Батальоны литовских «шуцманшафт» принимали участие в подавлении партизанского движения, в карательных акциях и уничтожении евреев на оккупированной территории СССР.

Вильнюс - роковая ошибка Сталина

С момента обретения независимости Литва много чем «отблагодарила» Россию за подаренные Виленский край и Клайпеду (немецкий Мемель), в том числе и приостановкой транзита в Калининградскую область
23 июля 2022, 08:06
Реклама
Вильнюс - роковая ошибка Сталина
© waralbum.ru
Батальоны литовских «шуцманшафт» принимали участие в подавлении партизанского движения, в карательных акциях и уничтожении евреев на оккупированной территории СССР.
Читайте нас на: 

Форпост русофобии

С момента распада СССР не было даже сколь-нибудь значимой антироссийской инициативы, которая не вызвала бы у Литвы желания срочно к ней присоединиться. Вильнюс всякий раз буквально рвётся с поводка, поражая своих американских и европейских хозяев запредельным усердием, вот и транзит грузов в Калининградскую область перекрыли по собственной инициативе - не дожидаясь команды из Брюсселя. При этом литовская публика буквально переполнена бесконечными претензиями к Москве и никак не дождётся, когда с Россией приключится что-нибудь катастрофическое.

Иногда такие ожидания преобразуются в откровенный геополитический бред. «Россия потеряет всё влияние, потеряет способность удерживать огромные пустые территории в Азии. Эти территории уже перебираются другими. После исторической Московской Руси, Киевской Руси, Новой Руси… будет Китайская Русь. Они (китайцы. - Авт.), может быть, наведут порядок, приструнят идиотов и укажут, как работать», - заявил недавно экс-председатель сейма Литовской республики Витаутас Ландсбергис.

Надо полагать, что и его отец - видный нацистский пособник - в своё время с таким же пылом дожидался сообщений о взятии германскими войсками Москвы и Ленинграда, естественно, с последующим «наведением порядка» в России. Так и не дождался, бедолага…

В принципе, нетрудно догадаться, почему именно в Вильнюс имеют обыкновение съезжаться для общения с «братьями по разуму» так называемые «хорошие русские», жаждущие катастрофы для России никак не меньше принимающей стороны. Именно там «историк» Юрий Фельштинский поведал миру:

«Наш единственный шанс исправить ситуацию и одновременно спасти всех, в том числе и себя, от возможной термоядерной катастрофы - это добиться военного разгрома РФ, сравнимого с поражением Германии в 1945 году».

А где, спрашивается, ещё всласть помечтать Юрию Фельштинскому о разгроме России, как не с литовскими друзьями, которые дожидаются этого события с 1941 года и дождаться не могут?

Вот и либеральный «экономист» Владислав Иноземцев тоже размечтался на всю катушку: «Мир научится обходиться без России. Это не удивительное явление, а реальная практика, поскольку до начала активной разработки газа и нефти в Советском Союзе экономический обмен между СССР и Западом по большому счёту был крайне низок. Мы вернёмся в эту ситуацию. На протяжении последних 30 лет западные компании ошибочно рассматривали Россию как перспективный рынок».

О том, что попытка «обходиться без России», едва начавшись, уже сейчас сопровождается сбором хвороста на зиму, советами пореже мыться назло Кремлю и сбоями в экономике многих европейских стран, у либералитета задумываться как-то не принято.

Кругом одни Ландсбергисы

Впрочем, есть одна историческая пикантность, которая придаёт пиршествам антироссийских умов в Вильнюсе не совсем приятное послевкусие. Дело в том, что «девичья фамилия» Вильнюса звучит вполне по-польски - Вильно. Как известно, в сентябре 1939 года Советский Союз ввел войска на территорию Западной Украины, Западной Белоруссии и Виленского края, который Сталин решил передать Литве, тогда ещё не являющейся частью СССР. И тут же, пользуясь случаем, в Вильно триумфально вступили части литовской армии - будто они действительно освободители...

Жители переданного Литве Вильнюса встречают литовские войска. Снимок сделан у Зелёного моста (Žaliasis tiltas).
© waralbum.ru
Жители переданного Литве Вильнюса встречают литовские войска. Снимок сделан у Зелёного моста (Žaliasis tiltas).

На самом деле в Виленском крае в то время преимущественно проживали поляки и евреи. А этнические литовцы составляли незначительное меньшинство - по разным оценкам, от 2 до 7% населения. Литовский историк Чесловас Лауринавичюс отмечал:

«В основном все авторы, изучающие литовское правление в Вильнюсе, характеризуют его как националистическое, причём весьма жёсткое. Литвинизация Вильнюсского края насаждалась прежде всего полицейскими средствами, в частности, следили за тем, чтобы на улицах Вильнюса люди не разговаривали по-польски. Те, кто не владел литовским языком, увольнялись с работы».

В 1940 году Вильнюс уже вместе со всей Литвой был включён в состав СССР, процесс переселения литовцев в Виленский край продолжился. А после 22 июня 1941 года ещё больше увеличился в масштабах: жильё в Вильно и окрестностях для литовских мигрантов «высвобождалось в значительных количествах». Тогда же министр коммунального хозяйства Временного правительства Литвы Витаутас Ландсбергис-Жямкальнис (основатель хорошо известной по перестройке династии литовских политиков) подписал благодарственное письмо Гитлеру, в котором просил о национализации имущества, принадлежавшего «евреям и лицам, активно действовавшим против интересов литовского народа».

Экскурсии на расстрел

И дело пошло. За первые пять месяцев нацистской оккупации в Литве было уничтожено от 200 до 220 тысяч евреев. Считается, что процент погибших евреев в Литве был самым высоким среди всех оккупированных нацистами стран - по приблизительным оценкам, 90-96%. Выжили немногие, и то случайно. Израильский историк Эфраим Зурофф, знаменитый специалист по розыску нацистских преступников, считает, что причиной столь печальной статистики стало активное сотрудничество местного населения с нацистами.

Колонна еврейских женщин и детей под конвоем литовской «самообороны».
© waralbum.ru
Колонна еврейских женщин и детей под конвоем литовской «самообороны».

Но именно в Виленском крае холокост, если можно так сказать, был поставлен на «промышленную основу». Вот как описал в своём дневнике уничтожение евреев в Понарах (предместье Вильнюса) поляк Казимир Сакович :

«На гродненском шоссе установили литовский военный пост. Проверяли проезжающих. На другой день, 12 июля, в субботу после обеда, в лес пригнали большую группу евреев - 300 человек. Большинство интеллигентного вида, хорошо одетые и с чемоданами, это были хорошо известные своей экономической деятельностью люди. Через час раздались звуки выстрелов. Расстреляли, построив по десять человек. Раздели пальто, сняли шапки и ботинки (но не снимали брюк!) Расстрелы продолжались в последующие дни: 13, 15, 16, 17, 19 июля (в субботу). Расстреливали молодые "стрелки" 17-25 лет».

Автор дневника вспоминает, как однажды на гродненской дороге появился автомобиль NV-370 с двумя весёлыми дамами-литовками и литовским господином, которые захотели посмотреть, как расстреливают. А когда вернулись с «экскурсии», на их лицах совсем не было заметно печали.

Далее Казимир Сакович даёт описание «экономики» массовых убийств:

«Раздевают до нижнего белья, широко торгуют одеждой, её возами привозят из Гуреляй у переезда (у гродненского шоссе). Идёт интенсивная торговля. Покупают одежду за 100 рублей и находят в ней зашитые 500 рублей! "Стрелки" с полными рюкзаками, набитыми часами, деньгами, и так далее. Обширная торговля: за бутылку водки продают одежду… Кейзикас (участник расстрелов. - Авт.) шантажирует евреев - семьи Понаса и Шапиро. Понаса ограбил, взял радио и, как слышал, много других вещей. Самовольно делает обыски - "ищет оружие", а выносит одежду и т.п. Немцам 300 евреев - это 300 врагов человечества, литовцам - 300 пар обуви, брюк и т.д».

Евреи Вильнюсского гетто строятся для отправки на принудительные работы.
© waralbum.ru
Евреи Вильнюсского гетто строятся для отправки на принудительные работы.

Нигде в мире не пытаются так тщательно замаскировать неприглядные страницы своего прошлого, переписать историю, чтобы представить себя невиновными, как в Литве, считает Эфраим Зурофф. Так ведь есть что маскировать и переписывать! И литовцам поневоле приходится всеми правдами и неправдами обелять своих палачей, представлять их «борцами за свободу Литвы». Но пока существуют такие исторические свидетельства, как дневник Саковича, не остаётся сомнений, что с подобного рода  «борцами» у немцев не было необходимости утруждаться «окончательным решением еврейского вопроса»:

«Вот женщина с младенцем на руках и двумя девочками постарше, держащимися за её юбку. Литовский полицай начинает избивать их дубинкой. К ним подбегает мужчина, своим телом закрывая от побоев. Раздаётся выстрел, и человек падает прямо к ногам женщины. В это время другой литовец отбирает у неё ребёнка и бросает его в ров. Обезумевшая женщина бежит к яме вместе со своими двумя девочками. Раздаются три выстрела».

Помимо истребления евреев, на счету литовских «борцов за свободу» - уничтожение пленных и семей комсостава РККА, зачастую изуверскими способами, истребление советских активистов.

А сколько жертв на счету палачей из литовских полицейских батальонов, успевших и Майданек поохранять, и в карательных операциях на территории России и Белоруссии поучаствовать?

Бой за гору Гедиминаса

Но вот что примечательно. Реальной головной болью для литовских переселенцев в Виленском крае стали не евреи, с которыми быстро расправились, а поляки, в штыки не принявшие насильственную литвинизацию. Тем более, хотя руки и чесались, разрешения на поголовное уничтожение польского населения немцы не давали, умело играя на польско-литовской вражде.

Литовский историк Пятрас Станкерас писал по этому поводу: «В 1942-1944 годах в Восточной Литве активно действовало шовинистически настроенное польское подполье - так называемая Армия Крайова (насчитывала до 400 000 боевиков. - Авт.). АК стремилась, чтобы этот край был бы оторван от Литвы и присоединён к Польше, старалась реализовать план польского эмигрантского правительства в Лондоне восстановить "пилсудскую" Польшу "от моря до моря". В деятельности АК принимали участие не только местные поляки, но и присылаемые из Польши».

По информации Станкераса, особенно разжиганием шовинистических страстей отличились польские реакционные националисты, которые с благословения гражданской и военной немецких администраций в некоторых местностях Вильнюсского уезда создали «органы самоуправления» и подразделения польской вспомогательной полиции. Например, в Друскининкае под лозунгом «Долой литовских хамов!» поляки сорвали литовские названия улиц. Но только лозунгами и вывесками дело не ограничилось.

Студенты сдирают и сжигают афиши и плакаты на польском языке с рекламной тумбы в Вильнюсе. 1939 г.
© waralbum.ru
Студенты сдирают и сжигают афиши и плакаты на польском языке с рекламной тумбы в Вильнюсе. 1939 г.

Читаем у Станкераса:

«Немало литовских полицейских погибло от рук польских партизан, которые свирепствовали не только в Вильнюсском крае, но и в самом Вильнюсе. Поляки часто приходили в Вильнюс и без каких-либо причин убивали нескольких полицейских. Одного среди бела дня застрелили около часовни AušrosVartai (исторический символ Вильнюса. - Авт.)... В Тракае польские партизаны избили несколько литовцев, застрелили судью литовца, ограбили банк и напали на полицию. Около Неменчине напали на отряд литовской полиции. Во время боя погибли 60 литовцев, а взятые в плен были раздеты и отпущены голыми».

Фактически на оккупированной территории шла необъявленная польско-литовская война. Исход её решило победоносное возвращение Красной Армии в 1944 году.

В воспоминаниях офицера НКВД Нахмана Душанского есть прелюбопытнейшее описание того, как чекисты в 1944 году, сражаясь с поляками, закрепляли Вильнюс за советской Литвой:

«Вильнюс всегда являлся предметом спора между Литвой и Польшей, поляки считали этот город своим, а литовцы всегда твёрдо знали, что Вильнюс - столица и сердце Литвы. Спец. группа ГБ Литвы получила приказ лично от Снечкуса (Антанас Снечкус - с 1940 по 1974 годы 1-й секретарь ЦК КПЛ. - Авт.) - первыми, впереди наступающих частей, войти в Вильнюс и тем самым показать всем, что Вильнюс - столица Литвы (где уже активно действовали противостоящие нам многочисленные отряды Армии Крайовой - АК) освобождена именно литовскими солдатами и офицерами.

...В городе была полная неразбериха. Большинство немцев уже покинуло Вильнюс, но было великое множество мелких немецких групп, оказывающих сопротивление, а главное - крупные формирования партизан АК, подчинённых польскому правительству Сикорского в Лондоне, ставивших своей целью захватить Вильнюс и объявить его частью суверенной польской территории. Советские войсковые части к моменту нашего появления в городе стояли на подступах и только после того, как мы захватили ключевые точки, вошли в Вильнюс и завязали уличные бои.

Первым делом мы захватили по периметру здание Президиума Верховного Совета Литвы, но внутрь поначалу не заходили, опасались, что здание полностью заминировано. Поляки, захватившие гору Гедиминаса и установившие на ней свой польский старый государственный флаг, били по нам сверху из пулемётов. У нас появились потери. И засело на этой горе больше трёх сотен «аковцев». А потом мы лихой атакой выбили поляков с горы Гедиминаса и водрузили на ней красный стяг. Пленных польских офицеров не убивали, а просто раздели до трусов, и отпустили почти голышом по домам. И стал Вильнюс снова - и советским, и литовским».

Ещё Вильно не сгинело?

Следующий этап в литвинизации Вильно и его окрестностей наступил после окончания Великой Отечественной войны. Поляки переезжали в Польшу, а на их место прибывали литовские мигранты из глубинки. В итоге город, который литовским сделала Советская власть, стал одним из самых антисоветских в СССР. Ну а сегодня потомки мигрантов, перебравшиеся в Вильно с дремучих литовских хуторов, на полном серьёзе считают себя «жертвами советской оккупации».

Литовские партизаны, освобождавшие от захватчиков Вильнюс вместе с красноармейцами.
© waralbum.ru
Литовские партизаны, освобождавшие от захватчиков Вильнюс вместе с красноармейцами.

На таком фоне законопроект об отмене постановления Госсовета СССР о признании независимости Литвы, который внёс на рассмотрение Госдумы РФ депутат Евгений Федоров, не выглядит таким уж алогичным. Если литовцы хронически возмущены тем, что сделал для них Союз Советских Социалистических Республик, то что, спрашивается, они забыли в Виленском крае?

Впрочем, это не единственный вариант. Возможно, достаточно будет заявить где-нибудь в околокремлёвских кругах, что решение Сталина отдать Вильнюс и окрестности литовцам было большой ошибкой и вообще историческим иезуитством, как сама собой начнётся соответствующая «цепная реакция»... Достаточно напомнить, что 52% населения Вильнюсского района - этнические поляки, «благородные порывы» которых (вернуть Вильнюс) в советские времена искусственно сдерживались. Теперь такая задача не стоит: пусть поляки забирают своё, если хотят и если смогут.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама