«За последнюю четверть века ни один факт проникновения на наши военно-морские базы непрошенных гостей со стороны моря мне не известен»
Сегодня, когда все эмоции по поводу взрыва обеих веток «Северного потока» поутихли; когда для всех очевидно, что это - акт международного терроризма; когда некоторые страны робко пытаются заявить о начале расследования, - самое время покопаться в причинах. Не о том, кто и зачем это сделал (хотя и так всё понятно), не о перспективах возможного восстановления и эксплуатации газопровода, а исключительно - как подобное могло произойти. Об этом еженедельнику «Звезда» рассказал капитан 1 ранга в отставке Алексей И., командовавший отрядом специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) в 80-х - 90-х годах.
«Какой бы защищённой труба не была, она уязвима перед серьёзным взрывом»
- Алексей Григорьевич, ни у кого нет сомнений, что магистрали газопровода взорваны намеренно, но есть большие разногласия, как технически это возможно было осуществить. Скажите, насколько сложно это было сделать и можно ли предположить, какие силы были задействованы?
- Для выполнения задачи подобного масштаба могли быть привлечены разнородные силы различного предназначения. Выполнить её только силами специальных операций, на мой взгляд, невозможно. При этом вопросы обеспечения скрытности, вероятнее всего, рассматривались в «упрощённом» варианте. То есть, дабы не привлекать излишнего внимания, никто никаких специальных операций прикрытия не проводил. В этом не было необходимости, потому что в районе подрыва - этот факт никто не оспаривает, - помимо одиночного плавания кораблей НАТО различного класса, проводились учения сил альянса. И обеспечить при этом противоподводно-диверсионную оборону в нейтральных водах технически было абсолютно не сложно.
- А взорвать стальную трубу в бетонной оболочке на глубинах от 50 до 80 метров?
- Вне всякого сомнения, силами экипажа одного рыболовного сейнера сделать это нереально. Но опустить на дно заряд нужной мощности и осуществить потом взрыв направленного действия - для профессионалов, специализирующихся в этом направлении, не очень сложно. В данном случае принципиального значения не имеет, из какой стали сделаны газопровод и какую толщину имеет его бетонная оболочка. Квинтэссенция совершенно в другом: какой бы защищённой труба не была, она достаточно уязвима перед серьёзным взрывом, так как не предполагалось, что против неё будут совершаться диверсии.
Справка
Газопровод «Северный поток-2» состоит из 200 тысяч 12-метровых труб, сваренных между собой. Общая масса - почти 5 млн тонн. Это тяжелее любого самого тяжёлого сооружения на планете Земля. «СП-1» легче не намного.
- Вы командовали отрядом ПДСС, когда технические средства и возможности намного уступали нынешним. И всё-таки, если бы вам была поставлена подобная задача, смогли бы бойцы ПДСС её выполнить? Или здесь нужны какие-то дополнительные силы; если да - какой специализации?
- Отряды борьбы с ПДСС создавались для противоподводно-диверсионных действий, но никак не для совершения диверсий подобного рода. И по сей день их предназначение не изменилось. Если бы такая задача была поставлена в бытность моего командования отрядом, это обязательно происходило бы в режиме взаимодействия с силами разведки, кораблями противоминной обороны, поисково-спасательными силами. Возможно, и в более сложной конфигурации взаимодействия с приданием других сил.
Кстати
В середине сентября в Балтийском море оказались (и находились там до конца месяца) сразу два американских десантных корабля: «Ганстон Холл» и «Кирсардж». Последний - это флагман экспедиционного корпуса морской пехоты США. Помимо авиагруппы из штурмовиков, истребителей, ударных вертолётов и тяжёлых военно-транспортных вертолётов на борту обоих «десантников» находилось около двух тысяч морских пехотинцев. И «заныкать» меж них несколько десятков подводных диверсантов из той же Польши или Украины не было никаких проблем. Здесь нет попытки специально «притянуть за уши» этот факт к ситуации со взрывом, но корабли такого класса, как «Кирсардж», никогда ранее в Балтийское море не заходили.
«Противоподводно-диверсионное обеспечение пунктов базирования ВМФ РФ находится на должном уровне»
- Есть ли в арсенале боевой учёбы отрядов ПДСС ВМФ РФ (или возможно было ранее) отработка такого элемента - как повреждение/уничтожение подводных кабелей/трубопроводов?
- Курс подготовки боевых пловцов предусматривает целый ряд обязательных элементов. В их числе отработка элементов ведения подводного боя, минирование/разминирование, диверсионная и противодиверсионная деятельности. Кроме того, боевые пловцы могут участвовать в десантных и поисково-спасательных операциях. Ключевая же задача отрядов ПДСС - охрана береговой инфраструктуры, в частности, военно-морских баз, и защита кораблей на рейде. На это и была нацелена боевая учёба в наших подразделениях.
Не сомневаюсь, что существующие сегодня в составе ВМФ России части специального назначения ничем не уступают тем, которые выполняли поставленные задач и 20, и 30 лет назад. А в отдельных вопросах даже превосходят. Не знаю, насколько это будет уместным в ходе нашего разговора, но после распада СССР наиболее боеспособная часть военно-морского спецназа осталась на территории Украины в Черноморском регионе…
- А в какой степени, на ваш взгляд, от действий подводных диверсантов защищены сегодня основные российские пункты базирования боевых кораблей? На сколько кабельтовых от побережья эта их защита распространяется?
- Можете не сомневаться: противоподводно-диверсионное обеспечение пунктов базирования ВМФ РФ находится на должном уровне. Во всяком случае, за последнюю четверть века ни один факт проникновения на наши военно-морские базы непрошенных гостей со стороны моря мне не известен. Все необходимые мероприятия осуществляются в соответствии с действующими нормативными документами. Оборона строится по зонально-объектовому принципу в дальней, средней и ближней зонах, а также в зоне самообороны объекта (корабля). Для каждой зоны назначаются конкретные силы и средства, ставятся конкретные задачи. Отработка этих задач, чтобы обезопасить фарватер и акваторию мест базирования кораблей и судов, бойцами ПДСС проводится постоянно.
При этом обязательно следует иметь в виду, что на каждом военном корабле существует определённый перечень противодиверсионных действий, который зависит от степени потенциальных угроз со стороны морских диверсантов. В зависимости от проекта корабля он имеет и специальные средства, которые используются при объявлении угрозы ПДСС.
«Если Россия будет допущена к расследованию, мы докопаемся до истины»
- Как вы считаете, возможно ли в ходе расследования установить - кто истинный виновник взрывов на газопроводах? Или все концы останутся под водой?
- Ответ на этот вопрос в большей степени лежит в политической плоскости. Если Россия будет допущена к расследованию, лично у меня нет сомнений, что мы докопаемся до истины. Для этого всего лишь нужно тщательно изучить место происшествия, собрать и проанализировать всё, вплоть до малейших обломков. Технически это возможно. Как и то, что прежде чем кого-либо допустят к расследованию - Швецию, Данию, Германию или любую другую сторону, - место взрыва на дне будет основательно подчищено. У тех, кто стоит за этим актом международного терроризма достаточно ресурса, в том числе и «административного», чтобы именно так и сделать. В таком случае имя виновника «торжества» официально никогда озвучено не будет. Точно так же, как это произошло в июле 2014-го, когда был сбит малайзийский «Боинг» над территорией Донбасса.