Блеск и нищета украинской военно-политической стратегии
Полгода активных боевых действий, и огромные потери не сокрушили украинскую армию. Наиболее пессимистичную оценку сроков завершения боевых действий на Украине я услышал от венгерского премьера Орбана, который считает, что они могут продлиться до 2030 года. Более реалистичные оценки, звучащие от западных аналитиков, ограничивают возможность украинского сопротивления 2025 годом. С моей точки зрения, даже этот срок завышен, и ситуация должна разрешиться в 2023, максимум в 2024 году.
Внешний фактор
Что же позволяет Украине так долго сопротивляться, без преувеличения первой армии мира? Именно первой, поскольку сирийский кризис был для американцев куда важнее украинского (контроль над Сирией обеспечивал контроль над Ближним Востоком - сердцем мировой торговли). Тем не менее, Сирию американцы проиграли России всухую, при том, что Москва испытывала огромные логистические трудности, а США имели возможность развёртывать на месте практически любое количество военнослужащих и техники.
Чего пытается Киев добиться своим сопротивлением? В чём заключается военно-политическая стратегия Украины? Не просто же так они гонят на убой сотни тысяч человек и уничтожают под корень экономику страны. Помимо личных корыстных интересов (наживы от войны) у них должна быть какая-то позитивная программа, увлекающая эти самые сотни тысяч потенциальных жертв войны, которые вряд ли бы пошли на смерть только ради наживы Зеленского и его окружения.
Внешний каркас украинской стратегии понятен и не раз описан. Он состоит из желания украинской власти как можно дольше зарабатывать на войне и желания США навязать России длительную войну на истощение на территории третьей страны, без прямого участия самих США. В рамках этой схемы от Украины требуется гнать на фронт пушечное мясо, поддерживая численность ВСУ на уровне в четыре-пять раз превышающем численность задействованных в операции ВС РФ. Запад, во главе с США, берёт на себя содержание украинского государства (собственная экономика Украины убита, а налоги покрывают не более четверти расходов бюджета), а также обеспечение ВСУ вооружением и техникой, обучение и оснащение резервов, предоставление разведывательной информации. В сумме боеспособность ВСУ поддерживается на уровне, достаточном для того, чтобы резко замедлить продвижение российской армии и придать боевым действиям затяжной характер.
С точки зрения американской стратегии, этого достаточно. Россия на 2-3 года увязла на Украине, и США имеют относительную свободу рук для решения своих проблем в иных точках планеты. Пока что они пользуются этой свободой крайне неудачно, но рассчитывают постепенно выправить ситуацию. При этом понятно, что как бы ни напрягалась Украина, рано или поздно её пушечное мясо закончится и Киеву придётся капитулировать.
Надежды украинцев питают
Где же спрятан потенциальный позитивный результат украинской стратегии, если военное поражение является её неизбежным результатом?
Следует отметить, что не все на Украине считают военное поражение неизбежным. Более-менее адекватно ситуацию оценивают профессиональные военные. В то же время значительная часть политиков и большая часть населения, вдохновлённая успешным полугодичным сопротивлением, считают реальным добиться при поддержке Запада военного истощения России и продиктовать Москве свои условия мира.
Над этими надеждами можно было бы смеяться (многие смеются), если бы благодаря им Зеленскому не удалось консолидировать украинское общество вокруг идеи защиты суверенитета и восстановления территориальной целостности.
Те сотни тысяч мобилизованных, которые вместо того, чтобы просто сдаться, удобряют своими телами украинские чернозёмы, заодно заставляя топтаться на одном месте российскую армию, идут на убой именно благодаря внушённой им вере в победу. То есть, чем больше украинское общество верит в победу, тем больше пушечного мяса оно готово отправить на фронт. Массы же мобилизованных, тормозя развитие операций ВС РФ, создают новые поводы для веры в победу: порочный круг замыкается.
Однако, как я уже отметил выше, эта иррациональная (низовая) вера в победу лишь создаёт условия для реализации циничной стратегии украинской правящей верхушки, самостоятельной стратегией не являясь. Залужный и более-менее адекватные украинские генералы способны сами понять, что Россия не может себе позволить проиграть украинскую кампанию. При этом ресурсы Москвы, по сравнению со всем, что может привлечь (даже с помощью Запада) Украина, практически безграничны. В критической ситуации Россия технически способна стереть Украину в пыль, со всем её населением и остатками населённых пунктов, даже не прибегая к использованию оружия массового поражения.
Зеленскому же и его окружению информацию о том, что ликвидация всякой возможности к сопротивлению ВСУ - дело времени, а не принципа, и что в самом долгом варианте ВС РФ справятся с этой задачей года за два, а в быстром могут и за полгода успеть, уже довели если не Залужный со своим генералитетом, то американцы с англичанами. Не потому, что они его очень любят, просто верховный главнокомандующий должен здраво оценивать как общую обстановку, так и стоящие перед ним задачи.
Стратегия геноцида
Стратегия, которую на Украине реализуют американцы в полном согласии с военно-политической верхушкой Киева, является стратегией геноцида, этнических чисток и уничтожения экономических и инфраструктурных возможностей для проживания более чем десяти-пятнадцати миллионов населения на всей территории Украины, за исключением Крыма, Донбасса и уже освобождённых регионов. Впрочем, население освобождённых областей, а также ДНР/ЛНР Киев и его союзники также стараются максимально сократить.
Зачем американцам уничтожать население и экономику страны, которая проявила желание и готовность сражаться с Россией за американские интересы, невзирая на любые потери? В России многие считают, что США будут пытаться сохранить Украину в качестве противовеса России.
Как я уже отметил выше, Украина не в состоянии вести с Россией войну за свой счёт. У неё нет для этого ни соответствующих финансовых, ни экономических возможностей. Содержание украинского государства и поддержание боеспособности его армии стоит достаточно дорого. Если учесть, что ¾ выделяемых денег остаются в выделивших странах, то (считая лишь уходящее на Украину) в сопоставимую сумму Западу обходилось «польское экономическое чудо». При этом Польша обладала и обладает работающей экономикой и дееспособной государственностью, а на Украине экономика, инфраструктура и даже сами государственные институты требуют восстановления, иначе государство является нежизнеспособным.
Поэтому США готовы финансировать военный кризис на Украине лишь до тех пор, пока не будут достигнуты их стратегические цели. Затем Вашингтон собирается умыть руки, оставив разбираться с руинами Украины Россию и Европу. Цель проста: разгромленная, уничтоженная, капитулировавшая Украина должна создавать России те же, или большие, проблемы, что создаёт Украина воюющая.
Перманентная мобилизация, в результате которой скоро на фронт пойдут женщины - главный механизм данной стратегии. Насыщение фронта не готовым сдаваться пушечным мясом, заставляет Россию как перемалывать всё новые призывные контингенты, так и стирать в пыль их опорные пункты, преимущественно создаваемые в жилой застройке. Результат - массовая гибель на фронте мужчин способного к деторождению возраста. Скоро к ним присоединится достаточно большое количество молодых женщин. Уже сейчас легко прогнозируется демографическая яма на большей части украинских территорий.
Продвигающийся фронт оставляет за собой пустыню. По тем же населённым пунктам, которые ВС РФ удаётся взять без сопротивления, сохранив их в целости, ВСУ начинают методично вести ракетный и артиллерийский огонь, направленный прежде всего на уничтожение критической инфраструктуры (электростанции, водоканалы, крупные производственные мощности и т.д.). Значительная часть уцелевшего населения лишается работы и вынужденно перемещается (кто в Россию, кто в Европу). ДНР/ЛНР потеряли до половины предвоенного населения. Можно предположить, что освобождённые территории Херсонской и Запорожской областей, если противник не будет в самом скором времени отброшен от их границ (а пока что нет никаких намёков на возможность подобного), также в скором времени лишатся до трети своего населения, которое просто переместится в Россию в поисках работы и безопасности.
В итоге США и киевский режим рассчитывают получить к тому моменту, как ВСУ утратят способность сопротивляться, от полумиллиона до миллиона убитых граждан Украины, при сопоставимом количестве раненых и искалеченных, примерно десять миллионов беженцев во всех (Россия и Европа) направлениях, полностью уничтоженную экономику, в значительной степени разрушенный жилищный фонд и уничтоженную критическую инфраструктуру.
Украина должна стать неприспособленной для жилья территорией с редким и озлобленным населением. При этом западные области должны пострадать меньше, так как их боевые действия затронут в последнюю очередь. Поскольку же восточноевропейские элиты активно обсуждают возможность раздела Украины с присоединением западноукраинских территорий к Польше, Румынии, Венгрии, военные действия могут их и вовсе практически не коснуться.
Печальные перспективы
Итак, в тот момент, когда станет ясно, что ВСУ больше не могут держать фронт, Запад, скорее всего, сделает попытку заключить мир, на условии уступки России части украинских территорий. В Вашингтоне и Лондоне уже сейчас эксперты говорят о том, что Россия не вытянет восстановление всей Украины, поэтому она удовлетворится присоединением близкой ей этнически и исторически Новороссии, оставив Малороссию вариться в собственном соку.
Задачу минимально необходимого восстановления украинской экономики США возложат на своих восточноевропейских союзников (в обмен на западноукраинские земли), а также на вечно страдающую из-за собственной неадекватности Германию. В ходе мирных переговоров с Россией они тоже попытаются стрясти какие-нибудь гуманитарные обещания в обмен на признание присоединяемых территорий. Но даже если не получится, задача не заключается в том, чтобы сделать из Малороссии райский сад. Наоборот, здесь должна быть нищая территория, население которой будет жить легендами о том, как оно славно отстояло в неравной битве свою независимость и как оно богато жило раньше пока «москали всё не разрушили».
Это вечный враг, которого даже не надо будет натравливать на Россию. Он сам будет искать способ хоть как-нибудь Москве нагадить.
Вариант с присоединением Малороссии лишь увеличивает нагрузку на российский бюджет и количество нелояльного (откровенно враждебного) населения в границах России. Легенды о «великой борьбе за свободу» будут передаваться в семьях. Причём погибшие или хотя бы просто воевавшие будут практически в каждой семье. Западную Украину американцы и в этом случае попытаются передать своим восточноевропейским вассалам. По правде говоря, России будет на эти территории крайне трудно претендовать (русских там почти нет, а поляки, венгры, румыны есть, да и собственное российское население в большинстве своём не видит смысла в присоединении бандеровских регионов).
А дальше и Запад, и сами украинцы будут сопоставлять уцелевшую зажиточную Западную Украину в составе ЕС и разрушенную, отошедшую к России, Украину Восточную. Сопротивление назовут всенародным, гибель людей на фронте геноцидом, эмиграцию этническими чистками.
Добрый десяток миллионов осевших в Европе украинцев будет поддерживать эту легенду. В любом из вариантов реализации данная стратегия создаёт России на годы финансово-экономическую и военно-политическую напряжённости на присоединённых территориях, а американцев обеспечивает перспективной легендой о вопиющей российской жестокости, которая не даст нормально восстановить российско-европейские отношения.
США, будучи не в силах вести за собой ни Европу, ни Украину, делают ставку на то, чтобы Россия не смогла усилиться не только европейским, но даже всего лишь украинским потенциалом. Поэтому они стремятся максимально сократить население регионов, которые потенциально могут отойти России, максимально уничтожить экономику и критическую инфраструктуру, отделить русских от украинцев реками крови, пролитой в междоусобной войне.
Украинские националисты в данном вопросе являются их первыми помощниками. Уже в середине 90-х, осознав, что вытравить из граждан Украины русскость не так-то и просто, они мечтали о войне с Россией, заявляя, что настоящей независимости без войны не бывает. Они надеялись именно на кровь, которая окончательно разделит один народ на две нации. Им всё равно, сколько от Украины останется людей и территорий, для них важно, чтобы это была «украинская», то есть русофобская Украина.
В общем, Зеленский готов работать президентом Украины и «героем войны» в изгнании, бандеровцы надеются, что им в конечном итоге хотя бы пара областей в качестве их «украинской» Украины останется, американцам же и вовсе всё равно, как там эту территорию разделят, главное, чтобы у России проблемы не заканчивались.
Конечно, все они не прочь были бы победить, но раз победа невозможна, то и поражение сойдёт. Главное обеспечить побольше жертв и разрушений, а с этим они справляются.