Армия России решит проблему во славу Божию!
Второстепенные спикеры заявили, что вообще, мол, ничего не произошло - УПЦ, де, и раньше была самостоятельной и лишь подтвердила этот статус. Патриарх, которому неуместно корчить из себя простодушного, ограничился тем, что выразил понимание в связи со «сложным положением» УПЦ, подвергающейся преследованиям властей и надежду, что со временем всё утрясётся. Чем-то в церковной политике напоминает Горбачёва в государственной...
С заботой о душе или о политике?..
Патриарх Кирилл - человек мудрый и опытный. Информацией об истинном положении дел в УПЦ он тоже не обделён и прекрасно знает, что на Украине произошёл очередной раскол, поскольку большинство мирян, приходских священников и монахов выступают против автокефалии и готовы заявить о своём переходе в прямое подчинение Патриарху - в РПЦ. За автокефалию большинство архиереев и влиятельная прослойка церковной бюрократии. Естественно, есть значительное количество тех, кому всё равно, они примут любое решение.
Если на территориях, подконтрольных киевскому режиму противники автокефалии зачастую вынуждены скрывать свои взгляды, чтобы не подвергнуться репрессиям, то в освобождённых областях подавляющее большинство священства и мирян не обратили внимание на постановления онуфриевского «собора», фактически (но не юридически) перейдя в РПЦ. Они, в отличие от онуфриевцев, уже на следующий день после «собора» служивших литургию автокефальным чином (поминая патриарха Кирилла третьим, в ряду предстоятелей автокефальных церквей и не нарекая его «великим господином и отцом нашим»), служат прежним чином (аналогично тому, как служат в РПЦ), они (в отличие от священноначалия УПЦ) разделяют позицию Патриарха по вопросу спецоперации и не осуждают Россию за её действия, направленные на денацификацию Украины.
Данная ситуация, казалось бы, даёт возможность РПЦ занять жёсткую позицию, анафематствовать раскольников, принять под свой омофор верных, серьёзно сократив тем самым численность УПЦ, оставив автокефалистских архиереев без паствы. Почему РПЦ ею не пользуется?
Первое объяснение лежит на поверхности: все, кто откажется подчиняться Онуфрию и публично заявят о своей верности РПЦ станут объектом преследований со стороны киевского режима. Однако это объяснение политическое (подобными часто пользовались иерархи УПЦ МП, оправдывая своё соглашательство с нацистскими властями Украины). Между тем церковь должна заботиться не о телах своих прихожан, а об их душах, направляя их на путь истинной веры и не позволяя скатываться в ереси и расколы.
Оставляя без жёсткой реакции несомненное зло, избежать большего зла?
Так что нам необходимо поискать иное объяснение удивительной мягкости Патриархии перед лицом явного предательства украинских иерархов.
Сразу отбросим версию о работе либерального лобби в РПЦ. Не то чтобы там не было сторонников либеральной оппозиции. Таковые там не просто есть, но за долгие годы господства либерального дискурса в российской общественной жизни они заняли многие влиятельные посты (от богословов до митрополитов). Однако в нынешних условиях патриарх Кирилл, имеющий возможность опереться на силу государства, преданного либералами в минуту военной опасности, вряд ли стал бы прислушиваться к мнению либерального лобби. Он может использовать либералов (которых не жалко) для глупых и неправдоподобных заявлений о том, что «ничего не произошло» (пусть примут на себя удар народного гнева), но считаться с их позицией у него нет никакой необходимости.
Следовательно, временно оставляя без жёсткой реакции несомненное зло, патриарх пытается избежать большего зла. Какого?
Пока что в Киеве действительно слово «автокефалия» не было произнесено, а сам процесс провозглашения церковной независимости был сугубо неканоническим. То есть при изменении обстоятельств всё можно технично отыграть назад. Причём мы уже сейчас видим, что конформистское украинское священноначалие моментально забывает об автокефалии на территориях, занятых российской армией. Упорствуют в заблуждениях единицы, открытые выступления против РПЦ вообще отсутствуют. Армия решает проблему раскола куда эффективнее, чем может её решить церковь.
Если в такой неустойчивой ситуации занять жёсткую позицию и анафематствовать всех участников «собора», проголосовавших за «независимость», закрыв им дорогу назад, они окажутся намертво связаны с судьбой киевского режима. И в этом случае речь будет идти не о конформизме, толкающем украинских иерархов на уступки Зеленскому и Госдепу, но о сознательной поддержке ими американских инициатив.
Байден и Зеленский готовят подписание новой унии, Онуфрию выделяется свой «откат»: 30 за 1 доллар по курсу
Между тем следующим ходом Госдеп и Зеленский полагают подписание новой унии объединённых православных Украины (возможно, если Эрдоган не заблокирует, совместно с варфоломеевцами) и римско-католической церкви (РКЦ). С этой целью в ближайшее время в Киев планируется организовать визит папы.
Но ход военных действий может поломать эти планы. По оптимистичным оценкам фронт в Донбассе может окончательно рухнуть уже в середине июня, по пессимистичным - во второй половине июля. Папа на Украину не торопится - тянет время. Если УПЦ тоже будет тянуть время, ведя переговоры с ПЦУ, но не завершая их решением об объединении и формально не признавая каноничность этой новодельной церкви, то киевский режим может покинуть свою столицу раньше, чем успеет довести американские церковные планы до конца. Чем ближе к Киеву будет российская армия, тем слабее будут позиции автокефалистов и униатов. Времени у них не много, с высокой долей вероятности решение об унии в Киеве просто не успеют подписать. Его, конечно, можно подписать чуть позже в Риме, но с утратой США контроля над Украиной интерес иерархов УПЦ к унии и автокефалии резко снизится, а их «верность» РПЦ многократно возрастёт.
Таким образом, патриарх Кирилл, «не замечая» очевидного раскола, пытается предотвратить ускоренное сползание УПЦ в унию, не без оснований рассчитывая, что раскол может быстро уврачевать успехи армии.
Зачем уния американцам?
Судя по последним заявлениям американских и европейских политиков о необходимости для Украины срочного поиска компромисса с Россией и заключения мира даже за счёт уступки территорий, на Западе осознан тот непреложный факт, что Киев терпит поражение и воспрепятствовать этому можно только путём вступления НАТО в открытую войну с Россией, к чему члены блока не готовы. Об этом же свидетельствует приостановка большинством европейских стран военной помощи Украине: уже обещанные поставки оружия откладываются, а о новых речь не ведётся.
В отличие от Европы, которая готова к миру не только на Украине, но и в целом и хотела бы приступить к процессу снятия части санкций сразу по достижении соглашения о прекращении огня между Киевом и Москвой, США не намерены прекращать борьбу даже после поражения Украины.
Поэтому Вашингтон пытается использовать последние месяцы существования киевского режима, во-первых, для того, чтобы всё же втянуть своих восточноевропейских союзников (Польшу, Румынию, Прибалтику) в войну с Россией на Украине и в Белоруссии. Во-вторых, США стремятся использовать оставшееся время для создания России трудностей в вопросе легализации своей победы на Украине и соответствующих территориальных изменений, для закладки политических мин замедленного действия, осложняющих постукраинское урегулирование в Восточной Европе.
В рамках этой постукраинской дестабилизации Вашингтон пытается организовать польско-украинскую и румынско-молдавскую унии, которые должны будут вызвать серию территориальных споров восточноевропейских стран с Россией. Также в планах Вашингтона уния всего восточноевропейского (включая западные постсоветские государства) Православия с Римом. Уния должна осложнить РПЦ возвращение на канонические территории, подорвать религиозное единство России и Балканских стран, сделать невозможным налаживание нормальных отношений между РПЦ и РКЦ. В целом церковная уния должна поддержать унию политическую, а также способствовать превращению оставляемого США постсоветского культурно-религиозного пространства в такую же выжженную землю, в какую они пытаются превратить теряемую ими (по причине неспособности киевского режима удержаться) Украину.
Пророчество«Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте. В городе Киеве никогда не было Патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии.
Когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и будут ремонтировать их, тогда все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы-самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против канонической Православной Церкви, её единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский Митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Сам уйдёт в вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в Руси исчезнут, а будет Единая Церковь Православная - Русская».
Преподобный старец Лаврентий Черниговский.
Действия патриарха Кирилла направлены на деэскалацию на религиозном фронте так же, как действия российского руководства направлены на деэскалацию на фронте военно-политическом. Насколько успешны будут эти действия зависит в первую очередь от успеха наступления российской армии. Надеюсь, что как бы ни развивались события на Украине в военно-политической и в религиозной сфере, в конечном итоге влияние РПЦ на этих её канонических территориях будет восстановлено в полном объёме, а УПЦ (являющаяся источником постоянной автокефалистской опасности) исчезнет вместе с украинским государством.