Две Лизы: найдите десять отличий!
Неяркая блондинка Мэри Элизабет Трасс вышла на пик власти в момент, как другая женская фигура с почти таким же именем, но другого исторического масштаба, сошла с британской политической сцены. После 70 лет образцового правления Элизабет Александра Мэри, известная больше как Елизавета II, королева Великобритании и Северной Ирландии из Виндзорской династии, верховный главнокомандующий, глава Англиканской церкви и Содружества наций тихо умерла 8 сентября 2022 года в своей шотландской резиденции. Её провожал весь мир и её страна, испугавшаяся, что без «бабушки» монархия скоро закатится.
В должность премьер-министра Великобритании 47-летняя Лиз Трасс вступила 6 сентября. Как сообщила пресс-служба Букингемского дворца, формальное назначение на пост состоялось в ходе встречи Трасс с Елизаветой II. Королева Великобритании чувствовала себя плохо и принимала новоиспечённую главу кабинета в своём замке Балморал.
Кабинет Лиз Трасс стал сотым правительством страны с момента образования в 1707 году Соединённого Королевства. Вечером того же дня был объявлен состав нового кабинета, в котором впервые в истории ни один из четырёх ключевых постов не был занят белым мужчиной. Блондинке-англичанке из Лидса пришлось проявить невероятную политкорректность, набрав себе министров с национальных окраин Британской империи. Но её кресло важнее и для неё, и для тех, кто её в него посадил.
Через два дня, 8 сентября 2022 года, королева Елизавета II скончалась, успев по сути перед смертью отдать «ярлык на правление» Лиз Трасс. Как писал Пушкин про Державина «и в гроб сходя, благословил». На престол вступил Карл III, и 9 сентября с ним состоялась первая личная аудиенция Лиз Трасс в Букингемском дворце. А 10 сентября Лиз Трасс вместе с должностными лицами Палаты общин дала клятву верности уже Карлу III, хотя закон не требует повторения этого ритуала при восхождении на престол нового монарха. С маменькой всё уже было согласовано, Чарльзу было приятно. Во избежание любых трений пусть с формальным главой государства Трасс на самотёк публичные обряды не пускает. Монарх дал ей «добро-бис».
Тори выбирают, Британия освистывает
Началось с того, что 5 сентября Элизабет Трасс возглавила правящую партию консерваторов и, как следствие, стала 78-м премьер-министром Великобритании. На общепартийных выборах её выбрали 81 326 членов консервативной партии, или 57,4%. Соответственно, оппонент Трасс - фаворит предварительных этапов конкурсного отбора, блестящий министр финансов Риши Сунак набрал 60 399 голосов, или 42,6%. Ясно, что партийная база тори испугалась молодого технократа индийского происхождения, способного к самостоятельным и не обязательно популярным решениям для вывода страны из кризиса.
Аристократическая верхушка, как и крупный капитал, предпочли во главе правительства слабую посредственность, «не семи пядей во лбу», но зато зависимого человека, подконтрольного окружению «серых кардиналов».
«Белая мышка» Трасс оказалась в нужный момент в нужном кресле. Расплачиваться за её решения придётся всем британцам. По данным опроса компании YouGov, половина жителей Великобритании была недовольна победой Трасс на узкопартийных выборах премьер-министра. По приезде победительницы в штаб-квартиру тори, Лиз Трасс агрессивно освистали и зафукали на улице, крича «Борис Джонсон - второй тур». Но в сухом остатке: на ключевой должности в стране в переломный для страны момент оказывается помимо воли большинства бритов бестолковая и иррациональная дама с застарелыми школьными амбициями. Нации остаётся терпеть и ждать новых парламентских выборов: раньше сковырнуть тори не выйдет.
Помнится, те же британские избиратели невзлюбили и её предшественника на посту Бориса Джонсона за лживость и наглость, да и Терезу Мэй - за её чёрствость. Тем не менее, эти двое зажигали на Даунинг стрит, 10 довольно долго. Теперь, по данным Bloomberg, опросы в рядах Консервативной партии показывают, что рядовые члены предпочли бы остаться с «опальным, но бесстыдным» Борисом Джонсоном! А бывший член парламента от тори Мэтью Пэррис о новом премьер-министре сказал без обиняков: «Она - сумасшедшая». Интересно работает английский избирком - наверх иерархии выплывает самое усреднённое и аморфное.
Сергей Лавров заметил в связи с повышением коллеги: «Мы знаем, как устроена британская демократия - 160 тысяч решают судьбу правительства». Всего в Британии - 67 миллионов.
Проблема нового поколения британских политиков и распущенной от безнаказанности элиты состоит в том, что, оставаясь бессменными в силу британской традиции, они ставят во главу угла исключительно пиар-эффект от своих действий. При полном контроле за средствами массовой информации со стороны верхушки системная работа на благо страны и подданных Её (Его) Величества всё же остаётся добровольной опцией для правительства. Поэтому ждать от Лиз Трасс стратегического выбора в решении проблем энергетики, урегулирования отношений с ЕС, реформы финансовой сферы и здравоохранения, подъёма занятости не приходится. Лиз Трасс пришла к власти под популистскими лозунгами и будет их продвигать.
Путь наверх усеян преданными идеалами
К тому же Трасс с младых ногтей меняла взгляды как перчатки в детские годы в Лидсе (Йоркшир), её родители - медсестра и профессор математики - придерживались левых политических убеждений («левее лейбористов»). Они участвовали в протестах против Маргарет Тэтчер. Когда Лиз подросла, они даже вовлекли невинную дочь в кампанию за ядерное разоружение. Это сейчас она готова давить на «ядерную кнопку», тогда она считала это - армагеддоном и ужасным концом человечества. А ещё Лиз смешно подражает именно «железной леди» Маргарет Тэтчер, катаясь на танке в Эстонии или гуляя по Красной площади в шубе и ушанке.
Окончив успешно государственную школу в Лидсе, она продолжила своё обучение в более престижном Мертон-колледже Оксфордского университета, где тут же возглавила отделение Либерально-демократической партии. В то время она придерживалась выраженно республиканских взглядов, что видно из её антимонархической речи на партконференции в 1994 году. Это был период, когда она засветилась среди борцов за легализацию каннабиса и энтузиастов отмены монархии.
«Мы не думаем, что хоть какой-то человек должен становиться королём по рождению», - уверяла тогда Лиз. Только борьба против британских устоев не приближает к высшим уровням власти.
Приняв эту аксиому, Трасс решила завязать с революционностью и сменить вектор роста. Тогда же, видимо, она окончательно перестала зваться «Мэри». Несмотря на то, что это её первое имя, Трасс признавалась, что ненавидит, когда её так называют, и предпочла своё второе имя «Элизабет». Всё ближе к королеве. В 1996 году вступила в Консервативную партию, за что её проклял папаша. В 1998-2000 годах она возглавила Консервативную ассоциацию округа Луишем Дептфорд в Лондоне. С 2001 году Трасс тупо штурмует Палату общин, предпринимая неудачные попытки избрания в разных округах. Только через девять лет, в 2010 году, Лиз получит заветный депутатский мандат в избирательном округе Юго-Западный Норфолк.
Премьер-министр Лиз Трасс в частной жизни, несмотря на членство в Консервативной партии, не страдает аристократическими пристрастиями в еде, типа редких шато кларета, дорогого Macallan, устриц и икры. Она обожает фастфуд, но негативно относится к майонезу, из алкоголя предпочитает вообще вино и виски. В интервью Трасс обозначила, что для снятия стресса печёт булочки с корицей, это похоже на завоевание симпатий домохозяек.
В личной жизни Трасс далеко не так идеальна: карьера требует жертв. У неё были связи на стороне, хотя она подаёт себя, как «мать семейства в политике». В 2000 году Элизабет Трасс вышла замуж за финансового директора Хью О'Лири, и за этот период родила две дочери, Фрэнсис и Либерти. В прессу просочились детали: в июне 2005 года завершился длившийся 18 месяцев служебный роман Элизабет Трасс с её политическим гуру, депутатом Марком Филдом. При этом брак Филда развалился, а вот Трасс сохранила семью, уговорив законного мужа, что именно он является отцом старшей дочери. Про министерский период Лиз детали появятся позже.
Хочу быть «владычицей морскою»
В 2014 года Дэвид Кэмерон назначил Элизабет Трасс на первую должность министра окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства. Она, кстати, стала самой молодой женщиной-министром Великобритании за всю историю. Тогда она боролась за «зелёный переход» и отказ от углеводородов в Европе. Сейчас в роли премьера она готова разрешить убийственный для экологии островного государства фрекинг-метод извлечения нефти и газа из почвы путём гидроразрыва пласта. В 2019-м тори трясли с парламентской трибуны научным докладом, из которого следовало, что ГРП является основной причиной нарастающего количества землетрясений малой и средней магнитуды на Британских островах.
14 июля 2016 года она назначена министром юстиции и лордом-канцлером в первом кабинете Терезы Мэй, став первой в истории женщиной на этой должности. Интригуя на всех фронтах, она вовремя отходит от впавшей в немилость парламента Мэй и спокойно перебирается в кабинет Бориса Джонсона, приняв должность министра внешней торговли, а затем взлетев до главы Форин-офиса.
Иллюстрацией к волатильности её убеждений стала позиция по Brexit. В 2016 году при подготовке к референдуму о членстве Великобритании в Евросоюзе Лиз Трасс выступала против выхода, упирая на тяжёлейшие экономические последствия. В кабмине сменила точку зрения на прямо противоположную, объясняя перемену хорошим состоянием британской экономики, что было чистым блефом.
Эклектичность мировоззрения и эластичность убеждений в Британии способствуют карьере. 15 сентября 2021 года Лиз Трасс осуществляет карьерный скачок, заняв кресло министра иностранных дел Великобритании во втором правительстве Джонсона. Слабые знания международных отношений не мешают Лиз, следуя западному мейнстриму, патриотично ненавидеть Россию и безапелляционно отстаивать «западные ценности», как она их по-обывательски понимает. В ходе миграционного кризиса 2021 года на границе Белоруссии с Польшей она сходу заявила об ответственности президента Путина за искусственно созданную гуманитарную катастрофу и требовала его вмешательства для разрешения ситуации.
Малолетка-бум-бум, и премьерша дура-дурой?
К дипломатической некомпетентности у Трасс добавляется историческое невежество, которым она норовит «блеснуть» при случае. Находясь в поездке по Австралии, 21 января 2022 года глава Форин-офиса выступила с речью в аналитическом центре Lowy Institute, заявив, что украинский народ окажет мужественное сопротивление в случае российской агрессии, и что Украина в прошлом уже видела вторжения - «от монголов до татар». Даже если выпускница Оксфорда не знает, что в средневековье никакой Украины и украинцев ещё не существовало, разделить «татаро-монгольское нашествие» на два раздельных события - её личная находка.
Географический вакуум в оксфордских знаниях никогда не мешал Лиз в роли шефа английской дипломатии проявлять непримиримость ко всему непонятному для неё на мировой арене.
Так, в феврале 2022 года, будучи в Москве, Трасс потребовала на переговорах с Сергеем Лавровым отвести российские войска от украинской границы. Когда Лавров спросил, признаёт ли Великобритания российский суверенитет над Ростовской и Воронежской областями, гордая Лиз заявила, что её страна «никогда не признает суверенитета России над этими регионами». Позднее в интервью СМИ она призналась, что по незнанию сочла названные ей министром территории украинскими, и подтвердила, что Великобритания (слава богу!) не оспаривает российский суверенитет над ними. Уф, пронесло!
В тот же период Трасс обвинит Россию в подготовке госпереворота на Украине с целью привести к власти, якобы, пророссийского политика Евгения Мураева. Изумлённый депутат Рады, не имеющий связей с русским миром кроме фамилии, в комментарии для британского The Observer пояснил, что находится под российскими санкциями и даже принадлежащие его отцу активы в России конфискованы. Это Лиз никак не смутило, она исходит из того, что её аудитория знает ещё меньше, чем она. Для Трасс важно помнить главное. В выступлении от 27 апреля 2022 г. она призвала к наращиванию военной помощи Украине и экономической изоляции России: «Война на Украине - это наша общая война… поскольку победа Украины - это стратегический императив для всех нас». Зачем это её соотечественникам, лучше не знать.
Что ждать от смены блондина на блондинку
И вот, наконец, в сентябре этого года карьера блондинки достигла апогея: она стала третьей женщиной на посту премьер-министра страны после Терезы Мэй и Маргарет Тэтчер. Все три - консервативные львицы. Хотя Лиз больше пока похожа на закалённую дворовую кошку, шипящую на незнакомцев. Аналитики Bloomberg сразу предрекли Британии катастрофу при новом премьере страны.
По расчётам Макса Хастингса, Великобритания рискует не справиться с чередой сложных кризисов при правлении Лиз Трасс. Более того, некогда могучая империя рискует оказаться посмешищем для мира даже после клоуна Бориса Джонсона. Характерен коммент из китайской блогосферы: «Чернокнижник ушёл, и на смену ему пришла ведьма».
По оценке эксперта, Соединённому Королевству грозит катастрофа из-за ухода королевы Елизаветы II, украинского конфликта, роста цен на энергоносители, высокой инфляции и рецессии в сочетании… со слабыми лидерскими качествами Трасс. Хастингс прямо указал на завышенную самооценку и непрофессионализм Лиз. Он сослался на высокопоставленного источника в ВС Британии, сообщившего, что в бытность главой британского МИД, Лиз Трасс настояла, чтобы в рабочей поездке её сопровождали личные советники и доверенные СМИ, а не эксперты министерства. Но то был первый звонок. Теперь методы Трампа у неё в ходу.
Трасс, едва заняв должность премьер-министра Великобритании, объявила о введении строгого дресс-кода в своём офисе на Даунинг-стрит, - сообщила Telegraph. «Новый премьер-министр надеется, что элегантная одежда на Даунинг-стрит станет освежающим контрастом в сравнении с повседневной одеждой и вечеринками при Борисе Джонсоне», - звучит сообщение её секретариата. Лиз сама подсидела буйного Бориса и не потерпит анархии снизу. «Галстуки возвращаются», и в этом в её аппарате увидели чёткий сигнал: единообразие и единомыслие!
Кто будет теперь управлять Британией из кабинета Трасс
Влиятельная The Guardian проанализировала первые шаги нового премьер-министра на предмет эффективности управления госаппаратом. Первое, чем занялась глава кабинета - она избавляется от наиболее компетентных высших чиновников правительства, которые были с ней в чём-то не согласны. Как сказал Жванецкий: «Что хочется больше всего, поднявшись наверх? Плюнуть вниз!»
Началом кадровых перестановок стало «безапелляционное» изгнание постоянного секретаря казначейства Тома Шолара, который был ключевой фигурой в Минфине с 2016 года и провёл его через бурную эпоху, охватывающую Brexit и пандемию, спасая госфинансы, чтобы… пасть жертвой лозунгов Трасс. Премьер не знает, что главная задача госслужащих - сначала «давать независимые советы», «а затем подчиняться». Трасс уволила таких чиновников, как Шолар и советник по национальной безопасности Стивен Лавгроув, «не за то, что они были не правы, а из опасения, что они могут быть правы». Дама не терпит возражений, даже когда неправа. Поэтому многие министры Джонсона соскочили с кресел, как Прити Паттел, едва услышав о победе Лиз. Ждать от мстительной выскочки справедливости не приходится.
Лиз Трасс сделала блестящую, а по чопорным британским меркам, невероятную карьеру, поднявшись с низов Консервативной партии до высшего государственного уровня. При этом все тори хорошо помнят, что, несмотря на новые веяния, Лиз Трасс - вовсе не из потомственной аристократии и финансовой элиты, а из среды левых разночинцев. Но мадам явно руководствуется циничной формулой: «Вышли мы все из народа и больше туда не пойдём!».
Трасс сама знает о своём гандикапе и готова надолго утвердиться в своём новом «полукоролевском» амплуа любой ценой. Даже если для этого ей придётся обострять международную ситуацию, делая ставку на то, что «лошадей на переправе не меняют».
Отношения с Россией после ухода Бориса и прихода Лиз Трасс не изменятся - то есть в лучшем случае останутся просто плохими. Ещё будучи во главе МИД Трасс грозила Москве всеми карами небесными. Новым главой Форин-офиса стал бывший министр образования Джеймс Клеверли, министр обороны Бен Уоллес сохранил свой пост в кабмине. Премьер-министр назначила бывшего посла в России и на Украине Тима Бэрроу советником по национальной безопасности. «Сэр Тим Бэрроу обладает огромным опытом защиты интересов и безопасности британского народа во всём мире, включая работу над реакцией Великобритании на действия Путина на Украине», - приводит канцелярия премьер-министра слова Трасс. Объятия британского льва с русским медведем тёплыми быть не обещают.