В других СМИ
Загрузка...
«Витязь» в ледовой шкуре
© Фото из архива
На Земле Александры испытали экологически безопасную новую технику для Арктической группы войск Северного флота.

«Витязь» в ледовой шкуре

На Земле Александры испытали экологически безопасную новую технику для Арктической группы войск Северного флота
Реклама
«Витязь» в ледовой шкуре
© Фото из архива
На Земле Александры испытали экологически безопасную новую технику для Арктической группы войск Северного флота.
Читайте нас на: 

Для любителей поездок «за туманом и за запахом тайги» нет более романтического места в России, чем Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа. Посетить эти забытые богом, но не людьми, места, а уж тем более - побывать на российской военной базе «Арктический трилистник» - это большая удача, о которой человек, даже не влюблённый в Арктику, будет вспоминать всю жизнь.

На краю Земли

Сотрудникам Машиностроительной компании «Витязь» (Машиностроительная компания входит в состав АО «Концерн «Уралвагонзавод» Госкорпорации «Ростех») Михаилу Диденко и Юрию Щеглову из города Ишимбай Республики Башкортостан, можно сказать, крупно повезло. Причём повезло в буквальном смысле слова - во время двухмесячной командировки они путешествовали по Земле Александры на опытных образцах гусеничного двухзвенного транспортёра (ДТ), созданного специально для эксплуатации в полярных широтах.

Условия для обкатки новой модификации базового шасси «Витязь» выбрали самые что ни на есть экстремальные, когда на остров опустилась полярная ночь. Она здесь длится с 18 октября по 22 февраля.

- Небо затянуто облаками, сквозь которые звёзды едва светят, а на земле - пронизывающий ветер с Северного полюса и пурга заметает всё вокруг. Отошёл на несколько шагов от базы - и уже не видно ни зги. Поэтому с территории базы мы выезжали только на вездеходах, а всё свободное время проводили в общежитии, - рассказал водитель-испытатель Михаил Диденко.

Слесарь-электрик Юрий Щеглов - опытный полярник. У него уже третья поездка на архипелаг Земля Франца-Иосифа. Кажется, он всё повидал и всё испытал. Однако в этот раз, по словам Юрия Щеглова, было особенно сложно:

- На открытой местности сильнейшие порывы ветра сбивали с ног. На улицу выходили редко. Выезжали только на нашей технике, и не раз радовались тому, что одна из машин имела третье звено с жилым модулем.

По сути, это дом на гусеницах - своё электроснабжение, обогрев, кондиционирование и вентиляция.
© Фото из архива
По сути, это дом на гусеницах - своё электроснабжение, обогрев, кондиционирование и вентиляция.

По сути, это дом на гусеницах - своё электроснабжение, обогрев, кондиционирование и вентиляция. В нём можно относительно комфортно разместиться на длительное время, когда температура за бортом опускается до 50 градусов мороза.

- Каждый раз, преодолевая реки, сопки, встречаясь с белыми медведями, вновь ощущаю себя в роли первооткрывателя, - признаётся Юрий Александрович.

Рядом с «Арктическим трилистником» поселился белый мишка, привлечённый запахом вкусной еды. Его периодически пытались отогнать, но он упорно не желал уходить от уютного жилища людей. А однажды, во время чаепития, один из испытателей увидел в окне этого мишку, который буквально прилип чёрным носом к толстому оконному стеклу. Поэтому от пеших прогулок вокруг базы пришлось отказаться.

Было бы обидно улететь, не побывав в совершенно уникальном уголке Земли Александры - на круглогодичной стационарной полевой базе «Омега», входящей в состав национального парка «Русская Арктика». И такая экскурсия состоялась. Испытатели своими глазами увидели это удивительное место, полноправными хозяевами которого являются песцы, моржи, гренландские тюлени и нерпы и где находится один из крупных ареалов обитания белого медведя.

А в последний день командировки Арктика подарила гостям из Башкортостана настоящее светопреставление. Студёное небо наконец-то освободилось от облаков, и над аэродромом вспыхнуло и заиграло северное сияние, словно сам космос обратился к людям на своём непонятном для землян языке. Все, кто стал свидетелем этого удивительного явления, схватились за фотоаппараты.

В последний день командировки Арктика подарила гостям из Башкортостана настоящее светопреставление.
© Фото из архива
В последний день командировки Арктика подарила гостям из Башкортостана настоящее светопреставление.

- Такую красоту больше нигде не увидишь. Ради неё можно и на край земли ехать! - убеждены наши герои.

Для них командировки на край земли - не такая уж и редкость. Испытания различных модификаций техники, созданной на базе шасси ДТ «Витязь», идут не первый год.

Крайний Север - это вам не Париж-Дакар

В 2017 году Юрий Щеглов на двухзвенном гусеничном транспортёре ДТ-10ПМ участвовал в арктической экспедиции, организованной Минобороны РФ для испытания в условиях Крайнего Севера новых и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники. По сравнению с тем походом авторалли Париж-Дакар - детский сад. Колонна вездеходов «Витязь» прошла от посёлка Тикси Республики Саха (Якутия) до острова Котельный и обратно по ледовому торосистому полю моря Лаптевых, через проливы между островами и в прибрежной зоне. За 30 суток в экстремальных условиях машины преодолели почти 2 тыс. км и ни разу не подвели участников экспедиции.

В 2017 году Юрий Щеглов на двухзвенном гусеничном транспортёре ДТ-10ПМ участвовал в арктической экспедиции, организованной Минобороны РФ для испытания в условиях Крайнего Севера новых и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники.
© Фото из архива
В 2017 году Юрий Щеглов на двухзвенном гусеничном транспортёре ДТ-10ПМ участвовал в арктической экспедиции, организованной Минобороны РФ для испытания в условиях Крайнего Севера новых и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники.

Справка

На протяжении пяти лет двухзвенные транспортёры семейства «Витязь» успешно эксплуатируются в Арктическом регионе. Известны модели ДТ-10ПМ, ДТ-20ПМ и ДТ-30ПМ, цифры обозначают грузоподъёмность, буква «П» - плавающий, «М» - модернизированный. Самая габаритная модель - ДТ-30ПМ. Двигатель мощностью 710 л. с. позволяет развивать скорость движения по суше до 44 км/ч, а на плаву - до 5 км/ч. Запаса топлива хватит на 700 км пути.

На вооружении береговых частей Северного флота с 2018 года состоит арктический вариант зенитного ракетного комплекса «Тор-М2ДТ» (9K331МДТ) с боевой машиной на базе гусеничного двухзвенного транспортёра ДТ-30.

Колонна вездеходов «Витязь» прошла от посёлка Тикси Республики Саха (Якутия) до острова Котельный и обратно по ледовому торосистому полю моря Лаптевых, через проливы между островами и в прибрежной зоне.
© Фото из архива
Колонна вездеходов «Витязь» прошла от посёлка Тикси Республики Саха (Якутия) до острова Котельный и обратно по ледовому торосистому полю моря Лаптевых, через проливы между островами и в прибрежной зоне.

С 2019 года на Северном флоте «служит» зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-СА» (буква «А» - означает арктический), есть и машины тылового обеспечения. В частности, ЗРПК «Панцирь-СА» состоят на вооружении тактической группы флота на острове Земля Александры. Претензий у военных к вездеходам нет.

Транспортёры Машиностроительной компании «Витязь» уверенно чувствуют себя на бездорожье при температуре до 50 градусов мороза. Ходовые возможности позволяют преодолевать участки лесистой и болотистой местности, не тонуть в водоёмах и глубоких арктических снегах. Как утверждают официальные представители АО «Машиностроительная компания «Витязь», вездеход способен без предварительной разведки «преодолеть большие пространства, недоступные для других наземных транспортных средств».

За надёжность отвечаем

К преимуществам своих машин специалисты предприятия относят неприхотливость, манёвренность, достаточно высокую скорость движения по бездорожью, большой запас хода, грузоподъёмность и плавучесть.

Однако история развития военного транспорта для Арктики «Витязем» не заканчивается. Остаётся незанятой довольно большая ниша в среднем сегменте транспортных средств. Заявку на него сделала корпорация «Военно-промышленная компания», которая позиционирует себя как стратегический партнёр государства в сфере поставок специализированной бронетехники для нужд военных и силовых структур Российской Федерации. Корпорация обладает государственной лицензией на разработку, производство, испытания и реализацию вооружения и военной техники.

На форуме «Армия-2020» она впервые представила гусеничный плавающий снегоболотоход 5901. Согласно пресс-релизу, проект 5901 предназначен для перевозки грузов до 5 т. Отличительная свойство этой машины - более низкое по сравнению с «Витязями» среднее удельное давление на грунт. При использовании специальных широких гусениц оно не превышает 0,25 кг на квадратный сантиметр. В комментарии ТАСС гендиректор ВПК Александр Красовицкий сообщил, что этот показатель «намного меньше, чем у человека». Такая, можно сказать, деликатность воздействия на хрупкий растительный покров, поможет сберечь тундру для обитающих за Полярным кругом животных и в конечном счёте для сохранения флоры и фауны этого российского региона.

Справка

Снегоболотоход 5901 имеет цельносварной металлический однообъёмный корпус. Полная масса машины составляет 16 т, полезной нагрузки - до 5 т. Благодаря шестицилиндровому дизельному двигателю ЯМЗ-536 мощностью 312 л. с. детище ВПК способно передвигаться по шоссе со скоростью до 60 км/ч, а на воде - до 6 км/ч.

Как предполагают эксперты, новинка от ВПК с большой вероятностью будет напоминать семейство двухзвенных гусеничных транспортёров «Витязь», но меньше их по массогабаритным показателям.

Ранее на вооружение Российской армии уже был принят транспортёр-тягач 3344-20, разработанный Военно-промышленной компанией. Эта машина, грузоподъёмностью до 3 тонн, используется для транспортировки военного имущества и личного состава с полной боевой выкладкой, а также для буксировки артиллерийских систем и прицепов в подразделениях боевого, материально-технического и медицинского обеспечения видов и родов войск Вооружённых сил РФ в любых климатических условиях. На гусеничный двухзвенный транспортёр-тягач можно устанавливать различное оружие ближнего боя.

В планах конструкторов ООО «ВПК» разработка бронированного варианта снегоболотохода 5901 для нужд арктической группировки ВС РФ.

Разработка и организация серийного производства снегоболотоходов разной грузоподъёмности полностью отвечают национальным интересам России в Арктике.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама