В других СМИ
Загрузка...
«Боливийский пирог»: соперники те же - Россия, США и Китай
© flickr.com/cnspot
Литий сегодня нужен и меломанам, и владельцам электрокаров.

«Боливийский пирог»: соперники те же - Россия, США и Китай

Если «Росатом» выиграет тендер, то в Боливии может захлопнуться «новая путинская сырьевая ловушка»
08 июля 2022, 06:41
Реклама
«Боливийский пирог»: соперники те же - Россия, США и Китай
© flickr.com/cnspot
Литий сегодня нужен и меломанам, и владельцам электрокаров.
Читайте нас на: 

Боливийская компания Yacimientos de Litio Bolivianos (YLB) в апреле прошлого года объявила тендер по прямому извлечению лития на месторождении Салар-де-Уюни. Заявки на участие в конкурсе подали двадцать претендентов, включая «Росатом». Результаты должны были объявить 15 июня, однако YLB свой выбор пока не сделала.

Вместо этого на её официальном сайте появилось сообщение об окончании приёма заявок и промежуточном результате. В финал вышли шесть возможных подрядчиков: «Росатом», американский стартап Lilac Solution (в него вложилась BMW) и ещё четыре китайских компании. То есть: Россия, США и Китай.

Компания Yacimientos de Litio Bolivianos (YLB) выбирает партнёров.
© ylb.gob.bo
Компания Yacimientos de Litio Bolivianos (YLB) выбирает партнёров.

Выбор победителя во многом будет зависеть от предложенной технологии добычи лития, экологичности метода, инвестиций, затрат на строительство производства и сроков выполнения плана. Сама же YLB, по слухам, намерена вложить в разработку месторождения около 2 млрд долларов.

Справка

Боливийский литий - проблемный. Его добывают старым способом - с помощью насосов, что ведёт к большим потерям (до 40%) самого лития и сопутствующих компонентов - натрия, кобальта, магния, калия. Эта технология требует больших затрат на электроэнергию. К тому же на финальной стадии литий смешан с сульфатом магния. Чтобы их разделить, требуется ещё больше энергии и химикатов. Собственно, поэтому и было решено привлечь иностранных партнёров для разработки месторождения.

«Литиевый покер»

В немецкой газете Die Welt в конце июня вышла прелюбопытнейшая статья журналиста Тобиаса Койфера под заголовком «Именно здесь должна захлопнуться новая путинская сырьевая ловушка». По мнению автора, Россия является одним из главных претендентов на деловое сотрудничество с Боливией в разработке крупнейших в мире месторождений лития, необходимого для производства электробатарей. Если Москва преуспеет (а с учётом её особых отношений со странами Южной Америки шансы в «литиевом покере», как считает Койфер, весьма высоки), то у Запада может возникнуть ещё одна, помимо нефти и газа, сырьевая зависимость от Кремля.

По данным американской геологической службы, Боливия обладает крупнейшими в мире запасами лития - 21 млн тонн. По этому показателю она опережает Аргентину и Чили, нынешних мировых лидеров в его добыче.

«Если бы Россия смогла контролировать месторождения лития в Боливии, это поставило бы её в очень выгодное положение из-за значимости сырья для современной экономики», - такой вывод делается в статье.

На изготовление одной батареи для электромобиля требуется 63 кг лития.
© flickr.com/aresauburnphotos
На изготовление одной батареи для электромобиля требуется 63 кг лития.

Справка

Литий - самый лёгкий металл. В металлургии он используется для раскисления и повышения пластичности и прочности сплавов. В оптике - для изготовления стёкол, которые защищают от ультрафиолетовых лучей. В ядерной энергетике - для получения радиоактивного изотопа водорода - трития. Но львиная доля уходит на производство литий-ионных аккумуляторов. Рост спроса на электромобили привёл в прошлом году к впечатляющему росту цен на этот металл сразу на 400%! Тонна карбоната лития сейчас стоит более 70 тыс. долларов. Ожидается, что уже в ближайшее время мировая потребность в литии достигнет 2,4 млн тонн карбонатного эквивалента, что на 1,8 млн тонн больше, чем будет произведено в 2022-м во всём мире.

Схватка за высокогорный солончак

Основным центром добычи металла является «Литиевый треугольник» Южной Америки, охватывающий территории Чили, Боливии и Аргентины. Здесь находится 70% всех доступных мировых запасов лития, а 2/3 из них - на территории Боливии. В этой стране и расположено крупнейшее месторождение - Салар-де-Уюни (потенциально - более 50% мировых запасов). Речь идёт о солончаке (высохшем солёном озере) на юге пустынной равнины Альтиплано на высоте около 3650 м над уровнем моря.

Солончак Салар-де-Уюни.
© flickr.com/glenndiana
Солончак Салар-де-Уюни.

Справка

По данным геологической службы США (оценки за 2021 год), выявленные ресурсы лития во всём мире составляют около 86 млн тонн. Боливия обладает самыми большими запасами - 21 млн тонн, за ней следуют Аргентина (19,3 млн), Чили (9,6 млн), Австралия (6,4 млн) и Китай (5,1 млн).

«В перечисленных странах есть экономические и технические предпосылки для торможения роста добычи, в связи с чем на арену литиевого рынка могут выйти такие игроки, как Зимбабве, Намибия, Германия, Португалия и Россия», - считает доктор экономических наук, промышленный эксперт Леонид Хазанов.

То есть прогнозируется рост конкурентной борьбы, в связи с чем Боливия и решила закрепить свои позиции на этом важном сегменте мирового рынка. Возможно, с помощью России, что было бы весьма ценно в условиях санкционного произвола коллективного Запада.

Электрокары, электрические самолёты и аэротакси...

Теперь зайдём с другой стороны. Что ждёт Европу? Европарламент вот-вот проголосует за введение так называемого климатического пакета. Его цель - к 2030 году уменьшить на 55% по сравнению с 1990-м выбросы парниковых газов. Евродепутаты хотят запретить с 2035 года продажу новых машин с бензиновыми и дизельными двигателями (то есть весьма скоро - всего-то через 13 лет), открыв широкую дорогу электромобилям. А тут без лития никак нельзя.

Да что там авто! В 2024 году, как ожидается, начнётся принципиально новая эпоха регулярных коммерческих полётов на электрических самолётах и аэротакси. Во всяком случае, на эту революцию нацелены сразу три международных проекта с участием немецких фирм. Один реализует всемирно известная компания экспресс-доставки грузов DHL, входящая в состав немецкого почтового и логистического концерна Deutsche Post DHL. В августе прошлого года она заказала американскому авиастроителю Eviation 12 самолётов Alice для безэмиссионных воздушных перевозок посылок и корреспонденции. Управляемая одним пилотом, одна такая «штуковина» способна перевозить 1200 килограммов груза или девять пассажиров на расстояние до 815 километров. Потребуется около 30 минут, чтобы зарядить аккумуляторную батарею примерно на час полёта. Каждый электролёт стоит порядка 3,5 млн евро.

Одновременно немецкий стартап Lilium объявил о контракте с бразильской авиакомпанией Azul. Она собирается приобрести у него 220 электрических бизнес-джетов. Сумма сделки - один миллиард долларов. Их предполагается использовать в крупнейшей южноамериканской городской агломерации Сан-Паулу для региональных перевозок по воздуху до шести пассажиров. Стартап Lilium основала в 2015 году группа выпускников Мюнхенского технического университета. Сначала они сосредоточились на проекте аэротакси, но затем пошли по пути разработки электрического бизнес-джета для перевозок не внутри города, а внутри региона.

Выпускаться он будет на заводе под Мюнхеном, где уже трудятся порядка 600 человек (в Баварии сейчас бурно развивается аэрокосмическая отрасль).

А чуть раньше - в июле прошлого года - немецкий стартап Volocopter, специализирующийся на разработке авиатакси, купил своего многолетнего технологического и производственного партнёра DG Flugzeugbau и тем самым получил сертификацию Европейского агентства по авиационной безопасности EASA. Это существенно повышает конкурентные преимущества компании, намеренной приступить к регулярным внутригородским воздушным перевозкам самое позднее к следующим летним Олимпийским Играм в Париже.

Volocopter - это электрический многороторный вертолёт. У модели 2X двенадцать винтов и два сиденья.
© flickr.com/thomasbecker
Volocopter - это электрический многороторный вертолёт. У модели 2X двенадцать винтов и два сиденья.

Справка

Созданная в 2011 году, компания Volocopter позиционирует себя в качестве «первопроходца в области городской аэромобильности» (Urban Air Mobility, UAM). Она попала в «Книгу рекордов Гиннесса» за первый пилотируемый полёт на электрическом мультикоптере - летательном аппарате, построенном по вертолётной схеме. С тех пор различные новинки этой фирмы налетали в ходе испытаний и презентаций свыше 1000 часов. Уже не раз поднималось в воздух и двухместное аэротакси с вертикальным взлётом VoloCity, способное развивать скорость до 110 км/ч. Оно оснащено 18 электромоторами, которые работают от 9 литий-ионных аккумуляторных батарей.

Зачем нужна Луна

Литий рулит! И не только в электромобилях, компьютерах и смартфонах, но и в бытовой и очень практичной электрической авиации совсем близкого будущего.

Кстати

Единственный проект экономически оправданного освоения Луны - это добыча лития-3, одного из изотопов лития. Так считает программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» профессор Олег Барабанов. «Если в Боливии действительно нашли большое месторождение и если к его разработке подключится не Запад, а Россия, то это будет серьёзным новым фактором в мировой экономике», - полагает он.

…России в любом случае необходимо закрепиться на этом весьма аппетитном рынке. Мы многие годы в качестве надёжного партнёра выстраивали честные отношения с латиноамериканскими странами, которые сейчас стойко противостоят диктату США. Так что немецкий журналист прав: шансы заполучить «боливийский пирог» у «Росатома» (читай - у России) действительно есть. Их надо не упустить.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама