Россия экстренно восстанавливает экономическую и военную инфраструктуру для защиты российской Арктики.

Битва за Арктику 2.0: победит сильнейший

После распада СССР как по команде появилось немало претендентов на арктическую природную кладовую. Для защиты национальных интересов на «макушке Земли» Россия экстренно восстанавливает за Полярный кругом экономическую и военную инфраструктуру
25 августа 2021, 06:37
Реклама
Битва за Арктику 2.0: победит сильнейший
© mil.ru
Россия экстренно восстанавливает экономическую и военную инфраструктуру для защиты российской Арктики.
Читайте нас на: 

Полюс противоречий

Начавшееся в конце ХХ века таянье арктического ледового покрова создаёт условия для круглогодичного плавания торговых судов и боевых кораблей по Северному Морскому пути и Северо-Западному проходу и сезонного - в высоких широтах, а также для добычи углеводородов на шельфе Арктики.

Акватория Северного Ледовитого океана и его шельф не до конца разграничены, поскольку все приарктические страны имеют различные взгляды на данную проблему. Очень активная дискуссия идёт по поводу принадлежности подводного хребта Ломоносова, на который претендуют Россия, Канада и Дания, причём, судя по всему, все три страны имеют основания для этих претензий.

При этом принадлежность хребта будет определять и принадлежность шельфа, на котором может вестись добыча углеводородов. Ещё один принципиальный вопрос - статус Северного Морского пути и Северо-Западного прохода. Россия и Канада соответственно считают их своими внутренними водами, а целый ряд других стран - международными водами, по которым возможно беспрепятственное судоходство.

Из восьми стран, относящихся к Арктическому региону, Швеция и Финляндия не имеют выхода к Северному Ледовитому океану, а Исландия не имеет вооружённых сил и, соответственно, рычагов влияния на ситуацию. Таким образом, в потенциальном дележе Арктики участвуют остальные пять стран - Канада, США, Дания, Норвегия и Россия.

Северный морской путь - судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике.
© rus-shipping.ru
Северный морской путь - судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике.

Россия прилагает очень большие усилия по освоению нефтяных и газовых месторождений в Арктике (как на суше, так и на шельфе) и надеется извлечь максимум доходов из использования транзитного потенциала Севморпути, по которому за последние годы уже прошло несколько десятков иностранных судов (с согласия России и с помощью её ледоколов). Уже сейчас общий объём перевозок по СМП (внутренних и транзитных) в пять раз превысил советский максимум (около 6,5 млн тонн в 1986 г., почти 33 млн тонн в 2020 г.). 

Российский редут ОСК «Север»

Москва справедливо считает, что обеспечить все эти экономические интересы можно только с помощью военной силы. В настоящее время российское военно-политическое руководство приступило к восстановлению ранее заброшенных или созданию новых военных объектов в Арктике.

В частности, в рамках этих мероприятий в сентябре 2013 года была проведена до определенной степени демонстративная операция по восстановлению аэродрома «Темп» на острове Котельный (относится к островам Анжу в архипелаге Новосибирских островов, административно принадлежащих Якутии). В операции участвовал весь тогдашний атомный надводный флот России - ледоколы «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» и ракетный крейсер «Пётр Великий». Большие десантные корабли Северного флота «Кондопога» и «Оленегорский горняк» доставили на остров Котельный строительную и инженерную технику, личный состав, жилые и технические блоки новой арктической базы, 46 тонн ГСМ и 43 тонны продовольствия.

В декабре 2014 года в России создано пятое объединённое командование - «Север».
© vpk.name
В декабре 2014 года в России создано пятое объединённое командование - «Север».

После этого стало ясно, что арктическая группировка должна быть единой организационно и территориально. Поэтому с декабря 2014 года в России, наряду с четырьмя прежними военными округами (объединёнными командованиями) было создано пятое объединённое командование - «Север». Его основу составил Северный флот (СФ), выведенный из состава Западного ВО. В конце 2020 года он официально получил статус пятого военного округа РФ.

В зону ответственности ОСК «Север» переданы северные регионы европейской части РФ, ранее относившиеся к ЗВО (Мурманская и Архангельская области, Республика Коми) и все острова Северного Ледовитого океана вплоть до острова Врангеля в Чукотском море. Применительно к территориям на материке к востоку от Урала ясности пока нет. Полуостров Ямал находится сейчас в зоне ответственности ЦВО, Чукотка - в зоне ответственности ВВО, однако предполагается, что сформированные на них соединения (арктическая бригада на Ямале, дивизия береговой обороны на Чукотке) войдут в состав ОСК «Север».

К настоящему времени развёрнуты базы, кроме Котельного, на Земле Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа), Среднем (Северная Земля), в поселке Рогачёво (Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля (административно относятся к Чукотскому АО). В якутском Тикси развёрнут 414-й зенитно-ракетный полк с ЗРС С-300ПС (полк получил высвободившиеся дивизионы после получения другими полками ЗРС С-400). На арктических аэродромах возобновилось развёртывание на ротационной основе перехватчиков МиГ-31БМ.

Атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 уже введён в строй.
© РИА Новости
Атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 уже введён в строй.

В ноябре 2013 года начато строительство серии самых мощных в мире атомных ледоколов пр. 22220 (ЛК-60Я). Сейчас введён в строй ледокол «Арктика», проходят испытания «Сибирь» и «Урал», строятся «Якутия» и «Чукотка». Создан прототип арктического бронированного сочленённого вездехода ДТ-3ПБ «Ледоруб», который по своим ТТХ значительно превосходит единственные зарубежные аналоги - широко известные шведские сочленённые транспортеры Bv-206 и Bvs-10. ДТ-3ПБ может быть использован как БТР, КШМ, самоходный ПТРК, ЗРК, ЗРПК и даже РСЗО в составе арктических бригад. Сейчас все эти варианты реализуются на небронированном сочленённом вездеходе ДТ-30ПМ «Витязь», он стал основой для ЗРК «Тор-М2ДТ», ЗРПК «Панцирь-СМ», РСЗО «Торнадо-Г».

С 2019 года в соответствии с российским законодательством проход иностранных боевых кораблей по СМП возможен только при условии предварительного уведомления российской стороны за 45 дней и только с российским лоцманом на борту.

Игроки второго уровня

Оттава также объявляет освоение Арктики важнейшим приоритетом, однако канадские сухопутные войска и ВВС слабы и географически слишком далеки от Арктики (они полностью дислоцированы на обжитом юге Канады). В Арктике канадцы имеют только несколько рот рейнджеров, оснащённых лишь лёгким стрелковым оружием.

Правительство Канады планирует построить до восьми военных ледоколов, сейчас достроен один из них, строятся ещё три. Реальной военной силой эти ледоколы стать не могут из-за очень слабого вооружения (одна 25-мм пушка, два пулемёта). При этом, как ни парадоксально, основным оппонентом Оттавы в Арктике является Вашингтон, настаивающий на международном статусе Северо-Западного прохода, для контроля над которым канадцы и собираются строить ледоколы.

31 июля 2020 года Королевский флот Канады принял арктический корабль HMCS Harry DeWolf.
© navy-marine.forces.gc.ca
31 июля 2020 года Королевский флот Канады принял арктический корабль HMCS Harry DeWolf.

Как было сказано выше, Москва и Оттава оспаривают принадлежность шельфа в районе Северного полюса, однако этот спор носит чисто теоретический характер, поскольку данный район таянием льдов почти не затронут, а глубины очень велики, следовательно ведение здесь хозяйственной деятельности по-прежнему невозможно.  

Дания, расположенная на Ютландском полуострове и прилегающих островах, к Арктике отношения не имеет. Но она владеет крупнейшим в мире островом Гренландия, именно это и делает её полярной страной. Дания имеет в этом регионе лишь лыжный патруль «Сириус» численностью 30 человек, изредка сюда заходят один-два корабля ВМС Дании для охраны экономической зоны от союзников по НАТО (канадцев и англичан).

Все три своих ледокола ВМС Дании ещё в 2011 году выставили на продажу, страна ликвидировала свой подводный флот и резко сократила надводный. В самой Гренландии очень сильны сепаратистские тенденции (причём их весьма активно поощряют США), поэтому Дания может вообще выпасть из числа арктических стран.

Норвежский флот, в целом, сильнее канадского и значительно сильнее датского, но, конечно, заметно слабее СФ РФ. Сухопутные войска Норвегии слабее группировки ВС РФ на Кольском полуострове. Однако Норвегия проявляет значительную активность в Арктике в области добычи углеводородов, причём именно её технологии в этой сфере являются наиболее современными. Россия и Норвегия в 2011 году урегулировали вопрос о разграничении своих экономических зон в Баренцевом море (спорный район был поделён пополам).

Американские аргументы

Группировка сухопутных войск США на Аляске состоит из 1-й бригады «Страйкер» и 4-й воздушно-десантной бригады 25-й пехотной дивизии (штаб дивизии и другие её части и подразделения дислоцированы на Гавайях). Авиационная группировка на Аляске включает 11-ю Воздушную армию Командования ВВС в зоне Тихого океана, а также ВВС Национальной гвардии штата. В составе этой группировки, в частности, имеется не менее 40 истребителей 5-го поколения F-22, в ближайшее время к ним добавятся примерно 50 F-35А. На Аляске находится самый крупный позиционный район глобальной системы ПРО США, оснащённой 40 ракетами GBI.

Американский ТОФ в разы сильнее российского ТОФ, в его зоне ответственности находятся целиком Тихий и Индийский океаны.
© navy.mil
Американский ТОФ в разы сильнее российского ТОФ, в его зоне ответственности находятся целиком Тихий и Индийский океаны.

Атлантический флот США сильнее всех четырёх перечисленных флотов вместе взятых, в его зоне ответственности находятся вся Атлантика и Средиземное море. Американский ТОФ в разы сильнее российского ТОФ, в его зоне ответственности находятся целиком Тихий и Индийский океаны.

Никакого специального арктического флота у американцев нет, их надводные корабли появляются в Арктике крайне редко (по крайней мере, пока). Вашингтон предполагает построить несколько ледоколов для Береговой охраны, поскольку сейчас она, а также ВМС США, таковых не имеют вообще. США активно борются за международный статус Севморпути и Северо-Западного прохода.

В январе 2021 года министерство ВМС США обнародовало стратегический план действий в Арктике. В нём анонсировано создание флотом, морской пехотой и Береговой охраной США постоянно действующих сил в Арктике, проведение там регулярных учений, в том числе и совместно с союзниками по НАТО.

При этом какой-то конкретики план не содержит, он написан в характерном для подобных документов (не только американских) стиле «углубить и расширить», «за всё хорошее против всего плохого». То есть неясно, когда и в какой форме реализуются все эти американские намерения, из-за чего их сложно обсуждать и комментировать. Конкретика присутствует лишь в оценке угроз, коими, разумеется, объявлены Россия и Китай.

Россия обвиняется в военной активности в Арктике и в «незаконном» желании контролировать Севморпуть, эти активность и желание «подрывают глобальные интересы, увеличивают нестабильность и критически снижают безопасность в регионе».

Китай обвиняется в стремлении укрепиться в Арктике и с помощью России получить доступ к её ресурсам и коммуникациям. Тем самым он якобы «представляет угрозу странам и народам, в том числе тем, которые называют Арктику своим домом». Таким образом, налицо характерные для США двойные стандарты. Однако пока это не более чем пропагандистская демагогия. Перестанет она быть таковой только в том случае, если ВС США действительно начнут расширять деятельность в Арктике.

Китай: крадущийся дракон

Интересно, что по важнейшему вопросу статуса СМП и СЗП Китай полностью разделяет позицию США и выступает за их интернациональный характер. Он действительно очень заинтересован в освоении нефтегазовых месторождений региона.

«Арктический круг» - новая международная организация по делам Арктики создана по инициативе президента Исландии в октябре 2013 года.
© arcticcircle.org
«Арктический круг» - новая международная организация по делам Арктики создана по инициативе президента Исландии в октябре 2013 года.

Сначала Пекин в наибольшей степени опирался на Норвегию, разместив полярную станцию и исследовательский ледокол на Шпицбергене. В 2012 году Китай и Исландия заключили соглашение о свободной торговле - первый подобный договор КНР с европейской страной. После этого президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон заявил, что Китай должен войти на постоянной основе в Арктический совет, поскольку Арктика «перестала быть региональной, а стала глобальной темой».

Более того, президент Исландии, явно с подачи Пекина, объявил о создании «Арктического круга» - новой международной организации по делам Арктики. Членом этой структуры может стать любая страна или организация.

В январе 2018 году Пекин обнародовал «Белую книгу» о своей арктической стратегии. В ней он чётко заявил о своём праве на участие в управлении Арктикой («Политические цели Китая в Арктике: понимать, защищать, развивать и участвовать в системе управления Арктикой, с тем чтобы обеспечить общие интересы всех стран и международного сообщества в Арктике и содействовать устойчивому развитию Арктики») и о включении этого региона в свой глобальный проект «Один пояс - один путь». В том же году Китай пытался арендовать или даже купить военный аэродром на севере Финляндии, но что-то не сложилось.

Россия выступает категорически против интернационализации Арктики. По мнению Москвы, страны, не имеющие отношения к данному региону, не должны влиять на его развитие. Россия совершенно не против прохода китайских торговых судов по Севморпути, но только под российским контролем и за значительную плату.

Точно так же, Россия очень хотела бы продавать Китаю нефть и газ с арктических месторождений, но опять же под российским контролем. В последние годы по СМП уже ведутся поставки в Китай СПГ с месторождений Ямала, причём в некоторых случаях российские газовозы проходят маршрут без сопровождения ледоколов. 

Последний аргумент

Что касается возможных военных конфликтов в Арктике, то группировка ВС США на Аляске может без труда захватить Чукотку, где никаких российских войск нет, а ВМС США смогут уверенно блокировать переброску туда российских контингентов с Камчатки и тем более из района Владивостока. России, в случае чего, проще будет отправить на Чукотку силы ВДВ из европейской части страны. Теоретически американцы могут высадить десант даже в Якутии (например, в районе Тикси). Правда, российские воздушные десантники с таким же успехом могут оказаться на островах Канадского Арктического архипелага, которые тоже никем и ничем не защищены…

Американцы могут без труда захватить Чукотку, где никаких российских войск нет.
© basov-chukotka.livejournal.com
Американцы могут без труда захватить Чукотку, где никаких российских войск нет.

Дело, однако, в том, что все эти взаимные десанты совершенно бессмысленны, они создали бы больше проблем тем, кто их высадил, чем противникам. Американские десантники на Чукотке и в Якутии, а российские на севере Канады оказались бы в безнадёжном тупике без возможности развития наступления на юг и с острейшей проблемой снабжения. Впрочем, если на Чукотке на самом деле появится обещанная дивизия береговой обороны, описываемый сценарий окончательно утратит смысл.

Что касается Северной Европы, то большая часть ВС Норвегии размещена на севере этой страны, находясь в непосредственной близости от российской группировки на Кольском полуострове. Разумеется, российская группировка мощнее, особенно учитывая несопоставимые возможности сторон по наращиванию сил. Представить себе битву в данном районе крайне сложно. В 1941-1943 гг. на всём гигантском советско-германском фронте арктический его участок оказался единственным, где немцы не захватили ничего, кроме нескольких сотен квадратных километров безжизненной тундры. Предположить, что нынешние норвежцы окажутся эффективнее и успешнее тогдашних немцев, мягко говоря, сложно.

Еще сложнее представить, как во льды и снега помогать норвежцам отправятся их союзники по НАТО. С другой стороны, осенью 1944 года Красная армия освободила лишь непосредственно прилегающую к границе норвежскую провинцию Финнмарк и дальше не пошла: Ставка ВГК не увидела смысла биться о замёрзшие горы, изрезанные фьордами. Ещё меньше всё это нужно современной России.

Практически невозможно представить себе вооружённый конфликт в Арктике за какое-то спорное нефтяное или газовое месторождение. Добыча углеводородов в данном регионе - занятие крайне сложное и дорогое. Поэтому ни одна нефтяная и газовая компания просто не начнёт разработку месторождения, если полностью не урегулированы его правовой статус и государственная принадлежность.

Гораздо реальнее заход в российские арктические моря американских ПЛА, которые из этих акваторий теоретически могут наносить удары с помощью КРМБ «Томагавк» по многим военным и экономическим объектам Урала, Сибири и Дальнего Востока. Организовать эффективную борьбу с американскими ПЛА российский Северный флот может лишь в непосредственной близости от своих баз на Кольском полуострове, дальше к востоку противник может действовать практически свободно. Надежда в данном случае - на ПВО, а не на ПЛО, то есть на уничтожение «Томагавков», а не их носителей. Впрочем, такой сценарий может реализоваться только в том случае, если дело дойдёт до полномасштабной войны между Россией и США.

В мирное время не исключён конфликт «за свободу судоходства». Американские боевые корабли уже не раз отправлялись в демонстративные походы через Южно-Китайское море, которое Пекин считает своими водами. До прямого столкновения с кораблями ВМС НОАК дело пока не дошло, но исключать такой вариант нельзя. Аналогично ничто не мешает американцам «явочным порядком» отправить один или несколько боевых кораблей для сквозного прохода по СМП без официального уведомления российской стороны и без наших лоцманов.

Будет ли Москва такой же сдержанной, как и Пекин? Или потребует от американцев неукоснительного выполнения российского законодательства, а при отказе пойдёт на любые меры пресечения, вплоть до силовых? Не исключено, что Вашингтон позволит нам узнать об этом, причём весьма скоро: ему очень хочется доказать всему миру, включая самого себя, что Америке по-прежнему можно всё, в том числе то, что другим нельзя.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама