Под шквалом украинских обстрелов, с «Лепестками» на улицах и без воды
23 августа на Украине отмечали День флага, а на следующий день, 24-го - День независимости, и дончане традиционно ожидали в эти дни усиления обстрелов. В этом году вооружённые формирования Украины (ВФУ), получившие огромную поддержку Запада в виде дальнобойного оружия, не преминули оправдать их самые худшие опасения.
Примерно в половине двенадцатого утра город содрогнулся от разрывов невиданной доселе мощи. Хотя, казалось бы, на девятом году войны столица ДНР повидала всё. Донецкие переклички взорвались сообщениями:
«‼ ‼ ‼ Центр города! Идёт обстрел! Примите все меры предосторожности, уйдите в укрытия!»
«Ворошиловский район, центр очень громко. Не только пол, но и стены дрожат».
«Вижу с балкона город весь в дыму. Что-то очень страшное и ужасное! Господи, спаси и сохрани!»
Отель «Централь»
Обстрел продолжался больше получаса. Я созваниваюсь с коллегой, у которого есть личный транспорт: «Едем?» - «Едем! Минут через 15 у тебя. Оденься сразу». Я без лишних пояснений понимаю, что он ведёт речь об индивидуальных средствах защиты, без которых журналисту уже давно в Донецке делать нечего. Привычно надеваю бронежилет и каску, прихватываю стоящую наготове сумку с фотоаппаратом… Внедорожник Александра на секунду притормаживает на остановке у моего дома, я вскакиваю в салон его машины, и мы уже в пути.
К этому времени в сетях появляется информация о попадании в отель «Централь», находящийся практически на площади Ленина, есть пострадавшие. Мчим туда, и через пять минут мы уже на месте. Удивляет количество машин, едущих нам навстречу по центральной донецкой улице Артёма. Выходим. Крыльцо гостиницы и голубой навес над ним разбиты осколками снарядов, посреди проезжей части неподвижно застыли два автомобиля. Стеклянная входная дверь в отель и окна машин разбиты вдребезги, в салонах пусто, а на сиденьях следы крови.
На обочине дороги замечаю знакомого адвоката, депутата Народного Совета ДНР Алексея Жигулина: «Раненых было трое, двое - совсем тяжёлые. Мы оказали помощь, как могли. Их увезли в "Травму" (Республиканский травматологический центр. - Авт.), но шансов мало».
Я слышу женский крик: «Я не хочу умирать!» - от которого становится жутковато. Оглядываюсь вокруг. Но пострадавших уже забрали кареты скорой помощи, а это просто сдали нервы у одной из прохожих.
Работать приходится быстро, прилёты имеют свойство повторяться.
Администрация главы ДНР
Собираясь на новый адрес, решаем свернуть к администрации главы ДНР, рядом с которой находимся, хотя её в сводках ещё не упоминали. Не исключено, что противник метил именно туда. Наши худшие опасения оправдываются: перед зданием стоят пожарные расчёты, на месте крыльца - груда обломков, а в самом верхнем этаже зияет огромная пробоина. Полиция вместе с пожарными обследует завалы, к счастью пострадавших нет. Представители Совместного центра контроля и координации вопросов прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон (СЦКК) фиксируют последствия обстрелов и демонстрируют нам осколок обшивки разорвавшегося снаряда с характерной насечкой в форме квадратов. «Били из натовского оружия. Американского. Вначале сделали несколько пристрелочных выстрелов из гаубицы М777 калибра 155 мм, а затем ударили высокоточной ракетой из РСЗО «Хаймарс».
Украина применяет «Хаймарсы» только получив одобрение кураторов в США, они же производят наводку ракет на цель. И сегодняшний удар случайностью не был. Позже выяснится, что за 15 минут до начала обстрела глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин проводил совещание с участием высокопоставленного гостя из России - председателем Госдумы РФ Вячеславом Володиным. От зала, где оно проходило, ничего не осталось, удар ВСУ разрушил и кабинет Пушилина, но всех участников успели вовремя эвакуировать.
К тому моменту, когда я вернусь домой, Денис Владимирович уже выступит с обращением к жителям ДНР, в котором осудит террористические методы преступного киевского режима, который, по его мнению, должен понести заслуженное наказание за свои действия. Ответственность за них лежит и на западных союзниках Украины, Денис Владимирович заявил, что такого рода обстрелы с такими точными координатами одним только украинцам не под силу - «Украина проболталась, что они эти цели согласовывают с американской стороной».
А пить и умыться очень хочется...
Закончив съёмку, Александр остаётся в кафе неподалеку, где есть Wi-Fi, чтобы срочно отправить свои фотографии в редакцию. А я решаю ехать домой. Надетый на мне бронежилет и каска пассажиров маршрутного автобуса не смущают. Все оживлённо обсуждают текущие события:
«Я работаю в больнице рядом с администрацией. Здание тряхнуло так, что у нас иконы с полок попадали. Украинцы - твари, моральные уроды. Нас они за людей не считают. И это я ещё мягко говорю то, что у меня в душе накипело», - возмущается одна из моих попутчиц.
«Да мы скоро только нецензурно выражаться и будем. Нормативной лексики для них в Донецке не осталось», - вторит ей соседка по салону.
Подойдя к своему дому, я вижу, что подвезли техническую воду. Но, увы, подняться в квартиру за тарой и пополнить запасы не успеваю - к моменту моего прихода вода практически закончилась. Остаётся довольствоваться только покупной очищенной водой. Хоть использовать её для санитарных нужд и не рационально, выбора у меня нет: ситуация с водой в Донецке из-за обстрелов стала поистине катастрофичной. Стоящих кучкой соседей переполняют эмоции.
«Скажите, как ещё украинцы будут нас убивать? Воды нас лишили, «лепестки» разбрасывают, аммиаком травят (речь о недавней утечке аммиака, произошедшей в результате обстрела пивзавода. - Авт.). Теперь вот "Хаймарсы". Что ещё придумают?» - негодуют люди.
К вечеру, по уточнённым данным, число раненых при обстреле украинскими боевиками Ворошиловского района Донецка увеличилось до 11 человек, погибли четыре мирных жителя.
Обстрел самого сердца столицы Республики вызывает закономерные вопросы о работе нашего ПВО, которое уже успешно перехватывало такие цели, как ракеты РСЗО «Ураган» и баллистические ракеты «Точка-У». Быстро получить комментарий от кого-то из военных сейчас проблематично, так как все они задействованы на линии фронта, где продолжается планомерное наступление союзных сил с целью окончательного окружения группировки противника под Авдеевкой. Поэтому данный вопрос я адресовала своему бывшему начальнику, депутату Народного Совета ДНР Владиславу Бердичевскому. Проработав с ним вместе несколько лет, я знала, что Владислав проходил срочную службу в ракетных войсках. И вот какой ответ я получила:
- Скорость полёта ракеты «Хаймарс», - сказал он, - очень высока, поэтому перехватить её средствами ПВО крайне сложно. Против них эффективно только такое средство, как израильский «Железный купол». К сожалению, у нас не было возможности подготовиться к войне настолько хорошо, как у Израиля, чтобы создать нечто аналогичное. Ещё «Хаймарсы» могут успешно сбивать российские самоходные зенитные ракетно-пушечные комплексы наземного и морского базирования Панцирь-С1, но их мало.
Что же касается снарядов американских гаубиц М777 и французских CAESAR, то скорость их полёта в пять раз превышает скорость звука. Против них бессилен даже «Железный купол». Здесь может помочь только контрбатарейная борьба с целью обнаружения и уничтожения артиллерии врага. Мы её ведём, и западное вооружение уничтожается. Но и Запад поставки продолжает.
И всё-таки под шквалом украинского огня, с взрывающимися под ногами «Лепестками» и без воды Донецк по-прежнему не сломлен. День украинского флага мы пережили, хоть и не без потерь. На очереди День независимости Украины, который даже в большей степени опасен потенциальными провокациями.
Прочитано в DEFENSE ONE
«Ожидается, что США объявят о крупнейшем пакете вооружений и помощи для Украины - пакете в 3 миллиарда долларов. Объявление, приуроченное к 41-й годовщине независимости Украины, поступило всего через пять дней после предоставления пакета передовых ракет, бронетехники и артиллерии стоимостью 775 миллионов долларов. Высокопоставленный представитель министерства обороны США, при условии, что он не будет назван, сообщил Defense One, что пакет в размере 3 миллиардов долларов будет самым крупным из общей суммы в 13,7 миллиарда долларов, объявленной Соединёнными Штатами. По словам чиновника, он будет содержать боеприпасы в количествах, "которых мы никогда раньше не видели".
По словам Ларри Корба, эксперта по оборонному бюджету Центра американского прогресса, 13,7 миллиарда долларов плюс любая помощь, выделенная до окончания финансового года 30 сентября, увеличат расходы на оборону США в 2023 году до 1 триллиона долларов».