Сколько суверенитета Роберт Фицо сможет вернуть Словакии?
Европартнёры в шоке
На досрочных парламентских выборах, проходивших в Словакии 30 сентября, победила партия SMER («Направление - социальная демократия») бывшего премьера Роберта Фицо. За неё проголосовали 22,9% избирателей, что даёт партии 42 депутатских места в 150-местном парламенте Словакии. Это мало по сравнению с 2012 годом, когда у партии было абсолютное большинство в 83 места и даже с 2016 годом, когда у неё было 49 мест. Явка избирателей на досрочных выборах в Словакии составила 68,5% от всего населения в 5,4 миллиона человек.
Против партии работали в ходе выборов все западные посольства и соросовские НКО, к тому же партия пережила в 2020 году раскол. Но всё же Фицо устоял и продолжает бороться.
Итоги выборов в этой небольшой стране ЕС вызвали большой резонанс в западных столицах, так как победа SMER может привести к смене безусловно пронатовской парадигмы внешней политики страны и к отказу от поддержки Украины. А это подаст плохой пример для сомневающихся европартнёров, которым ещё предстоят выборы. Роберт Фицо намерен вернуть национальную окраску всех шагов своего кабинета, в том числе на международной арене. «Мы миролюбивая страна. Мы не отправим Украине ни одной пули», - заявлял Фицо в ходе избирательной кампании.
Президент страны Зузана Чапутова вручила победителю мандат на формирование кабинета. Для создания устойчивого правительства партии нужно не менее 76 кресел в парламенте, что делает неизбежным для SMER поиск союзников по коалиции. Если за 14 дней Фицо не удастся сконструировать дееспособную коалицию и назвать состав кабинета министров, то его мандат передадут другой политической силе. Новый парламент должен собраться в течение 30 дней.
А пока президент Чапутова «проявила уважение к результатам выборов в парламент» и, учитывая позицию победившей партии, приостановила своим решением военную и финансовую помощь Украине со стороны Словакии. Это вызвало шок в рядах евроатлантистов.
Расклад парламентских сил
В итоге подсчёта голосов в парламент прошли семь партий и политических движений. К лидерам можно отнести Либеральную партию «Прогрессивная Словакия» (PS), которая заняла второе место с 17,9% (32 места в парламенте). Партия «Голос - Социальная демократия» (Hlas), созданная бывшим премьер-министром Петером Пеллегрини, вышедшим ранее из SMER, заняла третье место с 14,7%, что даёт ей 27 мест в парламенте.
«Голос» становится основным претендентом на участие в коалиции со SMER и ключевой фигурой для стабильного кабинета. Движение «Обычные люди и независимые личности» (OĽANO) во главе с ещё одним бывшим премьером Игорем Матовичем (8,8%) получило 16 мест и может стать третьим в коалиции.
Ключевой фигурой переходного периода становится такой же бывший премьер Словакии Петер Пеллегрини. Если он согласится на коалицию с Фицо, то его соратники получают посты в новом правительстве, а партия становится важным элементом конфигурации исполнительной власти с общей программой. Ранее Пеллегрини был ближайшим соратником и заместителем Фицо: он подхватил бразды правления, став премьером, когда лидер ушёл в отставку в 2018 году.
После выборов 2020 года и ухода Петера партия раскололась на две политические силы со схожими названиями. В ходе выборов лидер «Голоса» утверждал, что Фицо не способен «больше предложить Словакии никакой надежды в XXI веке». Однако 1 октября Пеллегрини не исключил объединение двух экс-премьеров ради создания единой правящей коалиции.
Словакский Орбан?
Роберт Фицо опытный и самостоятельный политик, трижды занимавший пост словацкого премьера. Его репутация как противника оказания военной помощи Украине и её членства в НАТО не снискала ему сторонников в Брюсселе, поэтому он привык к давлению и грязным играм вокруг своей кандидатуры. Но Фицо по-прежнему уверен, что для Братиславы главным приоритетом в Европе должен остаться мир. «Украина - огромная трагедия для всех. Если SMER будет формировать правительство, будем делать всё и на площадке Евросоюза, чтобы как можно скорее были начаты мирные переговоры», - заявил он после победы на выборах.
Лидер SMER также уверен, что антироссийские санкции наносят ущерб всему Евросоюзу, а непродуманные рестрикции спровоцировали рост инфляции, подорожание энергоносителей и повышение стоимости жизни в Словакии. В Брюсселе опасаются, что Фицо пойдёт по пути венгерского коллеги Орбана, который исходит из национальных интересов в формировании своей позиции по России, а не только из приоритетов европейского единства, глобального доминирования США и защиты западных ценностей в мировом масштабе.
Но надо помнить, Словакия - страна-член Еврозоны и опирается на финансирование ЕС. Маловероятно, что Роберт Фицо пойдёт в афронт с Брюсселем, скорее, он предпочтёт прагматичный подход, а это немало.
Вслед за Орбаном Роберт Фицо не выбирал выражений для характеристики президента Украины Владимира Зеленского. «Посмотрите, как меняется отношение к украинскому президенту Зеленскому, который начинает надоедать всему миру. Уже главные "ястребы" поняли, что невероятно финансово сложный, затяжной конфликт на Украине в долгосрочной перспективе неустойчив. Они начинают говорить с Зеленским другим языком, а Зеленский должен привыкать к тому, что его уже не везде приветствуют, аплодируя стоя», - написал Фицо на своей странице в соцсетях. Конечно, в коалиции он будет сдержаннее, но не всегда.
Чешская газета Lidovky считает, что Словакия при правлении Фицо станет изгоем для Брюсселя. Логика чехов понятна: если Роберт Фицо станет премьер-министром, стране грозит изоляция внутри ЕС. Эксперт по Центральной Европе Павлина Янебова уверена, что этому будет ещё способствовать неизбежное сближение Братиславы и Будапешта: и Фицо, и Орбан выступают за прекращение поддержки Киева, а также защищают свой суверенитет в ущерб европейскому единству.
Премьер Орбан отреагировал, как и ожидалось, с восторгом, ведь ещё до выборов партия ФИДЕС открыто поддерживала SMER. Идеологии обеих партий схожи, несмотря на тот факт, что ФИДЕС - партия консерваторов, а SMER относит себя к социал-демократам.
Головная боль ЕС и Америки
Вышеградская группа переживает с приходом SMER к власти один из глубочайших кризисов. Если ещё в результате польских выборов, которые состоятся через неделю, победит партия «Право и справедливость», то возможно очередное сближение Польши с Венгрией. То есть опорная центральноевропейская группировка станет «Вышеградской тройкой плюс один». Чехия во главе с президентом-атлантистом Павелом осталась бы в одиночестве, например, в том, что касается отношений с Еврокомиссией по правовому государству и кризису на Украине.
«Если SMER Фицо возглавит правительственную коалицию, это может свести на нет поддержку Словакией Украины и поставить под угрозу европейское единство перед российским вторжением», - бьёт тревогу The Washington Post. The New York Times подчёркивает, что ранее Словакия, как член ЕС и НАТО, была послушной сторонницей поддержки Украины: принимала беженцев и поставляла оружие.
Но, как показали результаты опросов, проведённых Globsec в марте в Центральной и Восточной Европе, 51% словаков убеждены, что основная вина за военный конфликт лежит либо на Западе, либо на Украине. И Фицо, как тонкий политик, мол, учёл в кампании эти настроения электората. The New York Times не верит, что словаки хотят мира!
Американцы озабочены, так как за выборами в Словакии внимательно следили во всей Европе. Эта страна служит индикатором того, куда может качнуться общественное мнение в ЕС. NYT считает, что давление на Зеленского усилится из-за победы SMER в Словакии, но не только. Вслед за Орбаном Фицо выступает против притока беженцев, оба едины в антигейской риторике, сохраняют привилегированные отношения с Москвой. Их пример вносит раскол в европейские ряды, а линия на мирные переговоры с Россией начинает набирать силу.