Генерал Милли не захотел воевать за Трампа
Звонок другу
Бестселлер «Страх: Трамп в Белом доме», принадлежащий акулам пера Бобу Вудворду и Роберту Коста, до глубины души потряс Америку и прилегающие геополитические окрестности. В русском переводе это четыреста восемьдесят страниц, но читать всё подряд совсем не обязательно, достаточно обратить внимание на фрагмент, где рассказывается, по какому поводу председатель Объединённого комитета начальников штабов Вооружённых сил США генерал Марк Милли в тайне от своего Главковерха (на тот момент Трампа) дважды звонил начальнику Объединённого штаба Центрального военного совета Китая, он же - командующий Сухопутными войсками НОАК генерал-полковник Ли Цзочэн.
Как выясняется, чтобы официально предупредить: после поражения на выборах Дональд Трамп стал неадекватным, и если он вознамерится развязать войну с КНР, китайская сторона будет поставлена в известность. В доказательство приводятся слова самого Милли, которые не процитировал только ленивый: «Генерал Ли, мы с вами знакомы уже пять лет. Если мы соберёмся атаковать, я позвоню вам заранее. Это не будет сюрпризом».
Положим, ядерный удар, нанесённый хоть внезапно, хоть после «дружеского» предупреждения, всё равно большой сюрприз... Но не будем вдаваться в детали, поскольку мозги у американцев устроены особым образом, и нам их никогда не понять. Куда интереснее реакция высокопоставленных представителей американского политического класса на неожиданный поступок мятежного генерала.
Демократы, которые и прежде утверждали, будто Дональд Трамп не в своём уме, понятное дело, были в восторге, особенно, когда прочитали в «Страхе», что Марк Милли помимо звонка другу в Китай предполагал скрутить Трампа (в смысле - применить силу в отношении действующего президента), если тот потянется к красной кнопке. «Мы ребята с оружием», - подбадривал он коллег в погонах.
В ответ Трамп назвал генерала Милли предателем, откровенно намекая на разбирательство в Конгрессе и судебное преследование. И здесь самое время отметить, что измена - единственное преступление, определение которого прописано в Конституции США: «оказание помощи/поддержки врагам США», и за это преступление может быть назначена смертная казнь, либо лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом до 10 000 долларов - выбор наказания, насколько можно понять, зависит от меры, степени и глубины проступка, а также от квалификации адвоката.
При этом защитников у генерала Милли - полоскать «доброе имя» главного генерала страны не заинтересованы ни демократы, ни республиканцы, это же форменный позор Америки! - и без Белого дома нашлось достаточно. Например, сенатор-республиканец Том Коттон ещё до слушаний в Конгрессе авторитетно предположил, что заявление, будто американский генерал собирается предупредить противника о грядущей атаке, сильное преувеличение, поскольку Дональд Трамп «даже не рассматривал возможность военного нападения на Китай».
А политический обозреватель Fox News Такер Карлсон, ссылаясь на свои наблюдения, назвал Милли «безрассудным психом», с которого нечего взять (можно сказать, обеспечил индульгенцией). Что, впрочем, не помешало Вашингтону отправить генерала с «диагнозом» в Финляндию на переговоры с начальником российского Генштаба Валерием Герасимовым.
И это наводит на мысль, что Марк Милли определённо дружит с мозгами и ничего ему не привиделось: чтобы удержать власть любой ценой, Трамп действительно мог развязать вооружённый конфликт с тем же Китаем - для начала не обязательно ядерный, а там как получится... По крайней мере даже американские военные, симпатии которых традиционно на стороне Республиканской партии, такой сценарий не исключали.
И не без оснований.
«Разбитое сердце» Иванки
Теперь уже сравнительно давняя история: 7 января 2017 года американские корабли без предупреждения выпустили пятьдесят девять «Томагавков» по авиабазе сирийских правительственных войск в провинции Хомс. С военной точки зрения эффект от ракетного удара получился не ахти какой, но тут важно, что это была не тривиальная стрельба по наземным целям, а попытка «проучить» президента Сирии Башара Асада, которого Дональд Трамп обвинил в нарушении Конвенции о запрещении химического оружия - якобы именно с этой базы была осуществлена химическая атака на город Хан-Шейхун.
Потом выяснилось: типичный фейк, никакой химатаки не было, а фотографии, на которые «повелась» дочь Трампа Иванка - якобы они «разбили ей сердце» - подложные. Но именно по велению сердца дочери президент Трамп и пустил в ход крылатые ракеты, и вот тогда действительно погибли сирийские женщины и дети.
Есть мнение, что Иванка Трамп была слепым оружием в руках своего супруга Джареда Кушнера, у которого кровные связи с Израилем, а ракетный удар по Сирии был «заказан» Тель-Авивом. По другой версии, ракетная атака и поднявшаяся вслед за ней шумиха нужны были Трампу, чтобы прикрыть военно-политическое фиаско с северокорейским лидером Ким Чен Ыном, который не испугался американских авианосцев и не сложил своё ядерное оружие к ногам дорогого Дональда Ивановича. Впрочем, всё это детали. Интриги в большой политике - явление тривиальное, а вот принимать решение о ракетном ударе на основании фотоснимка неизвестного происхождения и пожелания ближайшего родственника - действительно круто!
Потом у себя на странице в Twitter трепетная Иванка сообщила, как гордится своим отцом. Интересно, осталась бы она при своём мнении, если бы под американские ракеты попали, скажем, российские военнослужащие и последовал бы симметричный ответ?..
И вот теперь вопрос по существу: мог ли генерал Марк Милли, хорошо зная сюжет с бомбардировкой Сирии, спровоцированный эмоциональной реакцией дочери президента, быть абсолютно уверенным, что похожая идея не придёт в голову Трампу, например, во время трансляции штурма Капитолия его сторонниками, особенно, когда стало понятно, что ничем хорошим это не окончится?
Что на это ответить? Вариант вооружённого конфликта любой интенсивности с Китаем (как и с другим любым претендентом на такую роль), возможно, и продлил бы агонию Трампа при власти на некоторое время, но чего бы это стоило Америке? Так что генерал Милли действовал сообразно обстановке, предусмотрительно запретив подчинённым выполнять распоряжения американского Главковерха.
«Война Моники»
Кстати, Трамп не первый американский лидер, который с беспечностью давил на спусковой крючок. Тут же на ум приходит чрезвычайно жизнелюбивый Билл Клинтон, 42-й президент США, санкционировавший бомбардировки Югославии.
Если пользоваться «приличной» версией, под ковровые бомбардировки Югославия попала из-за евро - единой европейской валюты, которую запустили в оборот 1 января 1999 года. И уже 24 марта прилетели самые демократичные американские бомбардировщики, развязали войну, а евро, вопреки ожиданиям лидеров Евросоюза, так и остался вспомогательной расчётной единицей.
Однако у этого конфликта есть и другое название - «война Моники» или «минетная война», наречённая так «в честь» эротических отношений президента Клинтона и стажёра Белого дома Моники Левински. Якобы таким экзотическим способом - бомбардировкой Югославии - команда Билла Клинтона пыталась отвлечь внимание общественности от самого секс-происшествия, а также от вранья проштрафившегося президента под присягой («Ничего не было!»), что, по американским меркам, более серьёзное преступление, чем оргии в Овальном кабинете.
Где истина, это не известно, но как бы там ни было, война в Югославии вперемежку с пикантными подробностями из главного кабинета страны - а это основная «пища богов» для обывателей! - и на импичмент банально не хватило голосов. Более того: Клинтон никогда не был так популярен, как во время секс-скандала, связанного с Моникой Левински. Ему завидовала вся Америка...
Причём есть мнение, что «война Моники» - это уже заключительный этап спасения Билла Клинтона от позорного изгнания из Белого дома. Именно 20 августа 1998 года, когда Моника Левински должна была дать первые показания перед большим жюри, Клинтон распорядился о воздушной атаке в ответ на взрывы американских посольств в Кении и Танзании. В декабре 1998 года, одновременно со слушаниями об импичменте в Палате представителей, президент Клинтон «подгадал» и дал старт операции «Лис пустыни» против Ирака. А 6 февраля 1999 года по навязчивому совпадению одновременно со слушаниями об импичменте в сенате США начинаются переговоры в Рамбуйе, итог которых стал поводом для агрессии против Югославии - поскольку Белград не мог согласиться с условиями, которые ему выдвинули от имени косоваров.
Кстати, Билл Клинтон не единственный американский лидер, с успехом сочетавший войны с альковными приключениями. Например, «любимец публики» Джон Кеннеди, у которого Мэрилин Монро была далеко не единственной любовницей, организовал нападение на Кубу и был одним из соавторов так называемого Карибского кризиса, едва не завершившегося третьей мировой войной.
Но безусловный лидер по использованию Овального кабинета не по прямому назначению Линдон Джонсон, который пообещал превзойти Кеннеди на всех фронтах, в том числе и на любовном. И преуспел. «Я походя имел больше баб, чем он - ценой огромных усилий!» - однажды заявил Джонсон, которого пять белодомовских секретарш ублажали не только на рабочем месте, но и на борту №1. При этом Джонсон начал войну во Вьетнаме, осуществил интервенцию в Доминиканскую Республику, при нём же обострились социальные и расовые конфликты, с годами сформировавшиеся в BLM.
«Лига Плюща» против Пентагона
Это к тому, что война для американских президентов нечто очень интимное и одновременно универсальное - особенно, когда надо отвлечь внимание от текущих проблем. И Джозеф Байден, похоже, не исключение.
В ситуации, когда не получается залить экономический кризис «баблом» - ФРС ухудшила прогноз роста ВВП США на 2021 год до 5,9% (с 7%) и повысила прогноз по инфляции до 4,2% (с 3,4%), при этом США мировой лидер по количеству смертей от COVID-19 (больше, чем Америка потеряла во Второй мировой), самое время «брякнуть» чем-нибудь железным.
Не исключено, что именно это одна из причин появления нового военно-политического блока AUKUS, якобы нацеленного на вооружённое противостояние с Китаем.
И хотя альянс создаётся явно на перспективу - первую атомную лодку из США Австралия вроде бы должна получить только в середине 2030-х, так или иначе, томагавк войны уже вырыт и даже подвешен. Иначе говоря, общественность напряглась: как бы «сонный Джо», чтобы отвлечь внимание от ситуации в стране и от позорного бегства из Кабула, не наделал глупостей в мировом масштабе. Возможно, Байден и адекватнее Трампа (всё-таки политический опыт у него громадный!), но очевидно и другое: старикам терять нечего - своё отжили, вполне может и хлопнуть дверью на прощанье, кто ж его знает...
Тут есть ещё один момент. Как выяснилось, у военных и гражданских разное отношение к войне. Обитатели Белого дома и Госдепа получают представление о боевых действиях в основном по телевизору, поэтому им море по колено. Военные - другое дело. Благодаря «активной жизненной позиции» американской элиты - без разницы, республиканской или демократической (из 55 войн, вооружённых конфликтов и военных операций, развязанных США или проходивших при американском участии в последние годы, 33 начались при президентах-республиканцах, 23 - при демократах), существенное количество американских военнослужащих получили ранения или увечья, только за Афганистан - более 20 тысяч раненых, это, не считая сотрудников частных военных компаний, не попавших в официальную статистику. И порции свинца, которые им достались, не могли не повлиять на мировоззрение.
Заметьте: только самые отмороженные американские генералы по-прежнему позволяют себе жонглировать словами «ядерная война» или «ядерный конфликт». Слава Богу, к их числу не относятся глава Объединённого комитета начальников штабов Вооружённых сил США генерал Марк Милли и его заместитель генерал Джон Хайтен, который прямым текстом предупредил, что возможный вооружённый конфликт с Россией и Китаем станет «ужасным днём для планеты, ужасным днём для наших стран».
Примечательно - и Хайтен это особо подчеркнул - что, несмотря на обилие горячих точек, США до последнего времени старались избегать прямого противостояния с Россией (прежде с СССР) и Китаем. Возможно, так оно и было когда-то. Но сегодня Европа, кстати, не без участия США, превратилась в пороховую бочку. Ещё один потенциальный «детонатор» - AUKUS. И самое неприятное, что команду нажать на спусковой крючок отдают не военные, а политики - выпускники элитных вузов, входящих, как правило, в «Лигу Плюща» - то есть так называемые сливки общества, которые, к сожалению, плохо представляют, где кончается Голливуд и начинается реальность.
Дональд Трамп вроде бы из другого теста - у него военное образование, но на мировой арене он запомнился повадками брокера. Возможно, это тот случай, когда в семье не без урода?.. Впрочем, после Нью-Йоркской военной академии, так и не понюхав пороху, Трамп поступил в Пенсильванский университет, а это тоже «Лига Плюща». Так что диагноз, видимо, подтверждается: военная и политическая элиты США мыслят по-разному. Например, российский публицист Михаил Леонтьев полагает, что в поступке генерала Марка Милли налицо все признаки военной диктатуры, что американские генералы дали понять: бесконечно долго подчиняться гражданскому руководству они не собираются...
Предположение, конечно, очень смелое, но с другой стороны, военнослужащих Армии США можно понять: сколько можно рисковать головой из-за прихоти дочери президента, на глаза которой попала «трогательная» фотография (к тому же липовая), или проливать кровь, чтобы прикрыть альковные похождения очередного хозяина Овального кабинета, или - чтобы отвлечь сограждан от экономических проблем, от того же ковида, например? И это далеко не весь список возможных «причин» развязать если не полномасштабную войну, то изрядный водружённый конфликт. «Отравление» Навального и Скрипалей - чем не поводы, если очень постараться? И они стараются - языки ведь без костей.
Так что после поступка Марка Милли - храни его Конгресс! - вся надежда, похоже, только на американских генералов, которым, как выясняется, воевать совсем не хочется - потому что не в кайф им такое гиблое занятие.