Михаил Делягин: «Россия мешает Европе наложить санкциями на себя руки, но ЕС всеми силами противится»
Санкции против РФ впервые были введены в 2014 году, после присоединения Крыма. Но наиболее масштабно экономическая блокада установлена в 2022 г., после начала спецоперации на территории ДНР и ЛНР. За короткий период времени против России ввели 10 128 санкций.
Вчера постоянные представители стран Евросоюза утвердили седьмой по счёту пакет против России, в который вошли эмбарго на золото, заморозка активов Сбербанка и персональные ограничительные меры в отношении более 50 граждан и компаний. Ввести эмбарго на российский газ у европарламентариев не хватило духа.
3 мая 2022 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций. Документом, в частности, запрещается совершать сделки и исполнять обязательства перед зарубежными физическими и юридическими лицами, подпавшими под ответные ограничительные меры, а также вывозить из России сырье и продукцию в пользу этих лиц.
О том, как воспринимать очередные санкции, что осталось у Запада в обойме санкционной войны, а также на что сегодня делается упор, и почему изоляция России не достигает результатов, еженедельнику «Звезда» рассказал доктор экономических наук, заместитель председателя комитета Государственной думы по экономической политике Михаил Делягин
- Конечно, это экономическая война. Англичане ещё в 1909 году придумали термин Political warfare. То есть политическая война, характеризуемая ведением войны на уничтожение, разрушение и достижение военных целей посредством использования всех доступных методов кроме, собственно, военных. Это можно считать методом экономической войны, равно как и гибридной.
Но не стоит из санкций делать культа, как и обращать на них внимания. После того, как они украли наши международные резервы и объявили нам технологическую блокаду - а это достаточно серьёзные и болезненные вещи, - сверх этого они сделать уже ничего не могут.
Здесь нужно смотреть для кого что чувствительно, так как прекращать поставки чёрных металлов бессмысленно, потому что на рынке их избыток. Но есть цветные металлы, которые в критических количествах поставляем только мы. Для Соединённых Штатов Америки жизненно важен уран, потому что мы обеспечиваем более половины всех атомных электростанций США. Похожая ситуация с неоном и с сапфировыми подложками, в случае с последними на долю России приходится порядка 80% рынка. Они критически необходимы для производства опто- и микроэлектроники, соответственно, без них немыслимо производство чипов.
Что касается нашей страны, то статистические данные показывают, что сильнее всего у нас упало производство легковых автомобилей. В мае оно сократилось в 30,3 раза, то есть на 96,7%. В этом свою роль сыграли проблемы с комплектующими, а также произвол автомобильных дилеров-монополистов. Формально конкурентная отрасль, на самом деле, к сожалению, оказалась монополизирована. Наши заводы не производят автомобили, потому что автодилеры их не берут. В свою очередь автодилеры не могут брать новые машины ввиду забитых складов - не продаются. А проблема их реализации связана с тем, что под некогда существовавший курс рубля 120 за доллар они задрали цены и по сей день их удерживают. Впрочем, подняли цены не только на машины иностранные, но и отечественные, скажем, Lada Granta, в которой импортного одно слово. Обуздать сложившуюся ситуацию монополий можно путём установления предельной торговой наценки в 15% над ценой производителя или импортёра. И тогда всё это мгновенно рассосётся, российский автопром заработает.
В принципе, всё что можно было сделать - Запад уже сделал. И, на самом деле, у него уже мало что осталось. Может ещё десяток банков отключить от SWIFT, ну и что? Сейчас основной упор делается на запрет сотрудничества с нами. Но те государства, что не присоединились к санкциям, себя уважают и на введение ограничений, скорее всего, не пойдут. В отличие, скажем, от Казахстана, который де-факто, как я понимаю, к ним присоединился.
В целом мир совершенно не собирается идти на самоубийство лишь на том основании, что того желают ему американцы и англичане. Исключение Европа. Мы, правда, ей мешаем наложить на себя руки, но она всеми силами противится...