Не стареют крылом ветераны ЦРУ
Лэнгли в «полёте»
Бюджет Пентагона на 2023 финансовый год предусматривает дополнительные средства на поддержание в полной боевой готовности, можно без преувеличения сказать, легенды ВВС - высотного самолёта-разведчика U-2. Так почему обычно прижимистый Конгресс готов с лёгкостью «отстегнуть» Пентагону на, мягко говоря, такое старьё?
Работы над этой машиной в рамках спецпроекта ЦРУ «Полёт» фирма Lockheed в лице признанного гения авиационной конструкторской мысли Кларенса Джонсона поистине с космической скоростью начала в 1954 году. Уже в следующем году лётчик-испытатель Тони Вьер «отрывает» от взлётно-посадочной полосы первый самолёт. А через два года U-2 дислоцировали в Великобритании, Германии, а затем и в Турции на секретной американской базе в Инджирлике, которая на несколько лет становится основной стартовой площадкой для полётов над территорией Советского Союза.
Цэрэушный «Полёт» предусматривал высотные полёты своих разведчиков над территорией потенциальных противников с целью выявления стратегических оборонных объектов, прежде всего, позиционных районов МБР. Так как в те уже далёкие времена ракетно-зенитные комплексы ещё только зарождались, а истребительная авиация имела недостаточный потолок, U-2 мог бесконтрольно вторгаться в любое воздушное пространство.
Разработанный фирмой Pratt & Whitney двигатель J-75-P-13, работающий на особом топливе, обеспечивал самолёту потолок более 21 километра. Кроме того, этот двигатель можно было эпизодически выключать, при этом форма фюзеляжа U-2 позволяла самолёту продолжать полёт в режиме планирования. Дальность полёта составляет 10 тыс. км. Самолёт оснащался электромагнитным индикатором для обнаружения и регистрации источников радио- и радарных излучений наземных установок, устанавливались автопилот A-10, компас MR-1, радиостанции ARN-6 и АРС-34UHF и фотокамера типа 73В.
Однако 1 мая 1960 года советское пространство для U-2 закрылось. Только что разработанная конструктором Львом Кисляковым РЛС выдала целеуказания стрельбовому комплексу С-75, ракета которого, по классификации НАТО SA-2 «Джудилайн», под Свердловском начисто оторвала хвост американскому разведчику. А весь мир облетели снимки пленённого лётчика Фрэнсиса Пауэрса на фоне обломков его самолёта.
Позже, в своих мемуарах, Пауэрс рассказал, что все восемь часов полёта над советской территорией были самыми кошмарными в его жизни. «Шпион» парил на высоте более 20 км, причём большую часть времени - парил в прямом смысле этого слова. Дело в том, что размах крыла самолёта составляет 31 метр. Это делает возможным при скорости чуть более 800 км/ч вести полёт с выключенными двигателями даже при существенном разряжении атмосферы.
Пауэрсу во время полёта трудно было позавидовать. Облачённый в высотный костюм, сродни космическому скафандру, и гермошлем, лётчик был полностью изолирован от любых контактов с землёй, поскольку соблюдалось радиомолчание. Кроме того, такая экипировка не позволяла ни питаться, ни удовлетворять физиологические потребности. Но это была не главная беда. Пауэрс, по его словам, испытывал постоянный изматывающий страх от действий советских истребителей системы ПВО, которые пытались атаковать нарушителя. Но каждый раз им не хватало подъёмной силы из-за низкой плотности атмосферы, чтобы «разобраться» со шпионом.
Ещё один пикантный момент из серии «их нравы». Френсис Пауэрс на собственной шкуре осознал, как важно иметь хорошие отношения с наземными аэродромными службами, точнее - с механиками по обслуживанию самолётов. Один из спецов и поведал пилоту, что в днище его катапультируемого кресла вмонтирована взрывчатка. Так что попытайся пилот катапультироваться в случае удачной атаки на его машину, взрывом его разложило бы, как говорится, на аминокислоты. Собственно, эта информация и спасла тогда жизнь Пауэрсу. После удара советской ракеты он сумел сбросить бронефонарь кабины, выброситься и вручную открыть парашют.
«Оперативная» служба Пауэрса в ЦРУ на этом закончилась. В феврале 1962 года его обменяли на легендарного советского разведчика Вильяма Фишера - Рудольфа Абеля. А в октябре 1962 года самый известный пилот-разведчик окончательно распрощался с ЦРУ и перешёл на работу в фирму Lockheed, где продолжил лётные испытания U-2. В 1970 году он начал летать на вертолёте, сначала в качестве «зелёного патруля», а затем пилотом агентства радиотелевизионных новостей в Лос-Анджелесе. Погиб Пауэрс при аварии вертолёта 2 августа 1977 года. Однако с его гибелью лётная биография U-2 не завершилась. Видимо, ещё придётся пошпионить...
Есть планы
Сделаем маленькое, но весьма значительное отступление. После событий 1960 года военное руководство СССР резонно предположило, что теперь США в сборе разведданных переориентируются на широкое использование спутников-шпионов, и в стране установилось полное доминирование противоспутникового направления. Серьёзно затормозилась и реализация собственной программы ПРО, которую вёл талантливый конструктор Григорий Кисунько. Ну а тогдашний лидер Никита Хрущёв, чьи спонтанные действия не раз ставили мир на грань войны, а собственную страну на грань экономического коллапса, в июне 1960-го провозгласил, что всякий разведывательный спутник над СССР будет сбит...
Сегодня не только американцы прекрасно понимают, что разведка является ключевым фактором успешных боевых действий. Причём не всегда эту задачу целесообразно решать средствами спутниковой группировки. Оснащённый современной аппаратурой дальнего действия U-2, находясь в пограничном районе, может получить достоверные данные практически по всем целям на территории противника.
Далеко не секрет, что сегодняшние американские военно-стратегические планы предусматривают применение в кризисной ситуации крылатых ракет воздушного базирования в ядерном оснащении. И первым пойдёт самолёт разведчик U-2, которому нашлось применение.