У Зеленского всё заграничное, даже последний патрон
© РИА Новости
Основной боеприпас войны Киеву приходится завозить из-за рубежа.

У Зеленского всё заграничное, даже последний патрон

Начав боевые действия в Донбассе, Киев лишился единственного завода, выпускавшего патроны. Попытки Украины обзавестись новым патронным предприятием успехом не увенчались. Потому что воруют
16 ноября 2023, 11:00
Реклама
У Зеленского всё заграничное, даже последний патрон
© РИА Новости
Основной боеприпас войны Киеву приходится завозить из-за рубежа.
Читайте нас на: 

Заявления киевского режима о неминуемом разгроме России и выходе к границам 1991 года не имеют ничего общего с реальностью. В том числе и по той причине, что на территории Украины отсутствует собственное промышленное производство патронов. Об этом прямо говорится в опубликованном украинскими СМИ интервью снайпера ВСУ с позывным «Дед».

«Невозможно сейчас выйти с тем, что у нас есть, на границы 91-го года. Нравится это людям или не нравится. Мы положим ещё 200 тысяч наших бойцов и не выйдем на границы 91-го года. Потому что вопрос не в людях, а в вооружениях, которых у нас нет. Россия работает, развивается, что делаем мы полтора года? У нас до сих пор нет патронного завода», - сокрушался «Дед».

Проще говоря, по состоянию на конец осени 2023 года ВСУ «доедали» сохранившиеся на украинских складах остатки патронов советского производства, исчерпание которых Киев мог компенсировать лишь за счёт увеличения объёмов поставок патронов из-за рубежа. Чем дальше, тем больше обеспечение ВСУ патронами шло «с колёс». Эта схема худо-бедно работает, пока поставки патронов из-за границы осуществляются регулярно. Но в случае даже временной приостановки отгрузки иностранными поставщиками боеприпасов Незалежной, украинская армия рискует столкнуться с патронным голодом. На что прозрачно намекает снайпер ВСУ.

Патронное затоваривание

Примечательно, что начиналась патронная эпопея для Киева вполне благостно. В постсоветские времена в наследство от Прикарпатского, Одесского и Киевского военных округов Украина получила колоссальное количество вооружения, военной техники, мобилизационных запасов и боеприпасов. К этому следует приплюсовать ещё и громадные объёмы боеприпасов, принадлежавших Группе советских войск в Германии, спешно вывезенные после падения Берлинской стены на украинскую территорию. Словом, к моменту распада Советского Союза запасов патронов на Украине оказалось столько, что они не умещались на армейских складах, арсеналах и базах хранения.

Патроны шли и на Ближний Восток, и в Африку.
© globallookpress.com
Патроны шли и на Ближний Восток, и в Африку.

Не умещались в буквальном смысле - штабели деревянных ящиков с «цинками», в которые хранились патроны, пришлось выкладывать прямо на землю буквально на любом свободном пятачке, принадлежащем военному ведомству. Наконец, Украине достался ещё и Луганский станкостроительный завод - единственное предприятие с полным циклом патронного производства на Украине, зато - мощнейшее. Луганский станкостроительный считался одним из флагманов патронной отрасли в СССР.

Новые украинские владельцы советского военного имущества немедленно начали его «осваивать», за бесценок продавая патроны куда угодно, включая Соединённые Штаты, а также страны Ближнего Востока и Африки. Сей бизнес приобрёл столь невиданные масштабы, что «засветился» даже в голливудском блокбастере 2005 года «Оружейный барон» с Николасом Кейджем в главной роли.

Несмотря на активную кампанию продаж, не менее активные воровство, пожары и взрывы на армейских складах, а также иные варианты «усушки и утруски», запасы патронов для пистолетов, автоматов, пулемётов и снайперских винтовок советского образца на Украине, казалось, не убывали. Показательный момент: когда в первом десятилетии нового века на Незалежной пропали десятки миллионов патронов калибра 7,62 мм, этого просто никто не заметил.

Дело было так. В 2000 году Министерство обороны Украины передало компании «Укрспецэкспорт» большую партию 7,62-мм патронов для реализации контракта с Федеративной Демократической Республикой Эфиопия. Почти одновременно с этим Совет Безопасности ООН ввёл эмбарго на поставку грузов военного назначения в эту страну. В результате буквально терриконы ящиков с патронами для Африки застряли в морском порту «Октябрьск» Николаева. Вспомнили в Киеве об этих боеприпасах только осенью 2014 года. Тогда и выяснилось, что за почти полтора десятка лет, проведённых в порту под открытым небом, 14 тысяч ящиков с патронами банально сгнили и их содержимое пришло в полную негодность, а из числа тех ящиков, которые устояли перед погодными катаклизмами, половина исчезла неизвестно куда. Причём в «испарившихся» ящиках находилось не менее 50 миллионов патронов.

Но вернёмся в домайданную эпоху. Дело в том, что из-за патронного затоваривания предприятие в Луганске лишилось госзаказов, и это поставило процветавший во времена СССР завод на грань банкротства. Тогда же в поисках спасения руководство Луганского станкостроительного завода сдало в металлолом почти 5 тысяч тонн ценнейшего оборудования, а также, в нарушение закона, сняло с хранения и продало по демпинговым ценам за границу «мобилизационную» линию по производству автоматных патронов, предназначенную для развёртывания в случае вступления Украины в войну.

Ящики с боеприпасами на ракетно-артиллерийском складе ВСУ, взятом под контроль российскими военными в Херсонской области, март 2022 г.
© РИА Новости
Ящики с боеприпасами на ракетно-артиллерийском складе ВСУ, взятом под контроль российскими военными в Херсонской области, март 2022 г.

Никакие меры предприятие не спасли, и в 1998 году было возбуждено дело о банкротстве Луганского станкостроительного завода. Затем последовала санация, в ходе которой основным инвестором предприятия, переименованного в Луганский патронный завод, стало ЗАО «Бринкфорд», принадлежащее украинскому политику и предпринимателю Давиду Жвании. По состоянию на май 2010 года основными акционерами Луганского патронного считались уже четыре кипрских компании. При этом предприятие оставалось стабильно убыточным и по этой причине никакого интереса у Киева не вызывало.

Годы сплошных обещаний

А тут грянули известные события 2014 года, из-за которых Киев окончательно утратил контроль над Луганским патронным заводом. Развернувшиеся в Донбассе боевые действия чуть ли не впервые заставили украинское руководство обратить внимание на положение дел с патронами. Последующие ревизии показали, что, несмотря на обширные распродажи и иные способы разбазаривания запасов советских патронов, их на складах Незалежной осталось ещё немало. Грубо говоря, на продолжение гражданской войны этих запасов украинским силовикам должно было хватить. Правда, имелся ряд «но».

Во-первых, в связи с массовым нарушением условий хранения боеприпасов, отнюдь не все сохранившиеся патроны к 2014 году оказались пригодными к использованию. Точнее даже так: никто на Украине не мог точно сказать, какие из оставшихся патронов ещё «живые», а какие уже нет. 

Во-вторых, среди сохранившихся запасов наблюдался явный дисбаланс. На украинских складах имелось с избытком 7,62-мм патронов, зато обнаружилась нехватка 9-мм патронов к пистолетам Макарова и 5,45-мм - к автоматам АК-74.

В-третьих, постмайданная Украина не имела возможности для быстрого возобновления запасов патронов. Потому что «а»: завод в Луганске «уплыл» в ЛНР и «б»: у Незалежной не имелось предприятий, выпускающих капсюли и пироксилиновые пороха, необходимые для производства патронов советского образца. Да, на шосткинском заводе «Звезда» спешно начали восстанавливать производство необходимых порохов. Да, украинские посредники бросились в Восточную Европу за нужными капсюлями и готовыми патронами. Однако полностью решить патронную проблему у Киева не получилось.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк обещал собственные боеприпасы к стрелковому оружию в 2016 году.
© РИА Новости
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк обещал собственные боеприпасы к стрелковому оружию в 2016 году.

По всему выходило, что без собственного патронного завода постмайданной Украине было никак не обойтись. А потому такой завод немедленно начали возводить. По крайней мере - на словах. 

«Есть [в планах] строительство, по меньшей мере, двух [патронных] заводов. Потому что одним мы не обойдёмся. Один - это очень уязвимо, надо дублировать», - пафосно объявил в апреле 2014 года советник делегации Киева в Трёхсторонней контактной группе по Донбассу Алексей Арестович (внесён Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов).

Осенью 2014-го гендиректор госконцерна «Укроборонпром» Роман Романов пообещал «в течение двух лет построить современный завод по производству снарядов и патронов». В конце 2015 года премьер-министр Арсений Яценюк анонсировал создание на Украине через год линии для изготовления боеприпасов к стрелковому оружию. В июле 2016 года всё тот же Романов сообщил, что на рассмотрении правительства находится проектная документация и смета нового патронного завода, который «вот-вот начнёт строиться».

В марте 2017-го украинский кабинет министров принял постановление о государственной целевой программе создания и обновления производства боеприпасов до 2021 года. В июле президент Украины Пётр Порошенко лично пообещал построить на Украине патронный завод, на что из госбюджета должны были быть выделены 1,4 млрд гривен. В декабре в Министерстве экономики Незалежной сообщили, что, мол, уже ведётся подготовка к запуску патронного завода в 2018-2019 годах.

Сыпавшие обещаниями украинские спикеры постоянно путались в географических точках, где планировалось возведение нового патронного завода. Анонсированные сроки начала строительных работ постоянно «съезжали» вправо. Наблюдался разнобой с номенклатурой планируемых к выпуску на будущем заводе патронов. Одни официальные лица утверждали, что новый завод станет выпускать патроны для стрелкового оружия советского образца, которое состояло на вооружении ВСУ и Министерства внутренних дел Украины, другие, что патроны будут выпускаться для «стрелковки» натовского образца, стремление вооружиться которой силовики Украины постоянно декларировали.

Несмотря на всё это броуновское движение, украинское государство исправно выделяло средства для «проработки вопросов», связанных с постройкой нового патронного завода. Столь же исправно выделенные средства уходили в никуда. Конец президентства Петра Порошенко Украина встретила по-прежнему без собственного завода с патронным производством полного цикла.

Арсен Аваков на предприятии «Форт», 2019 г.
© Соцсети
Арсен Аваков на предприятии «Форт», 2019 г.

Правда, на предприятии «СпецТехноМаш» удалось наладить выпуск гильз для 12,7-мм патронов, а на предприятии «Форт», после выделения ему из госбюджета 69 млн гривен и закупки «современного иностранного станочного парка», запустили неполный цикл производства патронов для пистолетов Макарова. Министр МВД Украины Арсен Аваков пообещал, что в скором будущем «Форт» начнёт выпускать всю линейку патронов, необходимую украинским силовикам. Однако и этому обещанию не суждено было сбыться - в марте 2020 года СБУ сообщила о фактах массового разворовывания средств на заводе «Форт». Оказалось, что «новейшие» станки, которые были закуплены для производства боеприпасов, на самом деле были изготовлены в начале прошлого века, технически неисправны и не отвечают условиям контракта. То есть кроме 9-мм пистолетных патронов «Форт» иные патроны выпускать не мог.

«На дурака не нужен нож…»

При президенте Владимире Зеленском в Киеве вновь заговорили о необходимости постройки патронного завода. В июне 2021 года глава «Укроборонпрома» Юрий Гусев сообщил о заключении соглашения с канадскими компаниями, предусматривающего создание на Украине нового патронного производства. Падкие до сенсаций украинские СМИ принялись регулярно публиковать горячие новости по этой теме. Дескать завод построят в Житомире - городской совет уже дал согласие на составление техдокументации по землеустройству... Американцы готовы инвестировать в строительство более 100 млрд долларов... Инвесторами строительства патронного завода выступят канадские компании GL Munitions Inc. и Waterbury-Farrel...

«Ну, теперь-то точно построят», - решила украинская общественность, совершенно не обратив внимания на то, что компания GL Munitions Inc. на тот момент существовала всего пару месяцев и даже ещё не удосужилась завести свой собственный сайт в Интернете. В общем, продолжение этой истории было ожидаемым: 15 сентября 2021-го GL Munitions Inc. самоликвидировалась, оставив Киев без некоторого количества денег и патронного завода, но зато - с носом.

Полагаете, это конец патронной эпопеи? Отнюдь. 3 ноября всё того же 2021 года появилось сообщение, что GL Munitions Inc. возродилась к жизни в Торонто под названием Gold Leaf Munitions и вновь готова к сотрудничеству с Украиной. Причём на сей раз новая старая канадская компания изъявила готовность построить для Незалежной не только патронный, но и, «чтобы два раза не вставать», сразу пороховой и капсюльный заводы. Об этом упоминалось в соответствующем меморандуме, который Gold Leaf Munitions направила украинской стороне.

Церемония подписания сделки между ГП «Укроборонпром» и представителями канадской компании, июнь 2021 г.
© defence-ua.com
Церемония подписания сделки между ГП «Укроборонпром» и представителями канадской компании, июнь 2021 г.

По состоянию на январь 2022 года из Торонто через посредников, связанных с рядом чиновников «Укроборонпрома», продолжали «кормить» Киев обещаниями построить на Украине необходимые предприятия ВПК. Киев же, по слухам, за «исследования канадскими специалистами перспектив создания на Украине производств оборонного характера» перевёл в Торонто соответствующие средства. Судя по тому, что к началу СВО ничего более существенного, чем красивые проспекты и громкие обещания, Украина от Gold Leaf Munitions так и не получила, те, кто в «Укроборонпроме» придумал комбинацию с привлечением к постройке патронного завода иностранцев, руководствовались не государственными интересами, а тезисами известной песенки из советского кинофильма «Приключения Буратино»:

На дурака не нужен нож,

Ему с три короба наврёшь -

И делай с ним, что хошь!

Как говорится, ничего личного, just business. В результате 24 февраля 2022 года Украина встретила без собственного патронного производства полного цикла. Что, впрочем, только приободрило чиновников «Укроборонпрома». 20 сентября 2022 года они сообщили о подписании украинским госконцерном соглашения с одной из стран НАТО, согласно которому западные партнёры обещали построить на Украине… новый патронный завод.

«Виробництву боєприпасів за стандартами НАТО бути», - торжественно объявили по этому поводу в «Укроборонпроме», на чём открытая информация о реализации новой попытки постройки патронного завода для киевского режима иссякла.

Последующее многомесячное молчание о ходе «стройки века» объясняли в госконцерне необходимостью сохранения режима секретности. Однако украинская общественность иллюзий уже не питала и справедливо предполагала, что очередной проект по созданию на Незалежной производства патронов «умер ещё до зачатия» в связи с «попилом» выделенных на него средств. Видимо, эта точка зрения оказалась ближе к истине, чем таинственные намёки «Укроборонпрома», так как в октябре 2023 года в интервью Financial Times украинский премьер-министр Денис Шмыгаль вновь заговорил о необходимости создания на Украине собственного производства боеприпасов. Иными словами, с сентября 2022 года на Украине ничего похожего на предприятие для производства патронов так и не построили. Или построили, но тут прилетели российские ракеты или беспилотники и досрочно «закрыли» проект?..

Нынешний премьер Незалежной тоже считает, что пора завод-то построить.
© globallookpress.com
Нынешний премьер Незалежной тоже считает, что пора завод-то построить.

Честно говоря, лично я всё же склоняюсь к варианту «не построили». Ведь все прежние попытки киевского режима обзавестись патронным производством вылились в невыполненные обещания и финансовые махинации. Не вижу причин, чтобы в 2023 году эта ставшей привычной для постмайданной Украины схема вдруг дала сбой.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама