронной борьбы «Красуха», серийное производство которых ведётся Брянским электромеханическим заводом. В разработке и другие российские системы РЭБ, способные ставить преграду беспилотным летательным аппаратам вероятного противника, но при этом надо учитывать, что созданием БПЛА сегодня занимаются не только сотни авиастроительных фирм из 80 стран, но и многочисленные «кустари». Поэтому важно уловить тенденции и действовать на опережение.

...А началась эпоха боевых дронов, если помните, с невинного авиамоделизма.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама