Кто uber ales?
США - молодая страна, с момента их формального образования в 1776 году не прошло и 250 лет, с момента принятия конституции в 1787 году и того меньше. Тем не менее Америка является обладательницей богатого героического фольклора, связанного с индейскими войнами, Войной за независимость и Гражданской войной. Во многом этот фольклор сформировал не только психотип среднего американца, но и ментальную основу США, определяя как отношения в обществе, так и особенности внешней и внутренней политики.
«Боливар не вынесет двоих»
Если в русских былинах богатырь всегда готов пожертвовать собой не только ради всего народа, но ради любого, нуждающегося в его защите, то американский фольклор рисует «героя», выживающего самостоятельно, в лучшем случае, проявляющем заботу о дорогих ему лично людях и абсолютно не интересующегося тем, что будет с остальными. Ещё одним традиционным образом американского фольклора является образ «благородного дикаря», жертвующего собой ради спасения белого господина, чья жизнь по определению дороже.
Как уже было сказано, сформулированный Хорасом Маккоем в одноимённом романе принцип «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» определяет не только отношения в американском обществе, но и в американской политике (в том числе внешней). Это, в свою очередь, тонко подметил О’Генри. Его Боб Тидбол, прежде, чем узнать от Акулы Додсона, что «Боливар не вынесет двоих», говорит: «Дело не в том, какую дорогу мы выбираем, дело в том, что внутри нас. Это заставляет нас выбирать дорогу».
Таким образом, мы имеем дело с основополагающим принципом построения американского общества и государства, не подлежащим изменению. Если изменить этот принцип, то США настолько изменятся, что не будут теми США, которые мы знаем.
Для понимания: в Междуречье и сирийско-палестинском регионе менее чем за сто лет (между 605 и 550 годами до Р.Х.) последовательно сменили друг друга три империи: Ассирийская, Вавилонская и Персидская. Народы на этой территории жили те же, молились тем же богам, носили ту же одежду, не изменилась архитектура, а вот государства и общества друг от друга отличались разительно.
О том, что «Боливар не вынесет двоих» и «благородному дикарю» всегда в критической ситуации предстоит пожертвовать собой, чтобы спасти Америку, должны были бы знать и помнить все союзники США. Тем более что Афганистан и Вьетнам - лишь наиболее близкие к нам и наиболее памятные случаи брошенных на произвол судьбы американских союзников, до последнего прикрывавших паническое бегство американцев, бросающих технику, вооружение, документы и спасающих только свои «сверхценные» жизни.
«Еврей у власти - хохол присел»
Тем не менее, американцам постоянно удаётся находить новых союзников, свято верящих в то, что уж они-то США настолько близки и важны, что Америка никогда их не бросит. Последними на сегодня (но не последними в принципе) в эту ловушку попались Украина и Израиль. Особенно смешно получилось с Украиной: хоть украинцы и любят пословицу «хохол родился - еврей заплакал», считая, что она подчёркивает их интеллектуальное превосходство и способность лучше продвигать свои интересы, не считаясь с интересами окружающих, выяснилось, что на деле пословица - традиционное для украинцев, не имеющее ничего общего с реальностью, хвастовство.
Израиль-то стал американским союзником в момент роста влияния США в мире. К тому же это решение было принято вынужденно, поскольку никто больше не мог гарантировать еврейскому государству поддержку против арабов, без изменения основ израильской региональной политики, направленной на создание в очищенной от арабов Палестине еврейской этнократии с примесью теократии.
Со своей стороны, Украина бесповоротно переметнулась в американский лагерь лишь в 2014 году (до этого пыталась маневрировать в рамках концепции многовекторности), когда могущество США уже явно находилось на спаде, а Россия и Китай не просто вышли из тени бывшего гегемона, но стали активно формировать свои сферы интересов, за счёт урезания американских возможностей влияния.
Впрочем, в остальном судьбы Киева и Тель-Авива, определённые их собственными элитами и народами, похожи, как близнецы-братья. Ставка обеих стран на США определялась прежде всего их нежеланием проводить гибкую внешнюю политику, учитывающую интересы ближайших соседей, а также особенности ближневосточного региона, имеющего критически важное геополитическое значение и потому тысячелетиями являющегося ареной непрекращающейся борьбы великих держав.
Как израильская, так и украинская дипломатия приняла догму «моя страна всегда права и больше говорить не о чем», как основу своей внешнеполитической стратегии. Недостаток собственных силовых возможностей для реализации подобной политики предполагалось компенсировать поддержкой США, которые представлялись вечным и непоколебимым источником абсолютной глобальной силы.
Таким образом, оба государства поставили в полную зависимость от способности и желания США оказывать им необходимую поддержку, как свои внешнеполитические успехи, так и поражения. Частичным оправданием такой позиции им представлялось утверждение «Мы в ответе за тех, кого приручили».
И в Киеве, и в Тель-Авиве считали, что политика США в соответствующих регионах настолько ассоциируется в глазах мирового сообщества с успехами их регионального союзника, что США не смогут отказать в любой необходимой помощи, без риска потерять лицо, а с ним и значительную долю своего глобального влияния.
В какой-то степени расчёт был правильным. Об этом свидетельствуют и много десятилетий масштабной американской военной и дипломатической помощи Израилю, и сотни миллиардов долларов закачанных США, и их союзниками (по требованию США) в Украину, начиная с 2014 года, и судорожные попытки администрации Байдена вопреки всему провести через конгресс билль о военной помощи Киеву и Тель-Авиву.
Американцы аморальны, потому у них нет морали
Но, ослеплённые чувством собственной важности украинские и еврейские политики забыли о том, что в политике нет ничего вечного и неизменного, кроме национальных интересов. Американские же национальные интересы определяются не тезисом придуманного романтиком Антуаном де Сент-Экзюпери инопланетного Маленького принца (этому персонажу даже места не нашлось на Земле, настолько он не вписывался в наши реалии), а вышеупомянутым положением Акулы Додсона.
Рано или поздно самое сильное государство слабеет и теряет возможность поддерживать своих союзников. Кто-то в таких случаях предлагает союзникам на время перейти к более гибкой внешней политике, кто-то просто уходит, позволяя им выпутываться из создавшегося положения самостоятельно.
Но США требуют от своих «благородных дикарей» ценой своих жизней прикрыть американское отступление.
Не потому, что американцы аморальны. Они как раз со времён своих протестантских предков очень любят заниматься морализаторством. Просто они не знают иной морали. Классическое американское морализаторство абсолютно аморальных личностей прекрасно описано Маргарет Митчелл в культовом американском романе «Унесённые ветром». Он потому и обрёл такую популярность, при весьма средних художественных достоинствах и прямолинейном сюжете, что предельно точно описал американское общество. Американцы узнали в его героях себя и продолжают узнавать до сих пор.
С точки зрения американцев, сохранение их жизней и их ресурсов ради последующего построения общества всеобщего благоденствия в рамках Pax Amеricana, американской капиталистической версии коммунизма, как раз и является выражением абсолютной морали. Долг же туземца, долго кормившегося со стола белого господина, пожертвовать собой ради спасения белого господина.
Израиль - это new Украина
Разница между Израилем и Украиной, воюющими за интересы США на Ближнем Востоке и в Восточной Европе, соответственно, заключается лишь в том, что для Украины всё уже почти закончилось, а для Израиля только начинается. Украинцы уже бездарно растратили свой экономический, политический и демографический ресурс и пытаются продлить свою агонию (опять же в интересах США), мобилизуя на рассыпающийся фронт женщин, стариков, юнцов и инвалидов.
Израилю ещё кажется, что ещё немного усилий, ещё десяток снесённых бомбардировками кварталов Газы, ещё несколько тысяч арестованных «по подозрению в принадлежности к ХАМАС» арабских мужчин, ещё пару тысяч убитых женщин и детей, и будет одержана окончательная победа.
Окончательной победы не будет по той же причине, по которой не могла победить Украина - ресурсы коллективного Запада, состоящие из пирамиды банковских обязательств, оказались многократно слабее реальных экономик тех стран в борьбу с которыми втянулись сами и втянули своих союзников США.
Постепенно от американцев отходят все те, у кого есть возможность сменить лагерь, остаются только намертво приковавшие себя к вашингтонской колеснице - те, кому некуда бежать в рамках их политических концепций. Нынешний Израиль так же не может помириться с арабами на их условиях, как Украина не может принять российские условия мира - не только для режимов, но и для соответствующих обществ это будет означать морально-политическую катастрофу, десятилетия, бессмысленно потраченные на создание нежизнеспособной государственности, в которую тем не менее данные общества верят и без которой себя не представляют.
Холокоста - не будет!
Между тем мир на глазах отворачивается от Украины и Израиля. Это особенно хорошо видно на отвержении мировым сообществом их национальных мифов. Украинский национальный миф о голодоморе, который в Киеве хотели сделать «украинским холокостом, более впечатляющим, чем еврейский холокост» в принципе не взлетел, хоть в период с 2004 по 2014 год Запад и пытался поддержать его информационно и политически. Еврейский холокост, на котором Израиль политически и информационно ехал с момента своего основания, искусно играя на чувстве вины европейцев, за то, что они допустили на своей территории массовый геноцид евреев, также прекращает восприниматься теми же европейцами как индульгенция на любые преступления, совершаемые еврейским государством.
Выросли новые поколения, которые справедливо не считают себя в чём-либо виноватыми или что-либо должными, на которые трагедия Газы наблюдаемая ими воочию, производит куда большее впечатление, чем давно потухшие печи Освенцима. К тому же европейцы и израильтяне, в рамках угодной США политики оправдания украинского нацизма, сами приложили немалые усилия к тому, чтобы если не полностью оправдать Гитлера, то переложить часть ответственности с него на СССР. Однако, переписывая историю, задевают интересы не только почившего СССР и современной России, но всех жертв нацистского режима. Ведь если он был «не таким уж и преступным», то он был таким везде, а не только на оккупированной вермахтом территории СССР, где айнзатцгруппы и зондеркоманды практически немедленно уничтожали всех евреев в зоне своей ответственности, в отличие от оккупированных европейских стран, где значительной части помещённых в гетто, а затем переправленных в концлагеря, удалось дожить до освобождения.
Израиль несёт огромные, по меркам войн ведшихся им раньше, потери, особенно в технике. При этом сейчас Тель-Авив гораздо дальше от заключения мира, чем был в начале событий. Между тем Иран несколько раз заявлял, что не заинтересован в большой войне на Ближнем Востоке и готов выступить посредником между Израилем и воюющими с ним организациями.
Но, как было сказано, Израиль так же не готов к компромиссу с арабами, как Украина в 2022 году была не готова к компромиссу с Россией. Оба государства сделали ставку на победу США и являются сейчас не более чем передовыми отрядами американских «рейнджеров», думающих, что умирают, обеспечивая развёртывание главных сил, которые явятся в последний момент, чтобы их спасти, на деле же прикрывающие бегство американского государства с полей проигранных сражений. Украинцы и евреи умирают ради того, чтобы американцы могли сделать хорошую мину при плохой игре и заявить, что хоть это была не их война, они сделали всё, чтобы помочь своим «благородным дикарям», а что те не справились - их собственная вина.
Просто «Боливар не вынесет двоих», поэтому «загнанных лошадей пристреливают» (но вначале всё же загоняют до упора).