100-тонная автономная пусковая установка «Ярс» успешно переправлена через водную преграду.

Для нас Ока не широка: ядерные «Ярсы» форсируют реку

Российские военные инженеры впервые в мире провели уникальную операцию по переправе через глубоководную реку 100-тонной автономной пусковой установки стратегического ракетного комплекса
05 августа 2021, 06:35
Реклама
Для нас Ока не широка: ядерные «Ярсы» форсируют реку
© mil.ru
100-тонная автономная пусковая установка «Ярс» успешно переправлена через водную преграду.
Читайте нас на: 

В рамках подготовки к совместному стратегическому учению (ССУ) «Запад-2021» на 12 полигонах Западного военного округа (ЗВО), а также на участке реки Оки прошли масштабные специальные учения военных инженеров. В Нижегородской, Владимирской, Калининградской, Ленинградской, Воронежской и Московской областях состоялась практическая апробация новых способов выполнения задач по предназначению. Также военные специалисты показали, как инженерные подразделения освоили новую программу подготовки, основанную на опыте, приобретённом в ходе военной операции в Сирийской Арабской Республике.

Вырвались из «западни»

По замыслу учения, автомобильный и железнодорожный мосты, находящиеся в непосредственной близости к полевым позициям ракетного дивизиона, были уничтожены диверсантами условного противника. Дублирующих путей, обеспечивающих пропуск тяжёлой крупногабаритной техники, в этом районе не существовало. А «вражеская» разведка передала координаты позиций наших стратегических ракетчиков в свой командный пункт. Налёт авиации или ракетный удар были неизбежными. Для выхода из «западни» надо было форсировать реку. На помощь подразделению стратегических «Ярсов» пришли военные инженеры.

Переправа автономной пусковой установки «Ярс» прошла за считанные минуты.
© mil.ru
Переправа автономной пусковой установки «Ярс» прошла за считанные минуты.

Впервые в мировой практике понтонные подразделения российских инженерных войск оборудовали наплавной мост двойной ширины грузоподъёмностью 120 тонн. Из элементов современного понтонного парка ПП-2005М был собран паром из целых центральных звеньев и боковых полузвеньев. Такая конструкция обладает повышенными запасами несущей способности и позволяет гарантированно осуществить переправу сверхтяжёлой крупногабаритной техники Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) при повышенных ветровых и волновых нагрузках.

Переправа автономной пусковой установки, машины обеспечения боевого дежурства (МОБД) и других агрегатов стартовой батареи подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Ярс» прошла за считанные минуты. После марша ракетчики-стратеги прибыли в новый район, заняли позиции и изготовились к выполнению боевых задач.

В это время 360-тонный паром двойной ширины обеспечивал переброску с правого на левый берег Оки через глубоководный и протяжённый - свыше 500 метров! - участок водной артерии техники Сухопутных войск. Одновременно танкисты и мотострелки переправлялись по обустроенным рядом ещё двум переправам - десантной с применением плавающих транспортёров ПТС-2 и паромной с использованием паромно-мостовых машин ПММ-2М.

Переправа танков с правого на левый берег Оки.
© mil.ru
Переправа танков с правого на левый берег Оки.

Руководитель специального учения начальник инженерных войск Вооружённых сил России генерал-лейтенант Юрий Ставицкий оценил чёткие действия своих подчинённых высокой оценкой.

Цифры

8.000 военнослужащих приняли участие в специальных учениях инженерных войск;

1.500 единиц военной и специальной техники было задействовано на манёврах военных инженеров;

25 укомплектованных по последнему слову науки и техники САГР (специальных автомобилей групп разминирования) поступили в инженерные войска России в июле 2021 года.

Мировой приоритет

Комплект поставляемого по гособоронзаказу в российские инженерные войска понтонного парка ПП-2005М является последним достижением в области мирового понтонного мостостроения. В полный состав входят 42 автомобиля с речными и береговыми звеньями, а также катерами. Мосты и паромы, собранные из перевозимых на базе КамАЗ-63501 элементов ПП-2005М, обеспечивают переправу гусеничной и колёсной техники, включая особо тяжёлые, крупногабаритные образцы, при высоких скоростях течения, значительном ветровом волнении, а также в зимних условиях.

Мосты и паромы, собранные из элементов ПП-2005М, обеспечивают переправу гусеничной и колёсной техники.
© mil.ru
Мосты и паромы, собранные из элементов ПП-2005М, обеспечивают переправу гусеничной и колёсной техники.

В состав парка включены новейшие высокотехнологичные и при этом простые в эксплуатации моторные звенья. Их палубы оснащены встроенной проезжей частью, а борта - стыковыми устройствами. Это позволяет использовать звенья непосредственно в составе наплавного моста или парома, собираемых под конкретную задачу.

Грузоподъёмность моста из комплекта парка - до 120 тонн. Длина - до 284 метров. Ширина проезжей части - около 14 метров. Время наводки моста - 30-40 минут. Количество пропусков гусеничной техники до полного капитального ремонта составляет более 3.000 раз. ПП-2005М применим при скорости течения до трёх метров в секунду и волнении до трёх баллов.

Техника и практика

Курс подготовки по оборудованию различных видов укрытия личного состава и военной техники пройдут расчёты отделений инженерных подразделений морской пехоты Каспийской флотилии (КФл) в ходе лагерного сбора. На полигоне Аданак в Дагестане военнослужащие проведут работы с практическим применением бульдозера ДЗ-110, экскаватора ЭОВ-4421, автомобильного крана КС-45719 и автогрейдера ДЗ-180. Кроме того, пройдёт слаживание расчётов специальных полевых землеройных машин ПЗМ-2, после чего военнослужащие выполнят нормативы по оборудованию окопов, траншей, капониров и командных пунктов. В целом в полевых условиях морские пехотинцы в составе отделений и взводов отработают весь комплекс учебных мероприятий по инженерному оборудованию полевого лагеря.

На полигоне Аданак в Дагестане военнослужащие проведут работы с практическим применением бульдозера ДЗ-110, экскаватора ЭОВ-4421, автомобильного крана КС-45719 и автогрейдера ДЗ-180.
© mil.ru
На полигоне Аданак в Дагестане военнослужащие проведут работы с практическим применением бульдозера ДЗ-110, экскаватора ЭОВ-4421, автомобильного крана КС-45719 и автогрейдера ДЗ-180.

В это время в труднодоступных районах Тувы военнослужащие сводной группировки инженерных войск из состава инженерной бригады Центрального военного округа (ЦВО) и инженерного соединения из Владимирской области установили ряжевые опоры для возведения мостов через горные реки Ортаа-Хадын и Моген-Бурен.

Ряж - это сруб из бревна, погружаемый в воду или грунт и заполняемый скальной породой разной фракции. Конструкция очень простая и очень надёжная, но трудоёмкая при исполнении. Облегчить работу военнослужащих инженерных войск России помогло современное оборудование: при работах они использовали более 20 единиц инженерной техники, в том числе мощные бульдозеры, экскаваторы и автокраны.

Военнослужащие сводной группировки инженерных войск установили ряжевые опоры для возведения мостов через горные реки Ортаа-Хадын и Моген-Бурен.
© mil.ru
Военнослужащие сводной группировки инженерных войск установили ряжевые опоры для возведения мостов через горные реки Ортаа-Хадын и Моген-Бурен.

Практическая помощь гражданскому населению Республики Тува сопряжена у военных инженеров с выполнением нормативов по предназначению и испытанию современных технических средств. После завершения подготовительного этапа работ - на очереди установка на опоры комплектов тяжёлых мостов МТ-55 и их проверка. Металлические конструкции переправ уже доставлены к местам возведения при помощи вертолётов Ми-26 и Ми-8 армейской авиации ЦВО.

Проход танков через минное поле условного противника обеспечили военнослужащие инженерных подразделений Западного военного округа. На прошедшем в Нижегородской области на полигоне Мулино тактико-специальном учении они первым делом провели инженерную разведку местности на пути следования колонны.

При выполнении задачи военнослужащие использовали современные миноискатели «Коршун» и защитные костюмы сапёра «Сокол». Обнаружив «минное поле», военные инженеры осуществили запуск реактивной ракеты самоходной установки разминирования УР-77 «Метеорит».

За «сказочность» боевой работы в войсках эту боевую машину давно прозвали «Змеем Горынычем». Сегодня это лучшая в мире система дистанционного разминирования. УР-77 занимает пусковую позицию на передовой, поднимает направляющие и производит пуск заряда-шнура, наполненного взрывчаткой. Он летит на высоте 10-15 метров, пока не натянется тормозной канат, соединяющий хвост заряда и боевую машину. После того, как заряд падает на минное поле, командир экипажа по кабелю выдаёт команду на подрыв.

Самоходную установку разминирования УР-77 «Метеорит» в войсках прозвали «Змеем Горынычем».
© mil.ru
Самоходную установку разминирования УР-77 «Метеорит» в войсках прозвали «Змеем Горынычем».

Взрыв 725 килограммов взрывчатки заставляет сработать мины с нажимными взрывателями и перебивает проволоки мин натяжного действия в полосе разминирования. Процесс занимает всего около 3 минут. Одним залпом УР-77 в минном поле проделывается проход шириной около 6 метров и длиной до 100 метров. За один подход к линии фронта «Змей Горыныч» способен дать два залпа.

Вот и на полигоне Мулино подрыв заряда УР-77 гарантированно вызвал детонацию всех противотанковых мин, дистанционно установленных условным противником. Безопасный проход бронетехники нашего танкового соединения был обеспечен в кратчайшие сроки.

Учат в виртуале

В Тюменском высшем военно-инженерном командном училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова динамично наращивается и совершенствуется учебно-тренажёрная база. Для подготовки будущих офицеров активно применяются современные тренажеры. Они предназначены для выработки у курсантов первоначальных практических навыков по управлению всё более высокотехнологичными инженерными машинами военного назначения.

Динамические тренажёры инженерной машины разграждения ДТ-ИМР и бульдозера на артиллерийском тягаче ДТ-БАТ позволяют моделировать различные ландшафты, дорожные, погодные и климатические условия. Также курсанты обучаются на тренажёрах плавающих транспортёров ПТС-2 и буксирно-моторных катеров БМК, автомобильных кранов и экскаваторов.

В Чечне за три месяца сапёры ЮВО обезвредили 300 взрывоопасных предметов.
© mil.ru
В Чечне за три месяца сапёры ЮВО обезвредили 300 взрывоопасных предметов.

Эхо далёких войн

За три месяца работ по разминированию на землях хозяйственного назначения в Ачхой-Мартановском районе Чеченской Республики сводным отрядом инженерных подразделений Южного военного округа (ЮВО) найдено и обезврежено более 300 взрывоопасных предметов.

Об успешном выполнении военными инженерами задач по разминированию и очистке местности на территории Чечни сообщил командующий войсками ЮВО генерал армии Александр Дворников. «Всего спланировано проверить местность на площади 300 гектаров, за июль проверено 35 гектаров, что составляет 116 процентов от месячного плана», - рассказал генерал армии Дворников.

В поисках боеприпасов сапёрами задействованы порядка десяти единиц специальной техники, а также новейшие средства разминирования.

А в Ленинградской области специалисты Международного противоминного центра Вооружённых сил Российской Федерации завершили очистку местности от взрывоопасных предметов на местах боёв куда более давней войны. В ходе работ в районе старых оборонительных сооружений на участке «Линии Маннергейма» сапёрами были обнаружены несколько всё ещё не потерявших убойной силы боеприпасов.

При проведении очистки местности военнослужащие инженерных войск применяли состоящие на вооружении современные средства поиска - селективный миноискатель ППО-2И, индукционный миноискатель ИМП-3, магнитометрический бомбоискатель МБИ-П2 и глубинный металлоискатель МГ-1И.

В этом году военнослужащие инженерных войск совместно с представителями Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» проведут ещё целый ряд экспедиций. Военным инженерам предстоит провести очистку местности от взрывоопасных предметов времён Великой Отечественной войны в Республике Крым, Калининградской и Псковской областях.

ТТХ глубинного металлоискателя МГ-1И

Современное носимое автоматизированное техническое средство предназначено для обнаружения заглубленных боеприпасов крупных и средних размеров.

  • Масса в рабочем состоянии - 7,6 кг
  • Время работы блоков питания - 4 часа
  • Диапазон рабочих температур - от -30°С до +50°С
  • Глубина обнаружения металлических предметов - до 5 м.
Металлодетектор глубинный МГ-1И для обнаружения заглубленных боеприпасов крупных и средних размеров.
© geotech.ru
Металлодетектор глубинный МГ-1И для обнаружения заглубленных боеприпасов крупных и средних размеров.

В бой пойдут роботы

В инженерных войсках Вооружённых сил России продолжается развитие средств вооружения, отвечающих современным требованиям. Недавно на объектах парка «Патриот», Центрального научно-исследовательского испытательного института и 66-го учебного центра прошёл сбор руководящего состава инженерных войск. Начальники этих спецвойск всех военных округов, Северного флота, видов и родов войск, командиры соединений и воинских частей непосредственного подчинения обсудили состояние оперативной и боевой подготовки.

Участникам сборов продемонстрировали всю линейку поступающих по гособоронзаказу техники и вооружений с показом перспективных и современных образцов. В частности, были представлены новые универсальный многоканальный миноискатель УММ и водолазный миноискатель МИВ-3, мобильный инженерный комплект разминирования МИКР и специальный автомобиль САГР.

B интересах войск сейчас создаются многофункциональные робототехнические комплексы тяжёлого класса.
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
B интересах войск сейчас создаются многофункциональные робототехнические комплексы тяжёлого класса.

Также в интересах войск сейчас создаются многофункциональные робототехнические комплексы тяжёлого класса. Так, разрабатываемый комплекс ИМРТК-РТ предназначен для проделывания проходов в противотанковых минных полях и сплошного разминирования местности от взрывоопасных предметов в режиме дистанционного управления. Кроме того, создается комплекс штурма и разграждения ИМРТК-ШР.

Он предназначен для обеспечения продвижения войск и выполнения инженерных работ в условиях огневого воздействия противника, в том числе для боевой работы инженерных штурмовых подразделений в условиях городских и промышленных застроек. Одновременно для повышения мобильности войск создаются новые средства, предназначенные для быстрого преодоления разрушений и препятствий в зонах боевых действий.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама