Снова время гудит: БАМ!
Как сообщается в открытых источниках информации, в правительстве России сейчас рассматривается возможность увеличения численности железнодорожных войск. Это вызвано необходимостью ускорения работ по расширению пропускной способности на БАМе и Транссибе, а также для восстановления железнодорожных магистралей и инфраструктуры в Донбассе и на освобождённых территориях Украины. Утверждается, что вне численности Вооружённых сил Российской Федерации могут быть созданы два новых войсковых корпуса.
Стратегическая необходимость
…В клубе болельщиков впервые проходившего на Армейских международных играх конкурса железнодорожных войск «Стальная магистраль» в подмосковном Конгрессно-выставочном парке «Патриот» было немноголюдно.
- Конечно, у десантников и танкистов экспонаты более зрелищные и соревнования выглядят эффектнее, - рассказал еженедельнику «Звезда» капитан Эдуард Мазитов. - Но даже сейчас, в период проведения специальной военной операции на Украине, путеукладчик для укладки рельсошпальной решётки не менее важен для нашей армии и всей нашей страны, чем основной боевой танк. Военные железнодорожники, наряду с военнослужащими других видов и родов войск, участвуют в спецоперации, но главное наше «наступление» сейчас идёт на Дальнем Востоке.
Капитан желдорвойск прав. После введения коллективным Западом «адских» санкций и возведения в Европе нового «железного занавеса» (спасибо польским, финским и прибалтийским «партнёрам»!) Россия оперативно переориентирует логистику своих экспортных поставок на восточное направление. Вопрос стратегический, поэтому, вопреки пословице, запрягали недолго и сразу поехали быстро.
К примеру, всего за несколько месяцев оборот наших дальневосточных портов вырос на 46 процентов. Мог бы и больше, но пропускная способность БАМа и Транссиба уже использована полностью.
«Мы не можем протолкнуть десятки миллионов тонн грузов», - отметил недавно глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. Транспортной инфраструктуры не хватает для экспортных поставок за рубеж угля, продовольствия и других производимых в стране и приносящих ей прибыль товаров, а в обратную сторону невозможно доставить импортные грузы.
Задачу расширения восточного транспортного коридора, скорейшего введения в эксплуатацию второй ветки Байкало-Амурской железнодорожной магистрали на самом сложном для строительства участке сейчас решают военные железнодорожники.
Во всём важна сноровка, а также подготовка
Учитывая дефицит трудовых ресурсов и производственных мощностей строительных организаций на отдалённых территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, значительные объёмы работ и сжатые сроки их реализации, задачи по выполнению отдельных работ по строительству, ремонту железнодорожных путей и искусственных сооружений могут быть выполнены только железнодорожными войсками.
Так было, есть и будет: где наиболее трудно, туда и посылают военных. Летом прошлого года рекогносцировку на маршруте прокладки второго пути БАМа в Приамурье провёл лично заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков. «Наши железнодорожные войска первыми зашли на строительство второй ветки БАМа протяжённостью 340 километров. Это самый плохой участок, который есть на БАМе, самый сложнейший - по топям и болотам. Ни одной дороги рядом нет», - оценил тогда фронт работ замглавы военного ведомства. Но приказ есть приказ, а к трудностям солдатам и офицерам наших железнодорожных войск не привыкать.
Военнослужащие Министерства обороны работают на участке Улак - Февральск. Их задача построить там 19 объектов, в том числе девять разъездов, девять двухпутных вставок и один главный второй путь - в восьми метрах от первого без прекращения движения на основном пути. Но первым делом надо было провести необходимые подготовительные работы - очистку полосы отвода, подготовку притрассовых дорог и карьеров. С этого и начали.
Летом прошлого года при строительстве автомобильных дорог для обеспечения основных работ по строительству и реконструкции Байкало-Амурской магистрали отличились военнослужащие железнодорожного соединения Восточного военного округа (ВВО). Отсыпка автодороги-дублёра БАМа производилась скальным грунтом, обеспечивающим более высокую нагрузочную способность дорожного полотна. Во время выполнения основного этапа строительства по этой дороге будет осуществляться доставка грунтов для отсыпки нового полотна и перевозка строительных материалов. Дорога должна была иметь ширину около восьми метров и обеспечивать двухстороннее движение строительной техники. Применив для выполнения работ тяжёлые самосвалы, экскаваторы и бульдозеры, военные железнодорожники добыли из карьеров, перевезли и спланировали более 20 000 кубических метров скального грунта. Более 7,5 км автодороги были построены досрочно. Сейчас в Амурской области военнослужащие железнодорожных соединений ВВО оборудовали уже более 110 километров притрассовых автомобильных дорог.
Цифры
5 миллионов кубических метров земляных работ составляет плановый объём деятельности желдорвойск по порученному участку строительства БАМа-2;
48 мостов и водопропускных труб построят солдаты в тайге;
110 километров нового железнодорожного пути предстоит уложить военнослужащим;
111 комплектов стрелочных переводов появится на новой ветке пути между Улаком и Февральском.
Школа жизни - тайга
В начале 2022 года на участке строительства второй ветки Байкало-Амурской магистрали прошли войсковую стажировку несколько десятков пятикурсников во главе с преподавательским составом Военного института железнодорожных войск и военных сообщений (ВИ ЖДВ и ВОСО). Для курсантов, а также преподавателей училища стройка стала полигоном для отработки практических навыков и умений. Как это было и у их предшественников на службе полвека назад, когда с середины 1970-х до середины 1980-х годов будущие офицеры постигали основы воинской профессии в дальневосточной тайге при строительстве железнодорожными войсками первой ветки БАМа.
Продолжительность стажировки курсантов составила один месяц. Она была организована так, чтобы каждый из них смог получить практический опыт работ на объектах БАМа, будь это карьер, железнодорожная насыпь или парк специальной техники. Вслед за курсантами практику на участках строительства БАМа железнодорожными войсками стали проходить и студенты профильных высших учебных заведений России. Этим летом приобретение навыков работы по строительству железной дороги на действующем участке без остановки движения получили по 150 студентов из Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС) и Российского университета транспорта (МИИТ) из Москвы, а также около ста будущих специалистов-транспортников из Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС) из города Хабаровска.
«Это подспорье нам и хорошая школа жизни для самих молодых людей, - приводит пресс-служба Восточного военного округа слова командующего группировкой железнодорожных войск на БАМе полковника Сергея Гришкана. - После стажировки на реальном строительстве курсанты и студенты начинают чётко и ясно представлять свою будущую профессию.
Быт
Военнослужащие железнодорожных войск в зоне работ по строительству второй ветки БАМа размещены в современных блочно-модульных городках, где есть все необходимые системы жизнеобеспечения: электроснабжение, автономное отопление, санузел, водоснабжение, водоотведение. Комфортабельные места проживания укомплектованы мебелью и бытовой техникой.
Военная техника в условиях сверхнизких зимних температур обслуживается на специальных тёплых стоянках - тенто-мобильных устройствах.
Из одного металла льют…
Исторически военные железнодорожники награждались и за подвиги в боевой обстановке, и за мирный труд. Более 40 000 военнослужащих железнодорожных войск были удостоены государственных наград в годы Великой Отечественной войны, 27 из них стали Героями Советского Союза и Социалистического труда. Боевые ордена были вручены целым соединениям и воинским частям, многие из них удостоились почётных наименований. Важнейшим этапом в истории этих войск стало их масштабное участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали.
В период с 1974 по 1989 год личным составом желдорвойск было уложено на БАМе около 1,5 тыс. км главного пути, выполнено 220 млн кубометров земляных работ, построено 1227 мостов и искусственных сооружений.
Традиции продолжаются и сегодня. В августе 2022 года награды за отвагу и самоотверженность, проявленные в ходе специальной военной операции, получили военнослужащие желдорвойск Центрального военного округа (ЦВО). Медали «За боевые отличия» и «За воинскую доблесть» вручил воинам начальник управления железнодорожных войск ЦВО генерал-майор Олег Брагин. «Сегодня все офицеры, прапорщики, солдаты и сержанты, которые выполняют задачу, достойны тех традиций, которые исторически были заложены в наших войсках, - отметил генерал-майор. - Всех награждённых поздравляю, желаю крепкого здоровья, выполнения в установленные сроки тех задач, которые ставятся перед нами, и чтобы все вернулись живыми и здоровыми».
29 августа 2022 года президент России Владимир Путин подписал указ об учреждении юбилейной медали «50 лет Байкало-Амурской магистрали». На лицевой стороне изображён локомотив, следующий по полукруглому мосту с железнодорожным составом на фоне гор и тайги. В верхней части награды по окружности расположена надпись рельефными буквами: «50 лет Байкало-Амурской магистрали». Юбилейная медаль предназначена для награждения участников строительства, реконструкции, развития и обслуживания Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и объектов её инфраструктуры. Такую награду смогут получить и военнослужащие Вооружённых сил России.
С опережением на год
Сейчас строительство второго пути БАМа на участке Улак - Февральск продолжается полным ходом. В работах принимает участие около 1800 военнослужащих железнодорожных войск из всех военных округов, задействовано порядка 1000 единиц техники различного назначения.
К примеру, военнослужащие Восточного военного округа уже завершают основные земляные работы на ряде объектов. На участке двухпутной вставки Огорон - Молдавский они заложили в тело железнодорожной насыпи более 380 000 кубических метров скального грунта, что составляет 90 процентов от планируемых объёмов земляных работ.
Стоит отметить, что земляные работы - это самый трудоёмкий процесс. Сейчас военные железнодорожники ВВО возводят насыпи и обустраивают водоотводные канавы. Для этого из карьера, расположенного в районе посёлка Огорон, в час добывается свыше 300 кубических метров скального грунта. По произведённым геодезическим расчётам, общий объём, который планируется добыть из него, составляет более одного миллиона кубометров скальника. Уже добыто и вывезено из карьера свыше 750 000 кубометров породы.
Такие работы выполняют с помощью штатной техники железнодорожных войск - современных тяжёлых колёсных и гусеничных машин, в том числе карьерных сочленённых самосвалов, экскаваторов, бульдозеров, автогрейдеров, катков и техники, оборудованной гидромолотами. Также на участке строительства БАМ-2 в Амурской области заработал специальный поезд желдорвойск ВВО. Этот состав включает в себя два маневровых тепловоза марки ТЭМ18ДМ и ТЭМ2У, шесть думпкарных вертушек (грузовых вагонов с устройством для механизированной разгрузки сыпучих и кусковых грузов), которые вмещают 36 кубических метров скального грунта, и вагон сопровождения. Всего лишь один рейс специального поезда замещает около двух десятков рейсов самосвалов. Это значительно ускоряет земляные работы на участке строительства БАМ-2 Улак - Верхнезейск. За одни сутки состав способен выполнить до трёх рейсов.
Как и в прошлом году, в 2022-м все работы военные железнодорожники выполняют быстрее установленных графиков. На всём протяжении трассы между Улаком и Февральском создан хороший задел для выполнения комплекса основных работ. По плану военнослужащим железнодорожных войск предстоит сдать в 2022 году 10 объектов масштабной стройки, при этом отсыпать в тело железнодорожной насыпи порядка 1,9 миллиона кубометров скального грунта. Заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков ранее сообщил, что реконструкция БАМа продолжается, несмотря на проведение специальной военной операции на Украине, и завершится с опережением на год. Значит, так и будет!