Дуга нестабильности: от Ближнего Востока в Среднюю Азию
Военная операция движения ХАМАС против Израиля по масштабу, жертвам и подготовке стала переходом палестино-израильского противостояния на новый уровень. Тель-Авив сделал осознанный выбор в пользу полномасштабной войны с ХАМАС и ковровых бомбардировок сектора Газа. Всё это обещает затяжной военный конфликт, а значит, и серьёзные внутри- и внешнеполитические издержки для правительства Нетаньяху и его западных спонсоров, углубление экономической депрессии и скачок нелегальной миграции. Массовая гибель палестинцев от ударов ЦАХАЛ и встречное нарастание террористической активности исламистов чреваты продолжительным хаосом на Ближнем Востоке. Региональный конфликт, который упорно пытаются подать как противостояние ислама и иудаизма или радикального ислама и сионизма, может затронуть все регионы мусульманского юга - прежде всего Средний Восток.
Ощущение тревоги
Постсоветские страны с преобладанием мусульманского населения в официальных заявлениях призывают к перемирию, побуждают стороны принять все меры для скорейшего прекращения вооружённого противостояния и урегулировать кризис дипломатическим путём. Но палестино-израильский конфликт имеет религиозную подоплёку и цивилизационное измерение, которые относятся и к Центральной Азии, и к Закавказью, а его восприятие там в общественном мнении отличается от официальной позиции, что подтверждают пропалестинские шествия, граффити, акции и острые обсуждения темы в медиа.
Исходя из цивилизационной и религиозной солидарности, мусульмане постсоветского пространства поддерживают борьбу палестинцев, оценивая их положение как несправедливое, а действия Израиля - как незаконные.
Ощущение тревоги будет нарастать по мере расширения наземных операций в Газе, что может привести к росту требований центральноазиатских народов в плане активизации действий собственных правительств в отношении бедственного положения палестинцев. Другим опасным последствием этого конфликта для региона ЦА становится вероятность прямого участия в нём радикальных и джихадистских группировок, в рядах которых немало выходцев из Центральной Азии. Это особенно чревато на фоне ситуации в Афганистане, которая остаётся нестабильной. Война между Израилем и движением ХАМАС может косвенно, но чувствительно затронуть страны Центральной Азии, если в неё втянутся Иран и/или США.
Кто кого больше боится?
Как сообщило агентство Reuters, Мусульманский совет США поставил Байдену ультиматум по конфликту, условием которого является прекращение огня в секторе Газа. Как отмечается, совет будет добиваться мобилизации миллионов мусульманских избирателей, чтобы они отказались от пожертвований и голосов за Байдена на выборах президента в 2024 году, если он не предпримет немедленных шагов по обеспечению прекращения огня.
Да только Байден и его серый кардинал госсекретарь Блинкен куда больше опасаются израильского лобби в США, а потому свою одностороннюю позицию и военную помощь ЦАХАЛ они не отменят ни за что.
Президент США в Тель-Авиве заявил, что Израиль имеет право себя защищать, но посоветовал придержать наземную операцию. Однако долго сдерживать главного союзника в регионе США не смогли.
А в странах Глобального Юга, даже под давлением Госдепа США и ЕС, воспринимать конфликт только с позиций безусловного осуждения варварского нападения боевиков ХАМАС на Израиль отказались, хотя бы из-за существенного присутствия мусульман среди населения. Полувековая борьба палестинцев за своё выживание в условиях блокады не может не найти сопереживания в рядах Уммы - мировой мусульманской общины.
Главным движущим мотивом антиизраильских настроений в этих странах эксперты называют чувство униженности и несправедливости по отношению к исламу - самой молодой из авраамических религий.
Журнал Atlantico приводит анализ Мириам Бенраад, историка ислама, эксперта Университета Шиллера в Париже. По её версии, быстрый процесс деколонизации стран Азии и Африки, начавшийся в 1960-е годы, был призван придать арабам и мусульманам в целом больше уверенности в своём будущем. Но после завершения выхода из колониального статуса ощущение незаслуженного унижения у мусульманских народов только усилилось. Унижение - базовое чувство жителей стран, которые после отрыва от метрополий ощутили себя бедными и отсталыми. Этот стереотип мышления закрепился у мусульман тех стран, где есть идеологи, которые политизируют религиозное послание. Униженных и оскорблённых легче направлять.
По анализу Бенраад, культурное унижение возникает из-за анахроничного прочтения истории теми, кто старается разжигать страсти у социума. Выводы идеологов современного джихада имеют мало общего с учением ислама и ещё меньше с реальными обстоятельствами, в которых ислам зародился. В норме просвещённый человек, размышляя об истории, способен «видеть дистанцию», отделяющую действия людей прошлого с их совсем другими моральными нормами от современности. Анахронизм проявляется, когда к событиям далёкого прошлого пытаются применять сегодняшние моральные критерии. А потом группы населения начинают воспринимать имеющиеся между разными странами исторические счёты как личные или семейные. По сути, как вендетту, что ведёт к вспышкам недовольства, изоляции и насилия.
Пример Баку не заразителен
Межрелигиозный конфликт обычно принимает межэтническую окраску. Это может быть как христиано-сарацинскими войнами из-за Святой Земли, так и полувековым арабо-израильским антагонизмом в Палестине. При появлении мощного идеологического стимула конфликт в Газе может стать искрой для разжигания межэтнических противоречий на местах в разных странах. Один из мусульманских лидеров уже тюркского мира - президент Турции - обвинил Израиль в совершении преступлений против человечности при безоговорочной поддержке Европы и США «на глазах у всего мира». Anadolu приводит слова Реджепа Тайипа Эрдогана, который допустил, что Израиль «полностью утратил свой государственный разум», а его действия напоминают действия организации, которую необходимо остановить как можно скорее.
К тюркоязычным странам, прислушивающимся к Анкаре, в полной мере относятся и постсоветские страны Закавказья и Центральной Азии. Если Азербайджан в силу внешнеполитических приоритетов осторожно поддержал Израиль, то внешнеполитические ведомства стран ЦА сразу выразили серьёзную обеспокоенность эскалацией обстановки в зоне палестино-израильского конфликта.
«Кризис может привлечь внимание экстремистов и джихадистских группировок», по оценке их военных и спецслужб. Но, кроме внешнего влияния, которое может выступить скорее триггером, существуют и внутренние застарелые болячки.
Региональные партнёры Израиля начали бойкотировать сотрудничество с ним в энергетике. К примеру, Египет с 29 октября в знак протеста против бомбёжек палестинцев совсем отказался от израильского газа, сообщил Reuters. Теперь Тель-Авив ищет новых партнёров среди умеренных мусульманских стран, доверяя лишь тем, кто придерживается околоизраильских позиций.
Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) в составе консорциума с британской BP и израильской NewMed Energy, получила лицензию на разведку газа в северной части месторождения «Левиафан», сообщает 30 октября Минэнерго Израиля. У Баку с Израилем, как известно, тесные военно-политические связи. Министр Исраэль Кац уверен, что «именно в это время гигантские компании по разведке природного газа уверены в устойчивости Израиля и хотят инвестировать сюда, тем самым укрепляя его энергобезопасность».
Едва ли многие постсоветские страны готовы последовать примеру Баку. Западные эксперты говорят о рисках безопасности для региона Центральной Азии при обострении кризисных экономических явлений, сопровождающихся массовой безработицей и падением уровня доходов населения.
Одним из факторов снижения покупательной способности нацвалют может стать рост цен на нефть и нефтепродукты, прямо вызванный расползанием кризиса в Газе на весь регион Ближнего Востока. Даже наличие национальной нефтедобычи не гарантирует в полной мере стабильности рынка республик, которые до этого опирались на скоординированную в ЕАЭС или СНГ политику обеспечения энергоносителями.
Но помимо экономических, есть и политические факторы. Группа неких жителей Казахстана обратились к президенту Токаеву с призывом прекратить продавать нефть Израилю, как передали «Главновости Палестины и Саудии». В сети появилась петиция, где «озабоченные казахстанцы» объясняют свою позицию тем, что: «экспорт стратегически важных ресурсов, как нефть, в регион, где идёт конфликт, может восприниматься как поддержка одной из сторон». Авторы петиции давят на то, что «примерно 10% поставок нефти в Израиль идёт из Казахстана через азербайджанский нефтепровод "Баку-Джейхан", и далее в Израиль, где перерабатывается в том числе в топливо для ЦАХАЛ (авиационный керосин для самолётов, дизель для танков "Меркава")».
Пока Астана официально равноудалена от сторон конфликта, настаивая на мире. Но властям нельзя не учитывать, кто был движущей силой вооружённых погромов в республике в январе 2022 года. Радикальные исламистские призывы должны здесь на корню пресекаться, как и антисемитские выходки.
Макрон и тут поспел
Как поведал Bloomberg, французский президент счёл международный момент подходящим, чтобы рвануть в якобы неопределившуюся Среднюю Азию для переговоров о сотрудничестве в энергетике в обмен на лоббирование их европейских амбиций. Цель поездки - укрепить энергобезопасность Франции за счёт стабильных поставок урана. Утратив позиции в Мали и Нигере, Эмманюэль Макрон посетил не только Казахстан, но и Узбекистан для переговоров об увеличении поставок топлива для своих АЭС. Из-за санкций против России этот рынок стал непредсказуем.
Заодно, пишет Bloomberg, французский лидер постарается оторвать бывшие советские республики от России и вовлечь их в орбиту влияния ЕС.
Неназванные источники из высокого окружения подтвердили планы «соблазнить» бывшие советские республики, чтобы они вышли за рамки собственной зависимости от России. В Елисейском дворце полагают, что конфликт на Украине нарушил баланс сил в регионе и создал новые возможности для Запада. Похоже, по расчётам главы МИД Франции Катрин Колонна, среднеазиатские элиты должны бояться угрозы усиления радикального ислама, поэтому нуждаются в опытном западном кураторе. Однако громкий провал Макрона в борьбе с исламистами в Сахеле заранее сводит эти попытки к нулю.
Эхо конфликта
Президент Узбекистана объявил о решении выделить 1,5 млн долларов для помощи жителям сектора Газа, подтвердив твёрдую солидарность с народом Палестины и поддержав его право на создание своего независимого государства. Шавкат Мирзиёев выразил соболезнования всем семьям погибших с палестинской и израильской сторон. Президент добавил, что регион ЦА имеет «уникальный опыт мирного сосуществования разных национальностей и конфессий». Обращаясь к соотечественникам, прежде всего к молодёжи, Мирзиёев всё же призвал их не поддаваться на различные провокации и не совершать противозаконные действия, определив главным залогом мирной жизни в стране атмосферу единства и взаимопонимания. Очевидно, что в Ташкенте осознают риски радикализации и знают, что делать с её источниками.
Эхо конфликта между Израилем и ХАМАС докатилось и до Кыргызстана: в Бишкеке на столбах и стенах висят рукописные плакаты с призывом «Free Palestine - Свободу Палестине». Сочувствующими палестинцам роликами завалены соцсети, что справедливо, ведь мирные палестинцы тоже нуждаются в поддержке.
Однако поддержка эта в какой-то момент вышла за пределы разумного и допустимого и стала уже угрожать национальной безопасности самого Кыргызстана.
Издание «Вечерний Бишкек» публикует статью с настораживающим заголовком «А нужны ли евреи Кыргызстану?». Этот случай подпадает уже под компетенцию ГКНБ Киргизии, но откуда дует ветер? Уж не из Махачкалы ли? Или из Афганистана?
Всё дело в призывах националистически настроенных активистов в соцсетях «выгнать из страны всех евреев и закрыть единственную в стране еврейскую школу». Такие мысли родились в головах скорых на расправу «цифровых» джигитов. «Вечерний Бишкек» считает, что радикалы явно не осознают роли, которую евреи сыграли в становлении государственности республики. Автор напоминает, что при СССР город-сад Фрунзе называли «киргизской Одессой», и это вовсе не случайно. Издание не исключает, что речь может идти и о провокации тех, кто извне всеми силами пытается «взорвать» ситуацию в Средней Азии.
При этом Конституция страны гласит: «Народ Кыргызстана составляют граждане всех этносов Кыргызской Республики. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности». Призывы к иному - преступление против единства страны и её процветания.