Американские авианосцы подбираются к Ирану
На следующий день после нападения ХАМАС на Израиль, 8 октября 2023 года, министр обороны США Ллойд Остин направил в Восточное Средиземноморье ударную группировку в составе авианосца «Джеральд Р. Форд», крейсера «Нормандия» и эсминцев «Рэймидж», «Карни», «Рузвельт» и «Томас Хаднер». Что представляет из себя этот авианосный «кулак»?
Атомный двухреакторный авианосец «Джеральд Р. Форд» считается самым дорогим и самым большим военным кораблём в мире - 13 миллиардов долларов и 100 тысяч тонн водоизмещением. Авианосная группировка на борту «Форда» включает до 90 самолётов и вертолётов различной конфигурации. Ударная группировка - это в среднем 30 самолётов.
Крейсер «Нормандия» типа «Тикондерога» построен в 1987-1989 годах. Водоизмещение 9800 тонн, скорость 32 узла. Основное ударное вооружение «Нормандии», как и четырёх эсминцев ордера типа «Арли-Бёрк», - универсальные установки вертикального пуска, которые могут быть оснащены зенитными ракетами «Стандарт», противокорабельными ракетами «Асрок», а главное, - крылатыми ракетами «Томагавк». Разница между крейсером и эсминцами в числе пусковых установок: 122 и около 100.
Примечательно, что «Нормандия» официально считается рекордсменом по числу боевых пусков «Томагавков», в том числе по Ирану и Югославии.
Но Вашингтону, по всей видимости, этого мало. 11 октября представитель Белого дома Джон Кирби заявил, что между 16 и 19 октября к берегам Израиля отправится второе авианосное соединение во главе с авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр». И тут же возникает вопрос на засыпку: зачем США сразу две авианосные ударные группы в Восточном Средиземноморье, где, условно говоря, не развернуться?
Самое тривиальное объяснение: для проявления солидарности с Израилем и предупреждения вмешательства в конфликт третьих стран и различных экзотических движений разного толка? И кто ещё может вмешаться в палестино-израильский конфликт? Вопрос не такой уж праздный, если учесть, что на ливанской и сирийской границах Израиля уже отмечены перестрелки, пока что малой интенсивности.
Первая среди возможных кандидатов - организация «Хезболла», которая, как известно, не подчиняется правительству Ливана и действует на свой страх и риск. Но для борьбы с «Хезболлой» у Армии обороны Израиля вполне достаточно сил и средств - как для нанесения авиационных ударов, так и для наземной операции, если дойдёт дело, в самом Ливане. Так что для ударов по Ливану большой нужды в американских самолётах и «Томагавках» нет.
Куда сложнее ситуация в Сирии. Как известно, проиранские группировки, включая ту же «Хезболлу», не подчиняются правительству Асада. И поскольку дипломатия в этом случае малоэффективна, израильская авиация, начиная с 30 января 2013 года, регулярно наносит удары по объектам «Хэзболлы» в Сирии.
Справка
Так, 1 января 2023 года израильские ВВС ударили по международному аэропорту Дамаска; 18 февраля - по самому Дамаску; 7 марта - по аэропорту Алеппо… Уже 1 октября 2023 года под ударом снова оказался Дамаск, а 3 октября - провинция Дейр-эз-Зор на востоке Сирии, которую контролируют курдские формирования «Сирийских демократических сил» (SDF), пользующиеся поддержкой США.
Причём это весьма своеобразная «война». По утверждению западных СМИ, Израиль будто бы обязательно предупреждает о налётах российский контингент в Сирии. Соответственно, российские ПВО не препятствуют действиям израильской авиации. По крайней мере, активно. А что будет, если дело дойдёт до того, что израильская авиация вместо точечных ударов с периодичностью три-четыре раза в месяц начнёт под предлогом борьбы с «Хезболлой» массированные бомбардировки Сирии? Будет ли тогда российская ПВО задействована на полную мощь?..
Такие «сюжеты» свидетельствуют о том, насколько серьёзна обстановка в зоне израильско-палестинского конфликта и вокруг него. Но вряд ли США пригнали столько боевых кораблей в Восточное Средиземноморье только для того, чтобы нарастить боевые возможности израильских ВВС. Единственной реальной целью для американских авианосных соединений является, конечно же, Иран.
В Тель-Авиве утверждают, будто именно Иран помогал палестинскому движению ХАМАС атаковать Израиль. Якобы накануне Исмаил Каани, один из руководителей КСИР (Корпуса стражей исламской революции), встречался в Бейруте с лидером ХАМАС Хасаном Насралла и другими влиятельными палестинцами. Иных доказательств причастности Тегерана к атаке ХАМАС на Израиль, кроме тайных встреч, пока что озвучено не было. Тем не менее в Израиле уже раздаются призывы бомбить иранские атомные и нефтеперерабатывающие объекты, в том числе нефтяные пласты неглубокого залегания - дабы устроить в Иране экологическую катастрофу.
В США единой позиции пока что нет. С одной стороны, Джон Кирби заявил, что у Вашингтона нет доказательств причастности Ирана к нападению на Израиль. А с другой, американский сенатор Линдон Грэм призвал США и Израиль «совместной атакой на иранскую нефтяную структуру вывести её из бизнеса». И как тут не вспомнить, что почти год назад США официально угрожали Тегерану бомбардировками в случае поставок иранских дронов России?
Поэтому не исключено, что Белый дом вполне может ухватиться за подвернувшийся удобный случай. Дело в том, что ударами по Ирану США решают сразу три самые важные для себя задачи: ликвидация иранской ядерной программы, обнуление экспорта иранской нефти и уничтожение иранских заводов, производящих беспилотники.
Кстати, иранские беспилотники весьма допекают США на Украине. В Вашингтоне считают, что Иран поставляет беспилотники и техническую документацию на их производство России, а та в свою очередь весьма эффективно использует дроны против ВСУ. Но и это ещё не всё. С конца 2022 года в Персидском заливе идёт война дронов уже непосредственно между США и Ираном.
Поскольку у Тель-Авива и Тегерана свои давние счёты, Израиль (возможно, не без помощи США) сам неоднократно пытался уничтожить иранские заводы по производству дронов, в том числе руками курдских террористов, финансируемых Израилем. Ещё в июле 2022 года иранские власти объявили, что была поймана банда курдов, пытавшихся взорвать завод Министерства обороны Ирана в Исфахане. Тогда не удалось, но 26 января 2023 года курды всё-таки исхитрились нанести удар беспилотниками не только по заводу в Исфахане, где производят боеприпасы, но и по ряду других стратегических объектов Ирана.
Кроме того, Израиль уже давно грозится уничтожить ядерные объекты в Иране. И это вполне реально. Достаточно вспомнить, как 7 июня 1981 года восемь израильских истребителей-бомбардировщиков F-16 под прикрытием шести истребителей F-15, пролетев над Саудовской Аравией, атаковали реактор «Осирис» в центре Ирака. Обратно израильские самолёты вернулись через Иорданию. В результате налёта реактор был разрушен и не подлежал восстановлению.
Но теперь просматривается и американский интерес. Поэтому вероятность удара американскими палубными самолётами и крылатыми ракетами из Средиземного моря по объектам в Иране достаточно велика. Кроме того, надо учитывать, что с лета этого года в Аравийском море патрулирует американская атомная подводная лодка SSNG-728 «Флорида», которая вооружена 154 крылатыми ракетами «Томагавк», и для каждой найдётся цель в Иране.
Причём в случае американо-израильского удара по Ирану у России вряд ли, так чтоб совсем, получится остаться в стороне. Напомним, что до сих пор Москва не препятствовала регулярным бомбардировкам израильской авиацией Сирии, равно как и американскому удару 60 ракетами «Томагавк» по сирийской авиабазе Эш-Шайрат 7 апреля 2017 года. Но сейчас ситуация кардинально меняется.
Массированные удары по Сирии и экологическая катастрофа в Иране, которая неизбежно возникнет в случае уничтожения её атомных и нефтяных объектов, поставит Кремль перед выбором. Можно ограничиться гневными филиппиками в адрес американского империализма, но это приведёт к резкому падению престижа РФ в мире и, соответственно, падению престижа правительства внутри страны.
Впрочем, существует и другой вариант: немедленная поставка в Иран современных зенитно-ракетных комплексов и противокорабельных ракет, и, как мера дополнительного воздействия - предупреждение США о возможности перелёта в Иран российских истребителей с лётчиками-добровольцами...
Это, конечно, самый крайний случай, но кто может предсказать, как будет развиваться ситуация вокруг израильско-палестинского конфликта и какой выбор останется у России?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.