«Не русские виноваты, а украинский президент - Зеленский понятия не имеет, каким серьёзным объектом является Запорожская атомная электростанция»
За последние недели участились обстрелы Запорожской АЭС, ВСУ предпринимали попытки атаковать территорию станции, угрожают «перебить» линии электропередачи. В ночь на воскресенье украинские войска нанесли удар из РСЗО «Ураган», осколки и ракетный двигатель упали примерно в 400 метрах от действующего энергоблока ЗАЭС. Два энергоблока после обстрелов работают не на полную мощность. В связи с угрозой, нависшей над Европой в результате преступных действий Украины, представители РФ призвали Совбез ООН провести специальное заседание.
Запорожская АЭС расположена на левом берегу Днепра, рядом с городом Энергодар. Это самая крупная по числу блоков и установленной мощности АЭС в Европе.
О том, с чем сопряжены риски вокруг непрекращающихся с позволения западных кураторов обстрелов Запорожской АЭС и почему отмалчивается МАГАТЭ, еженедельнику «Звезда» рассказал бывший начальник инспекции по надзору за ядерной и радиационной безопасностью объектов использования атомной энергии Госатомнадзора СССР, доктор технических наук, профессор Владимир Кузнецов.
«Необходимо останавливать станцию - даже если что-то и произойдёт, последствия будут несоизмеримо меньше, чем от работающей станции»
- Когда слышишь об очередной атаке ВСУ на объекты повышенной опасности, такие как Запорожская АЭС, первым делом возникает вопрос: «Неужели они совсем не понимают, что последствия техногенной катастрофы накроют, в первую очередь, их самих?» Как вы считаете, Владимир Михайлович, почему они это делают?
- Здесь причин несколько. Первая - это стремление создать фейк о российских ударах по ядерным объектам. Таким образом украинцы хотят усугубить и без того напряжённую обстановку и поставить под удар Европу. Во-вторых, они хотят показать, что поставляемое на Украину оружие используется для оказания давления на Россию и применяется по назначению. В-третьих, здесь просто глубокое непонимание того, что происходит и каковы последствия для Европы и для самой Украины. Руководство «незалежной» заинтересовано в том, чтобы вынудить Европу активнее помогать Киеву.
И, как ни прискорбно отметить, на Украине уровень образованности тех, кто сейчас в правительстве и должен принимать решения, достаточно низок. Эти люди, как правило, родились уже после чернобыльской аварии и не застали тех ограничений, которые возникли после неё - они не понимают риски, не знают их и знать не хотят.
Оставшиеся на Украине специалисты отмалчиваются. В частности, бывший директор Запорожской АЭС Бронников ни разу не прокомментировал ситуацию, ни разу не высказался и Николай Штейнберг, бывший главный инженер, директор Чернобыльской АЭС. Возникает вопрос: находятся ли они всё ещё на территории Украины или уже сбежали...
- Почему украинцев не одёрнут их западные хозяева, а вместо этого страны «Большой семёрки» призывают Россию «вернуть станцию под контроль Киева»?
- Ирония в том, что станция находится под контролем Украины. Всё руководство - украинское, и единственные россияне на станции - это воинский контингент, но он занимается исключительно вопросами физической защиты. В сам технологический процесс военные не вмешиваются. Я категорически считаю, что руководство станции надо менять. Необходимо останавливать станцию - даже если что-то и произойдёт, последствия будут несоизмеримо меньше, чем от работающей станции.
«Украинцы по своей глупости погрязли в политиканстве и стали применять на атомной станции американское топливо, которое не соответствует проекту реакторной установки на момент пуска»
- Если сравнивать последствия возможной аварии с итогами чернобыльской катастрофы, то чем чреват взрыв на ЗАЭС для России и Европы?
- Всё зависит от сценария, по которому будут развиваться события. Если удар будет нанесён по зданию, в котором находится реакторная установка, последствия, конечно, будут значительные. Но они должны быть меньше по масштабам только из-за того, что Чернобыль и реакторы, которые используются на Запорожской станции - это два разных типа установок. На Запорожской станции топлива в три раза меньше, чем на ЧАЭС, и она - продвинутый проект с точки зрения безопасности. Чернобыль - это реактор под открытым небом: там нет гермообъёма и тех же систем безопасности, которые есть на ЗАЭС.
Я подчёркиваю, что авария на Чернобыле - это один сценарий развития, а случай с ЗАЭС - это использование оружия против станции, поэтому сравнивать последствия возможной аварии весьма проблематично. И потом, суть чернобыльской катастрофы в том, что станция на тот момент была новым объектом, а её причиной стало несовершенство реакторной установки. Что же до реактора на ЗАЭС - этот проект значительно отличается с точки зрения безопасности и обладает улучшенными характеристиками.
- Несмотря на то, что Запорожская станция более совершенная, она практически выработала свой ресурс и не обслуживается должным образом из за того, что Украина разорвала связи с Россией. Чем это чревато?
- Проектный срок службы реактора - 30 лет. Первый блок ЗАЭС пущен в 1984 году, и через два года ему исполнится уже 40 лет - то есть уже сейчас этот проектный срок службы «перевыполнен». Каждая станция должна отвечать актуальным нормам и правилам безопасности атомной энергетики ещё на момент пуска. Однако те технические идеи, которые были реализованы на момент пуска, уже устаревали, а современным правилам и нормам безопасности атомной энергетики они не соответствуют ни в какой мере. То есть тут сразу можно говорить, что крайне необходимо проводить компенсирующие мероприятия и модернизировать оборудование.
Но в условиях, сложившихся на Украине ещё задолго до 24 февраля, это не представлялось возможным, потому что рекомендации по модернизации принимаются триумвиратом, включающим государственный надзор: научное руководство самой станции, генеральный конструктор, генеральный проектировщик (хотя иногда этот надзор может быть в одном лице). Но на Украине этих организаций, кроме надзора, нет, да и надзор у них весьма слабый.
Даже если вы посмотрите биографии тех сотрудников, которые сейчас работают в надзоре, вы увидите людей, чья компетенция не соответствует нынешним реалиям! Ко всему прочему, на Украине нет кадров, которые могли бы взять на себя ответственность по продлению ресурса - все они остались на территории Российской Федерации. Украинцы по своей глупости погрязли в политиканстве и стали применять на атомной станции американское топливо, которое не соответствует проекту реакторной установки на момент пуска. Причём топливо заменили по такой схеме, которая уже была в Чехии, в Словакии и в Финляндии. Эта схема показала, что американское топливо по своим характеристикам значительно хуже российского, а инциденты, которые там были, говорят о том, что могут возникнуть любые неприятные эффекты (аварийные остановки и т.д.) - последствия работы этих сборок.
Перешли на этот вид топлива - Россия умывает руки, потому что в этих условиях она не может гарантировать безопасность работы реакторной установки на данном виде топлива. Во-вторых, наличие у станции хранилища отработанного ядерного топлива говорит о том, что Россия не будет забирать это американское топливо к себе на переработку - у нас нет таких технологий, а на их разработку, на хранение и переработку данного вида топлива уходят миллиарды рублей.
- И это отработанное топливо лежит уже 20 лет... А почему же Westinghouse не заберёт его?
- Хранить это топливо придётся до бесконечности - американцы, согласно своему основному принципу, своё топливо не забирают. У них этого добра выше крыши, так что брать ещё и иностранное топливо они никогда не станут. При данных условиях Украина не уменьшает проблемы, связанные с работой атомной энергетики, а только усугубляет их, равно как и увеличивает все вытекающие риски. А самое главное - на Украине нет людей, которые могли бы грамотно объяснить и сказать, что этого делать нельзя.
«МАГАТЭ существует только для того, чтобы засылать на объекты инспекторов, которые тайно выполняют операции ЦРУ»
- Тем временем генсек ООН начал переговоры для организации визита инспекторов МАГАТЭ на станцию. На ваш взгляд, состоится ли этот визит и изменит ли он ситуацию вокруг этого беспредела?
- Насчёт того, что представители МАГАТЭ приедут, у меня очень большие сомнения. Скорее всего, этого не произойдёт. К тому же, что может измениться? Опять они будут только пальчиком грозить и утверждать, что во всех бедах виноваты русские. Тем более что нас они уже обвиняют в нервной обстановке для персонала станции. Вот только не русские виноваты, а украинский президент - он понятия не имеет, каким серьёзным является этот объект.
Я уверен, что ничего не изменится, ведь МАГАТЭ - это организация, которая никогда за всё время её существования ни при каких обстоятельствах не делает что-либо для повышения безопасности станций. Организация беззубая, профессионалов нет и никогда не было, а руководителем ни разу не становился специалист по вопросам безопасного использования атомной энергии.
Для чего создавалось МАГАТЭ? Для решения всего двух задач: засылать на объекты инспекторов, которые тайно выполняют операции Центрального разведывательного управления США, и показать, что существуют организации, которые якобы влияют на вопросы безопасности атомной энергетики.
- Сегодня стало известно, что Киев блокирует визит делегации МАГАТЭ. Украинскому руководству есть что скрывать на станции или это просто ядерный шантаж, чтобы вернуть территорию под свой контроль?
- Даже если эта комиссия туда приедет, она всё равно там ничего не найдёт из того, что хотел бы скрыть Киев, если ему есть что скрывать. Когда снаряд застрял в крыше хранилища отработанного ядерного топлива, я думаю, вся его маркировка осталась, и она является подтверждением, что это не российский снаряд. Комиссия приедет, посмотрит, поговорит с персоналом - и на этом всё так и останется. Когда Рафаэль Гросси был на Южноукраинской АЭС в апреле, он сказал: «Мы поможем с оборудованием, мы проведём там замену оборудования» и так далее. Но вот прошло три месяца, а о поставках оборудования до сих пор ни слова. И потом, персонал на этой станции привык к российскому оборудованию, а не к иностранному.
Как можно в существующих объёмах станции поставить какое-то новое оборудование? Как его ставить, как «прилепить» к тем технологическим системам, которые уже есть? Никак! Можно улучшить отдельные части, поставить более современные датчики оценки радиационной обстановки, но их же надо обслуживать, выводить куда-то показания с них, учить персонал работе с ними. А смогут ли они освоить новое для себя оборудование и технологии? Не знаю, скорее всего, нет.
Вопросы, которые МАГАТЭ решало на Южноукраинской АЭС - это просто показательно. Гросси же и в Чернобыле был, и то же самое говорил, как под копирку. Ну, и что? Пришло туда оборудование за три месяца? Нет! Пришло на Южноукраинскую АЭС новое оборудование для оценки радиационной безопасности? По всем приметам нет. Потому что если бы оно было, тут такая бы пиарщина была, что МАГАТЭ помогает решать проблемы, связанные с безопасностью атомной энергетики Украины. Но её же нет! А что будет говорить Гросси? У него текст заранее написан. Когда наших взяли в заложники, когда они привезли ядерное топливо на Ровненскую станцию, он туда поехал? Провёл ли он переговоры, чтобы их выпустили оттуда? Нет! Хотя он должен был это сделать. Вот ситуация такая, какая она есть.