Два купленных Киевом британских тральщика застряли у берегов Туманного Альбиона
Лондон объявил о передаче Киеву двух британских тральщиков - искателей мин типа Sandown. Точнее - о приобретении украинской стороной этих кораблей за счёт средств, выделенных Украине экспортно-кредитным агентством Великобритании (UK Export Finance). Об этом Минобороны Соединённого Королевства сообщило в своём заявлении от 11 декабря 2023 года.
«Эти охотники за минами предоставят Украине жизненно важные возможности, которые помогут спасти жизни на море и откроют жизненно важные экспортные маршруты, которые были серьёзно ограничены с тех пор, как Путин начал своё незаконное полномасштабное вторжение», - патетически объявил министр обороны Великобритании Грант Шэппс.
В том же заявлении Минобороны Соединённого Королевства сообщается, что, помимо передачи тральщиков, Великобритания совместно с Норвегией создадут новую морскую коалицию, в состав которой войдут страны, желающие оказывать Украине военно-морскую помощь.
«Укрепление морских возможностей ВСУ, в частности противодействие угрозе со стороны российских морских мин, поможет восстановить морской экспорт Украины», - отметили в Лондоне, добавив, что речь идёт о «долгосрочной помощи в деле трансформации Военно-морских сил Украины для [их] большей совместимости с западными союзниками и взаимодействия с НАТО».
Забавно, что в качестве обоснования необходимости передачи Киеву британских тральщиков, упоминается угроза судоходству «со стороны российских морских мин». Забавно, потому что в Чёрном море угроза судоходству со стороны морских мин действительно есть, но не российских, а украинских. Это те самые якорные малые гальваноударные мины ЯМ (приняты на вооружение в 1943 году) и якорные противодесантные мины ЯРМ (приняты на вооружение в 1954 году), которые после 24 февраля 2022 года Военно-морские силы Украины (ВМСУ) щедро «сыпанули» в воду близ своих берегов в целях «предотвращения высадки российских морских десантов».
Минрепы мин ЯМ из-за их почтенного возраста оказались проржавевшими, а минрепы мин ЯРМ, созданных для использования в спокойной воде (реки, озёра, водохранилища), конструктивно вообще не предназначались для морских условий. Стоило разыграться первому же шторму, как минрепы украинских якорных мин начали рваться, а сами мины, имевшие положительную плавучесть - всплывать на поверхность и отправляться в свободное плавание. Сорванные с минрепов мины стало с завидным постоянством «доставлять» прибоем прямо к украинским портам, а то и просто выбрасывать на местные пляжи. С соответствующими трагическими последствиями, разумеется. Другие сорванные с минрепов украинские мины течением повлекло вдоль западного побережья Чёрного моря в сторону Босфора, что создавало нешуточную опасность уже для любого судна, находившегося в черноморской акватории. Были ли подрывы? Да, были. Турецкой стороне даже пришлось организовывать специальный противоминный патруль возле Босфора. Боролись ли ВМСУ в Чёрном море с дрейфующими минами? Нет, конечно.
Кстати, два б/у тральщика типа Sandown в составе ВМСУ до декабря 2023-го официально уже имелись. Ибо 2 июля 2023 года в британском Глазго состоялась официальная церемония подъёма украинских военно-морских флагов на выведенных в октябре 2022 года из состава Royal Navy, а затем переданных Украине тральщиках Shoreham (бортовой номер М112) и Grimsby (бортовой номер М108). Попутно эти два вымпела получили названия в честь кораблей, потерянных Киевом в ходе событий Крымской весны 2014 года, так что Shoreham превратился в «Черкассы», а Grimsby - в «Чернигов».
На текущий момент не совсем понятно, идёт ли речь в заявлении от 11 декабря 2023-го Минобороны Соединённого Королевства о приобретении Киевом ещё одной пары британских тральщиков, или же Шэппс просто ещё разок решил напомнить общественности о событии, имевшем место ещё в июле. Если в виду имеются именно M112 и M108, то эти вымпелы ВМСУ по состоянию на декабрь 2023 года продолжали оставаться в Великобритании. Давайте разберёмся в том, почему так получилось, и выясним, создаёт ли реальную угрозу для России передача Украине тральщиков западной постройки?
«Разведчик» и «Зенитчик»
Правильно будет начать с названий «Черкассы» и «Чернигов». До весны 2014 года их носили два морских тральщика проекта 266-М (шифр «Аквамарин», полное водоизмещение - 790 тонн), доставшихся ВМСУ при разделе Черноморского флота. Первый из них в советские времена назывался «Разведчик», а второй - «Зенитчик». До распада СССР «Аквамарины» неоднократно несли боевую службу в Атлантическом и Индийском океанах, плюс - принимали участие в боевых тралениях в Персидском заливе, Красном и Средиземном морях, а также в Суэцком канале.
Примечательно, что в ходе этих суровых будней скромный «Разведчик» сумел блеснуть не только умением бороться с морскими минами. 14 мая 1990 года этот тральщик под командованием капитан-лейтенанта Виктора Носенко, во время конвоирования танкера «Интернационал» в Красном море, подвергся нападению четырёх вооружённых катеров эритрейских сепаратистов. Несмотря на превосходство противника в скорости, численности и вооружении, советский тральщик спас залитый топливом «под пробку» танкер. Прикрывая собой «Интернационал», «Разведчик» сражался отчаянно. За восемь минут неравного боя экипаж тральщика выпустил по противнику большую часть имевшегося на борту боекомплекта. Один катер эритрейцев оказался потоплен, прочие предпочли отступить. Сам «Разведчик» в ходе боестолкновения получил небольшие повреждения, но все члены его экипажа остались живы.
По итогам вышеописанного побоища 17 членов экипажа тральщика были награждены орденами и медалями, а командир корабля Виктор Носенко отправился учиться в Военно-морскую академию, куда оказался зачислен приказом Главнокомандующего ВМФ без экзаменов.
В 1991 году командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Хронопуло вручил новому командиру тральщика капитан-лейтенанту Игорю Текунову Вымпел Министра обороны СССР: «Экипажу морского тральщика "Разведчик" за мужество и воинскую доблесть, проявленные на учениях и в морских походах». Одновременно команда тральщика получила право нарисовать на крыле ходового мостика предмет жгучей зависти экипажей других кораблей ЧФ - белую звезду за потопленный катер противника.
На этом одиссея «Разведчика», впрочем, не закончилась. Именно этому кораблю досталась почётная обязанность нести дежурство на рейде Форосской дачи Михаила Горбачёва в дни августовского путча ГКЧП.
Затем тральщик отправили в Южную Атлантику, где 3 ноября 1991 года «Разведчик» поймал тревожный сигнал «Барракуда», означавший нападение на советские рыболовецкие суда. Марокканцы задержали архангельский сейнер «Ачинск» и мурманский траулер «Домодедово». В крайне непростых обстоятельствах, сумев избежать применения оружия и действуя лишь угрозой тарана и абордажа, «Разведчик» в буквальном смысле слова «отжал» рыболовецкие суда у четырёх марокканских боевых кораблей.
Ну, а затем СССР распался и героический «Разведчик» вместе с «Зенитчиком» достались Украине…
Бывший «Зенитчик», ставший «Черниговом», худо-бедно прослужил под украинским флагом до 24 марта 2014 года, когда в Севастополе поднял Андреевский флаг и перешёл под контроль РФ. Командир «Чернигова» - капитан 3 ранга Борис Палий тоже предпочёл продолжать службу под военно-морским флагом России. Будучи назначенным временно исполняющим должность командира другого «Аквамарина» - «Ковровца», в 2017-м Палий сделал свой корабль лучшим на ЧФ по противоминной подготовке!
Превратившийся в «Черкассы» «Разведчик» находился во время «Крымской весны» на озере Донузлав, выход из которого черноморцы своевременно заблокировали посредством затопления в узости давно выведенного в отстой большого противолодочного корабля «Очаков».
«Черкассы» несколько раз пытался вырваться из «заточения». Однако все эти попытки окончились неудачей. К громадному разочарованию командовавшего тральщиком капитана 3 ранга Юрия Федаша, хорового исполнения украинским экипажем его корабля песни «Варяг» оказалось недостаточно, чтобы попрать законы физики и 790-тонным тральщиком сдвинуть сидящий на грунте 8530-тонный «Очаков». Тем не менее упрямство Федаша сделало своё дело, и «Черкассы» стали 25 марта 2014 года последним кораблём ВМСУ, поднявшим в Крыму Андреевский флаг. Этот «подвиг» даже побудил украинских кинематографистов в 2019 году снять целый блокбастер о «героических» попытках Федаша прорваться из Донузлава в Одессу. Впрочем, реальное бытие украинского кап-три оказалось отнюдь не героическим. В частности, будучи отпущенным российскими «агрессорами» на все четыре стороны, Федаш похитил с тральщика тот самый Вымпел Министра обороны СССР, вручённый экипажу «Разведчика» в 1991-м.
Перебравшись из Крыма на Украину, бывший командир «Черкасс» решил поправить своё материальное положение продажей исторической реликвии на интернет-аукционе. К счастью, покупателями Вымпела оказались заместитель главного редактора российского военно-исторического журнала «Старый Цейхгауз» Алексей Степанов и член редакционного совета того же журнала Роман Сливин. Это позволило вернуть историческую реликвию на Родину.
Английские «каникулы»
Оба экс-советских и экс-украинских тральщика - «Черкассы» и «Чернигов» - оказались в итоге пришвартованы борт о борт в Севастополе. Минно-тральные же силы ВМСУ после 2014 года сократились до одного рейдового тральщика «Геническ», имевшего полное водоизмещение всего 96 тонн и, мягко говоря, не обладавшего необходимым оборудованием для борьбы с современными морскими минами. Данное обстоятельство в комплексе с неспособностью украинского ВПК самостоятельно строить для ВМСУ нечто большее, чем речные бронекатера, подтолкнуло Киев к идее попробовать разжиться тральщиками за границей.
К описываемому моменту из дюжины построенных в 1988-2001 годах британских тральщиков типа Sandown, на ходу в Royal Navy оставалось семь вымпелов, с одной стороны в значительной степени уже выработавших свой ресурс, а с другой имевших весьма ограниченный потенциал в плане модернизации. После продолжительной дискуссии, командование Королевского флота приняло решение к 2025 году все «Сэндауны» списать, заменив их «автономными системами поиска мин», то есть подводными дронами, базирующимися на судах-носителях из числа единиц Королевского вспомогательного флота (Royal Fleet Auxiliary). Закономерно встал вопрос, что после списания с «Сэндаунами» делать? Утилизировать - жалко, да и траты на утилизацию, это всё равно траты. Продать, как это в 2006-м Royal Navy удалось проделать с тройкой «Сэндаунов», ушедших в Эстонию? Неплохо бы, но кто же согласится в 2021 году купить уже порядочно «ушатанные» тральщики, спущенные на воду двадцать и более лет назад? К восторгу британцев покупатели на «Сэндауны» внезапно нашлись. Разумеется, ими оказались украинцы!..
Правда, тут же всплыла пикантная деталь - купить подержанные корабли Киев был не прочь, но вот денег на «Сэндауны» у киевского режима не имелось. Но разве такая «мелочь» может испортить сделку? Конечно, нет! Лондон мигом изобрёл схему, в рамках которой UK Export Finance выделяет Украине кредит на покупку британских тральщиков. Кредит Киев должен будет затем погасить. С процентами, разумеется. Причём все участники сделки осознавали, что если Украина необходимые суммы изыскать так и не сможет, то её финансовая задолженность за тральщики будет конвертирована в дополнительные рычаги влияния Лондона на киевский режим и политические преференции. В любом случае было понятно, что вместо трат на утилизацию «Сэндаунов», Лондон сбагривает эти уже приговорённые к списанию корабли Киеву, да ещё и остаётся с прибылью. Плюс к этому важно понимать, что приобретение украинцами тральщиков-искателей мин типа Sandown накрепко привязывает ВМСУ к британским поставкам запчастей, расходников и британскому же постпродажному обслуживанию. То есть и тут Лондон окажется в выигрыше.
21 июня 2021 года в Одессе на борту британского эсминца Defender министр по вопросам оборонных закупок Великобритании Джереми Квин и заместитель министра обороны Украины Александр Миронюк подписали Меморандум о реализации проектов морского партнёрства между консорциумом промышленности Соединённого Королевства и ВМСУ. В рамках данного документа предусматривалась передача военно-морским силам Украины двух тральщиков-искателей мин типа Sandown, имевших полное водоизмещение 484 тонны. По своим тактико-техническим характеристикам эти корабли серьёзно уступали новейшим российским кораблям противоминной обороны проекта 12700 (шифр «Александрит», полное водоизмещение - 890 тонн), но зато на фоне крохотного «Геническа» смотрелись, как пара пафосных «роллс-ройсов» рядом с мопедом.
Словом, украинские моряки были в восторге от грядущего пополнения корабельного состава ВМСУ и с большим энтузиазмом отправились в Англию осваивать не самые новые «новинки». Но затем грянули события, резко притормозившие отправку тральщиков Shoreham/«Черкассы» и Grimsby/«Чернигов» на Украину.
24 февраля 2022-го началась СВО, сопровождавшаяся методичным избиением вымпелов ВМСУ как в украинских базах, так и в Чёрном и Азовском морях. 1 марта 2022-го Турция, в соответствие с положениями Конвенции Монтрё, закрыла проливы Босфор и Дарданеллы для прохода любых иностранных военных кораблей. При таких обстоятельствах переправлять M112 и M108 в украинские порты для экипажей тральщиков было не просто самоубийственно (ВКС РФ бдили и, например, 25 августа 2022 года походя отправили на дно «Геническ»), но и физически невозможно - Турецкие проливы-то закрыты!
Пораскинув мозгами, украинские экипажи решили продлить свои английские «каникулы» в Глазго. Ну, пока «не рассосётся». Эпизодически они выводили свои корабли в море для участия в совместных с вымпелами Royal Navy учениях, но всегда при этом оставались в виду английских берегов, удаляться от которых явно опасались. Всё же близ Великобритании периодически появлялись вымпелы ВМФ России. Рандеву с ними в планы командиров тральщиков, ходивших под военно-морскими флагами Украины, не входило. Таким образом, по состоянию «на сейчас» Shoreham/«Черкассы» и Grimsby/«Чернигов» какую-либо реальную опасность для России представлять не могут, так как банально от этой самой России прячутся.
Nothing personal, just business
Теперь самое время вернуться к заявлению Минобороны Соединённого Королевства от 11 декабря 2023 года. Допустим, благодаря стараниям «новой морской коалиции», к тральщикам M112 и M108 присоединятся ещё пара «Сэндаунов» и один-два вымпела аналогичного назначения из состава ВМС Норвегии. Поможет ли это ВМСУ? Вряд ли. С высокой степенью вероятности новоявленные «Черкассы» и «Чернигов», а равно и другие потенциальные участники украинской тральной «армады», так и проторчат до конца СВО в портах Великобритании. Либо будут потоплены ВС РФ при попытке перегона тральщиков в порты Украины. Либо… займут в севастопольской бухте место бывших «Разведчика» и «Зенитчика», благо минувшим летом оно освободилось после отправки этих тральщиков, не подлежавших восстановлению после девятилетнего простоя, на судоразделочную базу в Инкермане.
Резюмируя, можно сказать следующее. Как бы дальше дело не повернулось, ВМСУ в ближнесрочной перспективе так и будут куковать в Чёрном море без минно-тральных сил, но зато - с «группировкой тральщиков в изгнании». Главным бенефициаром истории с передачей Киеву «Сэндаунов» останется, безусловно, Великобритания, под прикрытием демагогических заявлений о «предоставлении Украине жизненно важных возможностей» зарабатывающая не только деньги, но и иные бонусы. Как говорится, nothing personal, just business.