Накануне большого распила
© defence-ua.com
Украина с 2011 года не может достроить фрегат «Владимир Великий».

Накануне большого распила

«Кредитная история» нынешней украинской власти настолько паршивая, что её очередная затея со строительством для ВМСУ серии турецких корветов выглядит не иначе как подготовка к очередному большому растаскиванию государственных средств
18 августа 2021, 05:27
Реклама
Накануне большого распила
© defence-ua.com
Украина с 2011 года не может достроить фрегат «Владимир Великий».
Читайте нас на: 

Из Турции пришла новость о спуске на воду первого корвета турецкого проекта MILGEM (типа Ada), строящегося для ВМС Пакистана. Опубликованы также некоторые подобности пакистанского контракта. В частности, сообщается, что четыре корабля данного типа обойдутся ВМС этой страны в кругленькую сумму - два млрд долл., то есть по 500 млн долл. за штуку.

Пикантность этой новости заключается в том, что почти такой же контракт заключила с Турцией ещё одна держава. Та самая, у которой официально нет денег даже на ремонт флагмана своего горемычного флота фрегата «Гетман Сагайдачный». И, тем более, нет средств на достройку первого фрегата отечественной конструкции «Владимир Великий». И уж совсем их нет на вывод из Крыма и восстановительный ремонт застрявших там, похоже, навсегда, бывших боевых единиц ВМСУ.

И вот на таком удручающем фоне Украина заключает поистине золотой контракт с Турцией, который по стоимости вполне сопоставим с пакистанским. Если не хуже.

У Украины официально нет денег даже на ремонт флагмана своего флота фрегата «Гетман Сагайдачный».
© navy.mil.gov.ua
У Украины официально нет денег даже на ремонт флагмана своего флота фрегата «Гетман Сагайдачный».

Надо понимать, что Турция отнюдь не та страна, которая будет кому-либо строить военные корабли за красивые глаза или за спасибо. Турки рассматривают свой военно-промышленный комплекс исключительно как средство для того, чтобы зарабатывать деньги. Причём чем больше, тем лучше. Именно поэтому Турция готова строить и продавать свои корабли или, например, те же беспилотники «Байрактар» абсолютно кому угодно. Но только при условии несомненной платёжеспособности клиента.

Так вот как раз по этому пункту в том, что касается Украины, имеются очень большие сомнения. И действительно, если бы всё было так просто и замечательно, то зачем, спрашивается, Украине вообще понадобилось заказывать эти корветы в Турции, если на её собственной верфи стоит построенный только на 17% «корвето-фрегат» «Владимир Великий», на завершение которого требуется восемь с лишним миллиардов гривен? То есть примерно в два раза меньше, чем будет стоить один турецкий корвет. Не правда ли, странно?  

И этих странностей станет только больше, если вникнуть в другие подробности украино-турецкого контракта. Оказывается, в Турции построят только первый корвет из четырёх заказанных. А остальные, якобы, планируется сооружать на судостроительном заводе «Океан» в городе Николаеве.

Но тут вот какая история. Из трёх некогда крупнейших судостроительных заводов бывшего советского города Николаева - Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ), ССЗ имени 61 коммунара и ССЗ «Океан» как раз последний не имеет никакого опыта строительства военных кораблей вообще, а фрегатов или корветов в частности. Что же касается современного состояния этого «Океана», то официальная справка самого предприятия красноречиво свидетельствует, что никаким судостроением, тем более военным, там даже не пахнет.

С официального сайта ССЗ «Океан» (г. Николаев): «С 2019 завод живёт, достойно выполняя сложные заказы по изготовлению металлоконструкций для мостов, путепроводов и потребностей добывающей и перерабатывающей промышленности. Мы уверенно наращиваем объёмы судоремонта. Привлекаем к работам всё больше украинских специалистов разных специальностей. И закладываем основу для наращивания потенциала, необходимого для судостроения».

ССЗ «Океан» не имеет опыта строительства военных кораблей.
© ocean-shipyard.com
ССЗ «Океан» не имеет опыта строительства военных кораблей.

При этом никакой возможности манёвра с использованием других предприятий для строительства турецких фрегатов в Николаеве просто нет. ЧСЗ, тот самый знаменитый завод, на котором построили все советские авианосцы, обанкротился ещё в 2018 году, а в июне текущего года был полностью ликвидирован. Имущество завода уже распродано. Вырученные денежные средства, около 370 миллионов гривен, пошли на уплату долгов предприятия.

Последний советский проект ЧСЗ - атомный авианосец «Ульяновск» был варварски разрезан на металлолом после развала СССР. 

Завод имени 61 коммунара, построивший для Советского Союза десятки великолепных ракетных крейсеров, больших противолодочных кораблей и эсминцев, сегодня также находится при последнем издыхании. И труп ракетного крейсера проекта «Атлант»», ржавеющий у его причала уже тридцать лет, символизирует бесславную кончину некогда великого города советских кораблестроителей.

Таким образом, для строительства трёх корветов турецкого проекта MILGEM (типа Ada) на базе ССЗ «Океан» потребуется вложить немалые средства в реанимацию самого этого предприятия. Фактически построить его заново и почти с нуля. Причём с учётом импортных технологий, которые придётся внедрять. Нетрудно себе представить в какую копеечку это может влететь украинскому бюджету.

Кроме того, в Киеве не придумали ничего лучшего, как запланировать оснащение кораблей турецкого проекта боевыми системами западного производства по своему собственному выбору.

 «Со ссылкой на источники в министерстве обороны Украины было сообщено, что заказанные в Турции для ВМС Украины корветы проекта MILGEM (типа Ada) будто бы будут оснащены противокорабельным ракетным комплексом Boeing Harpoon, зенитным ракетным комплексом малой дальности MBDA VL MICA, 76-мм универсальной артиллерийской установкой Leonardo Super Rapid, 35-мм зенитным артиллерийским комплексом Rheinmetall Millennium, двумя 12,7-мм дистанционно управляемыми пулемётными установками Aselsan STAMP и 324-мм торпедными аппаратами с противолодочными торпедами MU90».

Спуск на воду строящегося на турецкой военно-морской верфи в Стамбуле (Istanbul Naval Shipyard) для ВМС Пакистана первого корвета с бортовым номером F 280 турецкого проекта MILGEM (типа Ada).
© tccb.gov.tr
Спуск на воду строящегося на турецкой военно-морской верфи в Стамбуле (Istanbul Naval Shipyard) для ВМС Пакистана первого корвета с бортовым номером F 280 турецкого проекта MILGEM (типа Ada).

Данный комплект вооружения существенно отличается от пакистанского варианта. А его размещение на украинских корветах наверняка потребует внесения конструктивных изменений в сам проект, что так же связано с дополнительными расходами.

Кроме того, Украина собирается приобретать вооружение у американских и европейских фирм, то есть по самым высоким в мире ценам. Причём киевские «эффективные менеджеры» пренебрегли даже теми небольшими возможностями удешевить эти корабли, которые всё-таки предоставляет украинский военно-промышленный комплекс. Так, например, главной ударной силой новых корветов должен стать американский противокорабельный ракетный комплекс «Boeing Harpoon» притом, что на самой Украине уже разработан комплекс аналогичного класса на основе ПКР «Нептун», который существенно дешевле американского.

Такая бескомпромиссная нацеленность на сугубо иностранных поставщиков чаще всего является признаком наличия коррупционных схем, основанных на щедрых откатах для украинских чиновников за подписание выгодных западным дельцам контрактов.

Суммируя всё вышесказанное, можно констатировать, что итоговая стоимость реализации затеи со строительством турецких корветов на практически пустом месте с закупкой для них самого дорогостоящего в мире западного вооружения, обойдётся Украине в очень существенный плюс к той стандартной цене, за которую те же корабли можно было купить непосредственно в Турции. 

Не знаю, что в конечном итоге будет построено в бывшем городе корабелов Николаеве и будет ли построено вообще. Но в том, что результатом этой затейливой комбинации станут новые роскошные виллы некоторых киевских чиновников и финансовых воротил где-нибудь на Багамских островах, уже сегодня можно не сомневаться. На Украине по-другому просто не бывает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама