El pueblo unido: «люди с улицы» прощаются не только с наследием Пиночета
Чилийцы сделали ещё один твёрдый шаг к переформатированию социально-экономической модели государства. По итогам состоявшихся 15-16 мая выборов в Конституционный съезд (КС), который, начиная с июня этого года, приступит к разработке нового текста основного закона страны, стало ясно, что решающую роль в этом процессе будет играть не просто «несистемная оппозиция», а «люди с улицы». Выборы в КС стали тяжёлым поражением не только правых проправительственных партий, пытающихся сохранить в Чили либеральный статус-кво, но и всех официально зарегистрированных политических партий и движений, как правых, так и левых - всего политического истеблишмента.
От копеечного подорожания - до изменения конституции
Всё началось с народных протестов в октябре 2019 г., которые вспыхнули из-за пустяковой, казалось бы, вещи. Власти объявили о буквально копеечном повышении цены на проезд в столичном метро. Однако это вызвало такую волну протестов, от которых содрогнулась вся Чили и которые переросли в народный бунт. В течение нескольких недель практически все крупные города Чили были охвачены массовыми беспорядками, на улицах появилась армия, страна оказалась на грани гражданской войны.
Аналитики аргументированно утверждали, что этот бунт был вполне ожидаем. Повышение цены на проезд в метро стало лишь спусковым крючком для накопившегося недовольства или, лучше сказать, злобы и раздражения большинства чилийцев. Дело в том, что с момента крайне жестокого военного переворота в 1973 г., в ходе которого был убит законный президент Чили Сальвадор Альенде, а десятки тысяч противников военной хунты были расстреляны или «пропали без вести», генерал Пиночет приступил к строительству в стране «химически чистого» капитализма. Всё это происходило под кураторством американских либеральных экономистов. В 1980 г. по инициативе Пиночета в Чили была принята конституция, которая закрепила проведённые военными под присмотром американцев экономические реформы ультралиберального толка.
«Кирпичом» по башке чилийцев
Чили в течение 40 лет является объектом социально-экономического эксперимента в буквальном смысле этого слова. Там все законы заточены под интересы бизнеса разного калибра, в основном крупного. Причём этот эксперимент проводится в буквальном смысле по инструкции, каковой является книга «El ladrillo» («Кирпич»), написанная чилийскими экономистами, тесно связанными с Чикагской экономической школой. Это исследование считается основой многих экономических стратегий, которым следовала военная диктатура, правившая в Чили с 1973 по 1990 год. Любопытно, что написание книги «El ladrillo» было завершено всего за несколько недель до государственного переворота 1973 года. С того момента исследование не афишировалось, но было настольной книгой новой власти.
Чилийцы узнали о существовании исследования «El ladrillo» и о том, что они - подопытные кролики, - лишь в 1992 году, когда книга была опубликована чилийским Центром общественных исследований (Centro de Estudios Públicos) - think-tank`ом, связанным всё с теми же «чикагскими ребятами».
На практике после принятия конституции 1980 года Чили стала страной, где государство полностью самоустранилось не только из экономики, но и из социальной сферы. «Конституция 1980 года, составленная при диктатуре Аугусто Пиночета, была неявно призвана защитить следующую модель Чили: минимизировать роль государства, ограничить политический выбор избирателей и затруднить чилийским властям расширение социального обеспечения или вмешательство в бизнес», - отмечает испанское издание Cambio 16.
Репродуцирование социального неравенства
В стране сформировалась социально-экономическая модель, которая постоянно репродуцировала две социальные группы. Первая из них - незначительная по количеству группа людей, имеющих доступ к качественному образованию и медицине, к финансовым средствам и средствам производства, к материальным благам и, главное, к управлению государством и принятию государственных решений.
Вторая группа - абсолютное большинство чилийцев, которые до всего вышеперечисленного дотянуться не могли при всём желании и усердии.
Информация к размышлению
Весьма показательна статистка: лишь 1% населения Чили владеет третью национального ВВП. Макроэкономические показатели Чили - лучшие в Латинской Америке, но при этом уровень недовольства населения тоже самый высокий в регионе. В Чили самый высокий средний доход на душу населения. Но слово «средний» скрывает колоссальный разрыв в доходах и в социальных возможностях между богатыми и бедными. Именно поэтому социальный взрыв в 2019 г. был предсказуем.
Накал социального кризиса в 2019 г. был настолько силён, что правые партии, стоящие за президентом-миллиардером Себастьяном Пиньерой, согласились подписать с чилийской оппозицией «Соглашение о социальном мире и новой Конституции». Это соглашение виделось как единственный выход из создавшегося катастрофического положения, за которым была пропасть. Реализацией этого соглашения стал референдум в 2020 г., на котором абсолютное большинство чилийцев высказалось за изменение конституции, понимая, что именно это в первую очередь повлечёт за собой реформирование социально-экономической модели государства. На референдуме чилийцы параллельно отказались от идеи созыва так называемого «смешанного» съезда в пользу «конституционного».
Принципиальная разница между двумя этими органами заключалась в том, что в «конституционный» съезд должны были быть специально избраны 155 членов, как теперь и произошло. А в «смешанный» съезд, кроме специально избранных членов, должны были бы войти также нынешние депутаты парламента.
Но в нынешнем составе парламента немало противников конституционных изменений. И потому была велика вероятность того, что «смешанный» съезд не набрал бы две трети голосов, необходимых для изменения конституции, и всё бы свелось к болтовне и косметическому ретушированию основного закона. Именно поэтому 79 % - большинство чилийцев - проголосовало за «конституционный» съезд. И вот именно его состав был сейчас и избран.
А судьи кто?
Итоги референдума 2020 г. и итоги нынешних выборов в КС были вполне предсказуемы в плане, так сказать, направленности общественной воли. Между тем выборы в КС превзошли предполагаемую планку по степени глубины изменений, на которые готовы чилийцы.
Всего в состав КС избрано 155 членов. Согласно данным чилийского портала Observatorio Nueva Constitución, 48 из них баллотировались по независимым спискам разных политических партий. Это означает, что, имея партийную принадлежность, они будут работать в соответствии с личным мнением. Сорок выбранных членов КС вообще «беспартийные». То есть число независимых членов КС составило 88 человек или 64 % всего состава. При этом 17 мест в КС зарезервировано для коренных народов Чили, очевидно для того, чтобы потушить наконец исторический конфликт между чилийским государством и индейским народом мапуче.
И лишь 50 членов КС представляют официально зарегистрированные политические партии - как правые, так и левые. Таким образом, вошедшие в КС представители проправительственных правых партий, выступающих против коренного изменения конституции и существующей модели государства, не смогут помешать существенному изменению основного закона.
В целом 88 независимых членов КС представляют собой людей левого политического спектра. Но что самое важное, это совершенно неизвестные люди.
Они стали субъектами политической жизни именно в ходе протестов 2019 года, будучи активными участниками уличных манифестаций. В их распоряжении были современные информационные технологии в виде социальных сетей. И потому им не составило труда организоваться в неформальные движения в преддверии выборов в КС. Среди этих движений - так называемый «Народный список» (La Lista del Pueblo), который получил 27 мест в КС, но при этом не имеет ни персонального руководства, ни даже штаб-квартиры. «Народный список», как отмечает испанская El País, характеризует себя как «антисистемное», «самостоятельное и независимое гражданское движение, которое было организовано для того, чтобы позволить представителям народа без политических партий представлять на съезде ценности восстания».
El País приводит слова одного из вошедших в КС членов «Народного списка», который считает, что кризис в стране «связан именно с тем, что партийная система была захвачена экономической элитой, контролирующей Чили», а «все традиционные партии объединились, чтобы защитить Себастьяна Пиньеру и его правительство после социального взрыва в октябре 2019 года». Это объясняет то, почему чилийцы проголосовали за независимых кандидатов в КС и «утопили» истеблишмент, под которым в Чили понимаются все официально действующие партии, включая, как ни странно, и Компартию Чили, и левую коалицию Широкий фронт.
В составе Широкого фронта 11 левых и левоцентристских партий и движений безуспешно пытались противостоять правой коалиции «Чили, вперёд!», выдвинувшей на пост главы государства С. Пиньеру на последних президентских выборах 2017 года. И казалось, что Широкий фронт будет массово поддержан. Однако эта коалиция вместе с Компартией получили всего 28 мест в КС.
При этом надо отметить, что и независимые члены КС, и представители официально существующих левых и левоцентристских партий являются, так или иначе, союзниками и представляют большинство в КС. А это значит, что процесс разрушения действующей конституции и защищаемой ею социально-экономической модели Чили стал необратимым. Итоги выборов в КС продемонстрировали крайнее недоверие большинства населения Чили к президенту и власти в целом. Согласно опросам общественного мнения, 74% чилийцев не поддерживает президента Пиньеру, а значит, и действующую социально-экономическую модель страны.
Что и когда может измениться?
У Конституционного съезда есть девять месяцев на разработку текста новой конституции. Предусмотрена возможность продлить его работу ещё на три месяца. Затем проект новой конституции снова вынесут на референдум, и в случае одобрения народом он вступит в силу. Можно предположить, что новая конституция Чили будет официально утверждена в июне 2022 года.
Согласно многочисленным спекуляциям прессы и общественным дебатам, которые разворачивались на её страницах по мере приближения выборов в КС, члены этого временного органа должны решить такой фундаментальный вопрос, как характер политического строя. Они будут спорить о том, сохранить ли президентскую республику или перейти к полностью парламентской системе. Газеты отмечают, что в стране есть некий консенсус по поводу того, что президентская республика проявила свои недостатки во время кризиса в октябре 2019 г.
И, главное, члены КС будут ломать копья вокруг вопроса об экономической модели страны, вокруг законодательного закрепления экономических и социальных прав граждан. Драку может спровоцировать больной для местного олигархата вопрос об изменении закона о праве собственности на землю и воду, чего нынешние власти менять никак не хотят.
Западные аналитики отмечают, что этот вопрос вообще вселяет беспокойство в души власть и собственность предержащих. А вдруг землицу отберут? Одним словом, в течение как минимум года весь мир станет свидетелем драки между чилийской «улицей» и местными «хозяевами жизни». Правда, она будет проходить, как предполагается, уже не на улице, как в 2019 году, а в стенах официального органа. Правые будут стоять насмерть. Но у «улицы» всё же численное превосходство.