Французская армия, последнее время использовавшаяся в горячих точках Африки и Среднего Востока, возвращается на поля Европы.

Сдерживание по-французски

Сначала пандемия, затем тотальный экономический кризис, спровоцированный отказом от экономического сотрудничества с Россией, показали, что к подобным напастям Европа не готова. А теперь ещё Франция, используя свой ядерный статус, заявляет особое мнение насчёт реформы НАТО. Похоже, старая европейская идея создать объединённые вооружённые силы континента, способные действовать автономно - без США, не утратила актуальность
27 октября 2022, 11:00
Реклама

Не участвует, но поддерживает

Ещё весной Евросоюз всё-таки принял документ - «Стратегический компас», который, по мнению европейских политиков, позволит объединённым вооружённым силам континента действовать автономно - без США - быстро и решительно принимать решения в сфере безопасности и обороны. Поставлена конкретная задача создать европейские силы быстрого реагирования численностью до 5 тысяч человек.

«Быстро и решительно» - это, конечно, хорошо. А какими силами? После судьбоносного «слива» Великобритании через брексит серьёзных в чистом виде европейских игроков, способных к стратегическим операциям, всего два - Германия и Франция (особняком стоит Итальянская Республика), которая обладает ядерным оружием. Получается, что именно от оборонного потенциала французов зависит очень много. Если не всё.

С военно-политической точки зрения, Франция, мягко говоря, страна интересная. Как известно, ещё в марте 1966 года руководство республики совершило демарш, который потряс основы европейского военно-политического союза. Крупнейшая в Европе страна НАТО, стоящая у истоков существования альянса, заявила о выходе из военной составляющей блока. Однако на поверку этот резонансный поступок оказался не таким уж странным и неоправданным.

В личном послании своему американскому коллеге, президенту Линдону Джонсону президент Франции Шарль де Голль так мотивировал выход страны из натовской структуры: «Франция полагает, что перемены, произошедшие после 1949 года в Европе, Азии и в остальном мире, равно как эволюция её собственной ситуации и её Вооружённых сил, более не оправдывают решения военного характера, принятые в период заключения альянса».

По этой причине Франция и выразила тогда намерение вернуться к полномасштабному восстановлению своего военного суверенитета. Препятствие на пути к этому генерал видел, прежде всего, в присутствии на территории страны военных сил союзников и использовании ими французского воздушного пространства. Также де Голль информировал о решении Парижа более не предоставлять свои силы в распоряжение НАТО.

Тем не менее, указывалось, что Франция остаётся членом политических институтов НАТО и активно развивает сотрудничество с альянсом и другими странами на основе двусторонних отношений. Это сотрудничество должно выражаться в согласовании планов возможного совместного применения вооружённых сил, участии в объединённой системе ПВО, в создании многонациональных формирований, в разработках и производстве новых образцов вооружений и военной техники.

Однако, если говорить о чисто военной стороне дела, то у прославленного генерала мог быть определённый мотив дистанцироваться от всё более агрессивных, исходивших из-за океана, инициатив НАТО. Напомним, что Франция - одна из двух западноевропейских стран, обладающих ядерным оружием. Более того, в отличие от Великобритании, французы долгое время обладали наземным ядерным баллистическим оружием на основе баллистических ракет средней дальности.

Ядерное сдерживание

Французские вооружённые силы состоят из стратегических ядерных сил (СЯС) и сил общего назначения. Основным предназначением стратегических ядерных сил Франции в мирное время и в период непосредственной угрозы является ядерное сдерживание, в ходе военных действий с применением ядерного оружия - поражение критически важных и стратегических объектов вероятных противников.

Руководящими документами для французских СЯС определён следующий состав задач: ядерное сдерживание вероятных противников; приведение СЯС в высшие степени боевой готовности с рассредоточением сил и средств; заблаговременное предупреждение противника о возможном применении СЯС; применение их как самостоятельно, так и во взаимодействии с США и Великобританией в случае крайнего обострения военно-политической и стратегической обстановки в Европе и возникновении угроз жизненно важным интересам страны; подготовка и нанесение массированных ракетно-ядерных ударов с целью поражения органов государственного и военного управления, важнейших военно-политических центров, военных и экономических объектов.

В 1971 году в провинции Высокий Прованс на плато Альбион в шахтах началось размещение первых французских ядерных БРСД S-2, которые к началу 80-х годов заменили на более совершенные ракеты S-3. Моноблочная головная часть этой двухступенчатой ракеты, защищённая от высотных ядерных взрывов антиракет и имеющая средства преодоления системы ПРО, оснащалась ядерной боеголовкой с тротиловым эквивалентом 1 Мт. Дальность стрельбы S-3 превышала 3000 км.

К началу 1990-х годов на вооружении состояло 18 БРСД S-3. С середины 1980-х годов идёт активное наращивание американских ядерных сил на основе БРСД «Першинг-2» и крылатых ракет наземного базирования GLCM в Великобритании и Германии, что, в свою очередь, ставило под удар советских БРСД SS-20 - «Пионер» территорию Западной Европы. Франция не была исключением.

Военно-политическое руководство Республики отдавало себе отчёт, какую опасность представляют ядерные БРСД в Европе, тем более, для Франции. Ещё в 1981 году в докладе о состоянии ядерных сил отмечалось: «Французская стратегия исходит из необходимости иметь лишь минимальные силы сдерживания, создающие для потенциального агрессора достаточную угрозу, чтобы он понимал, что нападение на Францию не останется безнаказанным».

В 1996 году был снят с вооружения мобильный тактический ракетный комплекс «Адес», закрываются позиционные районы на плато Альбион. БРСД S-3 снимаются с боевого дежурства и выводятся из боевого состава ВВС. Кроме того, были прекращены начатые в 1991 году НИОКР по созданию новой БРСД - S-4. Работы по демонтажу шахтных ракетных комплексов на плато Альбион завершились в 1998 году. Этот год стал последним годом существования французских ракетных сил наземного базирования. Сегодня национальные ядерные силы сдерживания представлены только морским и воздушным компонентами.

Сегодня в состав ВМС Франции входит 3-я эскадра с четырьмя ПЛАРБ типа Triomphant, которая включает одну ПЛАРБ с 16 БРПЛ М45 и две ПЛАРБ с 16 БРПЛ М51 на каждой. Всего 48 БРПЛ и 288 боевых блоков, при этом на четыре лодки имеется три комплекта вооружения. Последнее обстоятельство позволяет экономить на поставках боекомплектов ракет, ядерных головных частей и сохранить эксплуатационный ресурс. При этом одна ПЛАРБ находится на капитальном ремонте или перевооружении, очередная ПЛАРБ - на боевом патрулировании, которое осуществляется обычно в Норвежском, Баренцевом морях и в Северной Атлантике. Средняя продолжительность боевого дежурства составляет около 60 суток.

Согласно открытым источникам, дальность стрельбы ракеты М51 составляет 8000 км, стартовая масса - 56 т. Головная часть этой БРПЛ оснащается РГЧ с шестью ядерными боеголовками ТNО с возможностью последующего переоснащения на ядерные боеголовки нового поколения мощностью до 300 кт. Ракета оснащена двигателями с модифицированным твёрдым топливом. Улучшены гидродинамические характеристики обтекателя головной части, за счёт установки аэродинамической иглы повышены баллистические параметры полёта ракеты в плотных слоях атмосферы. В конструкции БРПЛ применена астронавигационная система, что позволило минимизировать круговое вероятное отклонение до 250 м.

Единственный французский атомный авианосец «Шарль де Голль»  также имеет на вооружении ядерное оружие. В состав его авиагруппы входят самолёты «Рафаль М», способные нести ядерное оружие. С 2009 года на вооружение поступают многоцелевые самолёты «Рафаль М» стандарта F3, с крылатыми ракетами ASMP-A с новой ядерной боеголовкой TNA. В дальнейшем предполагается модернизировать все базирующиеся на авианосце самолёты «Рафаль» до стандарта F3. Самолёты составляют флотилию 12 F и в периоды, когда авианосец находится в ремонте, базируются на базе морской авиации Ландивизио, которая также используется для тренировок.

В настоящее время на вооружении состоят 52 самолёта-носителя и 52 ядерных заряда. Помимо соответствующей техники в составе ВМС, парк боевой авиации ВВС, предназначенный для вооружения ядерными средствами, составляет 20 самолётов «Рафаль М» и 20 самолётов «Мираж 2000N» . Они имеют на вооружении 52 ядерные крылатые ракеты ASMP-А. C учётом возможности дозаправки в воздухе самолёты приобретают значительную дальность боевого применения.

При этом истребители «Рафаль» F3 ВМС с принятием решения на применение ядерного оружия и получении боевого распоряжения, передаются в оперативное подчинение командованию надводных сил и перебазируются на авианосец «Шарль де Голль». Это обеспечивает поражение объектов противника крылатыми ракетами на расстоянии до тысячи километров. В мирное время ядерные боеголовки ракет ASMP-A содержатся в хранилище на военно-морской базе Тулон, которая является портом приписки французского авианосца.

Согласно открытым источникам, крылатая ракета ASMP-А имеет дальность стрельбы 450-500 км. Стартовая масса 850 кг. Предусмотрена возможность хранения в памяти системы управления координат нескольких целей.

Изначально головная часть ракеты оснащалась ядерным зарядом TN-81. В настоящее время данная ракета оснащается термоядерным зарядом нового поколения - TNA повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного оружия и с регулируемым тротиловым эквивалентом от долей Кт до 300 Кт. Выбор конкретной мощности подрыва и вида детонации в зависимости от типа объекта поражения будет проводиться экипажем самолёта перед пуском ракеты. Ракета имеет инерциальную навигационную систему наведения, обеспечивающую отслеживание рельефа местности.

При подготовке к пуску определяются параметры траектории полёта ракеты, в систему управления вводятся цифровые карты рельефа местности по предполагаемым маршрутам полёта и координаты объекта поражения. После старта ракета производит быстрый набор высоты до 20 км и скорости до 1000-1300 м/с. Для преодоления системы ПВО противника она способна проводить манёвры по курсу и высоте. При подлёте к цели ASMP-А снижается почти вертикально, а скорость уменьшается до 700 м/с.

Силы общего назначения

Силы общего назначения включают соединения, части и подразделения Сухопутных войск, силы ВВС и ВМС, не входящих в состав стратегических ядерных сил.

Сухопутные войска, численностью примерно 133 500 человек, являются самым многочисленным видом и составляют 52% от общего состава вооружённых сил Франции. Организационно Сухопутные войска включают оперативное командование, командование оперативного тыла, французский компонент франко-германской бригады и штаба «Еврокорпуса», пять военных округов, учебное командование, части центрального подчинения, а также контингент войск, дислоцирующихся на заморских территориях и в Африке.

Основные боевые соединения сосредоточены в оперативном командовании, куда входят штаб оперативного командования; четыре штаба сил дивизионного уровня; боевые соединения - девять бригад (две бронетанковые, две механизированные, две бронекавалерийские, парашютно-десантная, горно-пехотная и армейской авиации); соединения боевого обеспечения - пять бригад - разведывательная, специального назначения, артиллерийская, связи и инженерная. Иностранный легион численностью 7700 человек состоит из 10 полков - танкового, парашютно-десантного, шести мотопехотных и двух инженерных.

В Сухопутных войсках насчитывается 14 мотопехотных полков на БТР VАВ и 6 на БМП АМХ-10Р.

В настоящее время идёт переоснащение войск, которое предусматривает принять на вооружение армейской авиации многоцелевые ударные вертолёты »Тигр» и военно-транспортные NН-90, обеспечить новыми комплексами средней дальности войсковую ПВО, завершить поставки боевых танков «Леклерк» и новых БМП.

Несмотря на то, что Франция в 2009 году полностью восстановила своё присутствие в НАТО, в Париже убеждены в необходимости глубокой реформы Североатлантического альянса. Но предложения его генерального секретаря Йенса Столтенберга не устраивают французов. Согласно французским источникам, проект Столтенберга предполагает, в частности, более активное участие партнёров в операциях альянса, даже если они неприемлемы для них по политическим причинам.

Итоги разгоревшейся вновь в последнее время непростой дискуссии о судьбе реформ НАТО будут зависеть во многом от позиции Франции по данному вопросу. Тогда и определится сценарий развития европейских Вооружённых сил будущего.

Реклама