Привычка: одни убегают, другие догоняют
© Соцсети
Киношники не на пустом месте изображают «смену лица» у агента (кадр из фильма «Миссия невыполнима»).

Привычка: одни убегают, другие догоняют

Самое неприятное для любой спецслужбы - задержание и захват с поличным её агента, объявление его персоной нон грата и выдворение из страны
Реклама
Привычка: одни убегают, другие догоняют
© Соцсети
Киношники не на пустом месте изображают «смену лица» у агента (кадр из фильма «Миссия невыполнима»).
Читайте нас на: 

Выходя на задание: будь то встреча с агентом, закладка или выемка тайника, а также операция прикрытия, - американские разведчики применяют приёмы отрыва на дороге, исчезновения в толпе, переодевания и изменения внешности с применением самых современных средств грима. В конце 1980-х - начале «лихих» 1990-х американским разведчикам, работавшим «под крышей» посольства США в Москве и, казалось бы, наконец-то получившим карт-бланш в шпионской деятельности на территории демократической России, была присуща ещё одна черта: пристрастие к маскарадам. Причём Центральное разведывательное управление поставило их на поток. Но если актёр в театре жаждет зрительского внимания, признания своего таланта и узнаваемости, то оперативник стремится привлечь как можно меньше внимания к своей особе, а уж узнаваемость ему совсем ни к чему. Но и для того, и для другого главное сыграть и добиться успеха.

Прокатить манекен с ветерком

Был период, когда офицеры резидентуры ЦРУ в Москве при проведении явок со своими осведомителями из числа советских граждан повально использовали манекены. Справедливости ради, надо признать, что это «секретное оружие» несколько раз приносило противнику успех.

Задержание сотрудника ЦРУ Майкла Селлерса, проявившего чудеса изобретательности в изменении внешности.
© Соцсети
Задержание сотрудника ЦРУ Майкла Селлерса, проявившего чудеса изобретательности в изменении внешности.

Трюк с манекеном в главной роли действовал по следующей схеме. Выйдя из здания посольства, сотрудник резидентуры садился в машину вместе со своей женой, которая перед выездом в загранкомандировку мужа, как правило, проходила 6-недельный курс подготовки на «Ферме», как называют засекреченную разведшколу ЦРУ в Кэмп-Пири в штате Вирджиния. Она - за руль, разведчик рядом. Под ним небольшая коробка. Как только авто резко сворачивало на боковую улицу, чтобы на мгновение уйти из поля зрения «наружки», и попадало в «мёртвую зону», американец на ходу выпрыгивал из машины и скрывался в ближайшем подъезде. 

Женщина нажимала кнопку, и о, чудо! Из коробки выпрыгивал манекен, силуэт которого имел полное сходство с катапультировавшимся цэрэушником. Резиновая кукла, наполненная сжатым воздухом, выглядела вполне правдоподобно, а женщина, чтобы окончательно ввести в заблуждение следующую за ней «наружку», начинала представление: имитировала беседу, вращая голову куклы с помощью незамысловатого устройства.

В 1990 году резидентура ЦРУ в Москве имела 9 авто с затемнёнными стёклами. Более того, на вооружении у неё были не только манекены, имитировавшие сотрудников посольства, но и резиновые маски, наподобие тех, что использовал Фантомас в популярном французском фильме. Зачем все эти манекены, маски, затемнённые стёкла? А просто - чтобы с их помощью водить за нос наших «топтунов».

Например, манекен офицера-агентуриста, который должен провести явку со своим информатором, члены резидентуры демонстративно вывозили в обычной машине на окраину Москвы, а агентурист в это же время на машине с затемнёнными стёклами отбывал в противоположном направлении.

В своих потугах обмануть службу наружного наблюдения КГБ американцы постоянно разнообразили используемые ими маскарадные аксессуары, проявляя, как им казалось, чудеса изобретательности и гениальную находчивость. К примеру, цэрэушник Пол Стоумбах облачался в комбинезон слесаря, а лицо прятал за тёмными очками в массивной золотой оправе. Но всех своих коллег обскакал уже тогда «косивший» под трансгендера «дипломат», появлявшийся накануне проведения шпионских акций в женском платье и с огромным рыжим париком на голове. Всякий раз, завидев его в таком обличье, «топтуны» радостно восклицали: «Раз уж наша дама появилась при полном параде, - значит на серьёзное дело идёт!»

Сотрудник ЦРУ Пол Стомбаух в приёмной КГБ СССР.
© Соцсети
Сотрудник ЦРУ Пол Стомбаух в приёмной КГБ СССР.

Когда американцы в качестве камуфляжа использовали женскую одежду, они не понимали, что занимаются самообманом и саморазоблачением, ибо в качестве демаскирующего признака была их походка. Опытному глазу не составляет труда отличить грациозные женские движения от решительной поступи мужчины.

Спарринг на Краснолужском мосту

Вечером 15 июля 1977 года сотрудница ЦРУ Марта Петерсон, «сидевшая под корягой» - под прикрытием вице-консула посольства Соединённых Штатов в Москве, - отправилась закладывать тайник, предназначавшийся для агента «Тригон» (Александр Огородник, референт министра иностранных дел СССР, известен читателю по фильму «ТАСС уполномочен заявить» под кличкой «Трианон». - Авт.). По традиции это был контейнер, закамуфлированный под булыжник.

Запарковав служебное авто у кинотеатра «Россия», она торопливо купила билет и вошла в зал. Шёл фильм «Красное и чёрное», и последний сеанс уже начался. «Наружка» вела наблюдение издалека, так как на разведчице было белое, с крупными цветами, платье, легко различимое издали.

«Женщина в белом» устроилась в кресле у запасного выхода и минут десять делала вид, что следит за происходящим на экране. Убедившись, что вокруг всё спокойно, Петерсон поверх платья натянула чёрные брюки и такого же цвета пиджак, наглухо застегнулась и распустила собранные в пучок волосы. Совершенно преобразившись, шпионка выскользнула из помещения. Теперь это была «женщина в чёрном».

К своему авто она не вернулась - села сначала в автобус, затем покаталась на троллейбусе и в метро - проверялась. Лишь после этого на такси добралась до Краснолужского моста. Там её уже ждали.

 В момент задержания Марта Петерсон продемонстрировала блестящее владение русским матом и приёмами карате.
© Соцсети
 В момент задержания Марта Петерсон продемонстрировала блестящее владение русским матом и приёмами карате.

Хотя в тот поздний час место выглядело совершенно безлюдным, на самом деле там собралось более 300 (!) контрразведчиков из разных подразделений Комитета, чтобы фиксировать все действия Петерсон. И как только американка установила «булыжник», ослепительный фейерверк осветил окрест, мгновенно превратившийся в людской муравейник.

При задержании Петерсон продемонстрировала блестящее владение русским матом и приёмами карате. Немудрено: Марта - чемпионка США, имела чёрный пояс - шестой дан по мировой классификации, а русским матом овладела на «Ферме», в учебном центре ЦРУ. Бой на Краснолужском мосту длился от силы 10 минут. Драться с асом восточных единоборств Владимиром Зайцевым из «Альфы» - провальное дело! Петерсон была нейтрализована без единого синяка… у Зайцева.

Морально и физически сломленную госпожу вице-консул доставили на Лубянку и вызвали советника американского посольства для опознания. В его присутствии вскрыли «булыжник». Оттуда извлекли золото, деньги, две ампулы с ядом, микрофотоаппаратуру и шпионские инструкции.

Шпионы - народ суеверный. Петерсон не исключение. Прощаясь со следователем и своим «спарринг-партнёром», она сказала, что никогда больше не будет брать билет на последний сеанс.

 Петерсон в приёмной КГБ. На столе - тайниковый контейнер, предназначенный для агента Огородника.
© Соцсети
 Петерсон в приёмной КГБ. На столе - тайниковый контейнер, предназначенный для агента Огородника.

Как «Пеструшка» обыграла «наружку»

В январе 1989 года сотрудница ЦРУ Барбара Кэйс прибыла в Москву для встречи с американским «кротом» по кличке «Близзард» (офицер ГРУ Бохан Сергей Иванович, завербован ЦРУ во время спецкомандировки в Грецию в 1975 году. Признан виновным в измене Родине в форме шпионажа и в 1990 году Военным трибуналом заочно приговорён к расстрелу. - Авт.). 

В течение двух дней Барбара разгуливала по Москве, шокируя прохожих своим экстравагантным видом: канареечного цвета куртка, красная мини юбка, белые чулки, туфли с каблуком 15 сантиметров, роскошный парик с длинными, до плеч волосами фиолетового цвета и огромные, в пол-лица чёрные очки. За это «наружка» прозвала американку «Пеструшкой».

Потом выяснится, что не эпатажа ради был затеян этот маскарад, а исключительно для молниеносного отрыва от «опекунов». Ходила «Пеструшка» много, легко и быстро, прямо-таки «неуставайка»! Кончилось тем, что своего она добилась: вынудила «опекунов» держаться поодаль - ведь её и на значительном расстоянии хорошо было видно.

Сказать вынудила, значит, слукавить. Скорее, она потрафила сыщикам, сыграв на их подсознательном стремлении добиться цели, идя по линии наименьшего напряжения. Ведь следить за объектом тем легче, чем дальше от него находишься: и простор для манёвра расширяется, и риск «засветиться» сокращается до минимума.

В день явки с «Близзардом» американка привела «наружку» на Чистые пруды, вошла в подъезд 4-этажного дореволюционной постройки дома. «Опекуны» моментально разделились на четыре группы. Первая, что снимала на видеоплёнку действия «Пеструшки» на маршруте, осталась в машине. Вторая, обогнув дом, заняла позицию у чёрного хода. Третья, чтобы сработать на опережение, разместилась ближе к улице Мясницкая.

Наконец, двое парней, подождав секунд десять, последовали за американкой, чтобы выяснить, какую квартиру она решила посетить. Войдя в подъезд, сыщики столкнулись с каким-то субтильным существом женского пола в чёрном платье, наподобие сутаны, на голове чёрная косынка, в руках чётки. Глаз от пола не поднимает, губами шевелит беззвучно. Ни дать, ни взять - монашка.

Затеряться в толпе и уйти от «наружки» - искусство высокого класса.
© РИА Новости
Затеряться в толпе и уйти от «наружки» - искусство высокого класса.

Посторонились ребята, пропустили послушницу, а сами - наверх. К каждой двери с первого по четвёртый этаж прислушивались - везде безмолвие. Да и в подъезде тишина мёртвая. Что за чёрт! Исчезла «Пеструшка». Выбежали на улицу. Запросили по рации коллег, что у чёрного хода. «Нет, - говорят те, - никто не появлялся». Катастрофа - объект испарился!

Кому-то пришло в голову прокрутить последние кадры видеозаписи, на которых американка, а затем сыщики входят в подъезд. Вот, расстегивая на ходу куртку, в подъезд на предельной скорости влетает «Пеструшка». Затем туда же входят оперативники. Ещё через секунду камера регистрирует выход из подъезда послушницы. Придерживая обеими руками подол платья, она почти бегом устремляется к Мясницкой...

Стоп-кадр! По рации запрашивают третью группу. «Да, - отвечают, - была такая. Мы ещё удивились: такой мороз, а она в тапочках. Выбежала на дорогу с поднятой рукой, впрыгнула в первую подъехавшую машину. Решили - замёрзла девка, а она ничего, улыбается и нам из окна рукой машет».

Стало ясно, что «Пеструшка» обыграла «наружку». Но как ей удалось за несколько мгновений преобразиться до неузнаваемости?! Сначала объявили общую тревогу: «Утерян объект!» Потом, чтобы хоть как-то себя реабилитировать, отправились обыскивать подъезд. Пусто! Кто-то додумался заглянуть в мусоросборник.

Нашли! И куртку канареечного цвета, и башмаки с огромными каблуками, и фиолетовый парик с намертво прикреплёнными к нему чёрными очками. Обнаружили также разорванную круглую резинку наподобие тех, которыми прихватывают волосы, только длиннее и толще. Ясно было, что это деталь маскарадного костюма, но в чём её предназначение?

Одно движение руки, и мини юбка превращается в «наряд» послушницы...
© flickr.com/flamishmarmish
Одно движение руки, и мини юбка превращается в «наряд» послушницы...

Два дня сыщики экспериментировали с гардеробом американки, пытаясь разгадать тайну её молниеносного перевоплощения. Оказалось, что при длительной тренировке можно полностью сменить внешний облик за 9 секунд. Да, нечего сказать, основательно подготовилась Барбара к поездке в Москву!

Итак, всё по порядку. Войдя в подъезд, «Пеструшка» сдернула с себя куртку и парик с очками. Под париком - чёрная косынка. Обеими руками рванула «липучки» на туфлях-ходулях, надетые на кожаные тапочки. Одёрнула подол платья-макси, собрала в охапку маскарадный костюм и засунула его в мусоропровод. А красная мини-юбка была всего лишь подкладкой чёрного платья-макси. Подняв подол, «Пеструшка» закрепила его вокруг талии резинкой. Разорвав её, лазутчица, как змея при весенней линьке, выползла из ставшей бесполезной старой шкуры. Всё... На выход, маэстро!

Крути педали, пока не дали

В анналах советской контрразведки хранится уникальный трюк по отрыву от «хвоста», к которому прибег английский разведчик Филипп Джеймс Вуд, прибывший в Москву для проведения ряда разведывательных акций. Наружка окрестила его «Английским дубом», или просто - «Дубом», - так, для простоты служебного общения.

В Шереметьево-2 Вуда встречали самые опытные сотрудники - работать-то придётся по матёрому шпиону: «"Дуб" вошёл в зал аэропорта! Проходит таможенный контроль. Как слышно? Приём!»

Филипп Вуд вышел из здания аэропорта. В одной руке он нёс объёмистую коробку в подарочной упаковке, в другой - спортивную сумку. Делая вид, что протирает очки, огляделся, затем вынул из коробки раскладной велосипед. Уверенным движением приторочил к нему колёса, перебросил через плечо спортивную сумку и покатил в сторону Москвы. Пустая коробка, как памятник изобретательности английской разведки, осталась на тротуаре.

Бойцы «наружки» поняли, что Вуду надо во что бы то ни стало оторваться от хвоста. Значит, либо по дороге в Москву у него намечен контакт с агентом, либо он должен обработать тайник.

Бегство от наружного наблюдения на «двухколёсном друге».
© РИА Новости
Бегство от наружного наблюдения на «двухколёсном друге».

В оперативном гардеробе есть всё от парика и телогрейки, до макинтоша и тюбетейки, но… чтобы велосипед?! Не в Китае, поди, или Вьетнаме живём. «Наружка» ведь либо пешком, либо на машине передвигается. Езду на автомобиле со скоростью 10 километров в час, как и бег за велосипедистом в цивильных костюмах с большой натяжкой можно назвать скрытным наблюдением. Беспилотников тогда и в помине не было, а вертолёты для «наружки» не предусмотрены.

Если в особых аналитических способностях сотрудники Службы наружного наблюдения замечены не были, то смекалки им не занимать - не на тех наехал, господин «Дуб»! В день прилёта англичанина, чего не знали в MI6, в системе КГБ был объявлен спортивный день - обязаловка, которую многие оперативники игнорируют. Но только не разведчики наружного наблюдения. Всегда под рукой спортивные костюмы общества «Динамо».

Размеренно крутит педали не то дачник, не то обходчик. Не теряя его из виду, но и не приближаясь, бегут за ним «спортсмены-динамовцы» - два разведчика наружного наблюдения с переговорными устройствами, зажатыми в потных ладонях. Нажатие рычажка в одну сторону - слушают тебя коллеги в машине, в другую - ты слышишь. Удобно. Всех-то и размеров - газовая зажигалка. Зато слышимость!

Километр-полтора бегут одни, нырок в машину - и на дистанции уже другая пара. А со стороны всё выглядит естественно: тренируются спортсмены, а тренер - на велосипеде. Да и для Вуда всё выглядит натурально. Ведь спортсмены бегают и в Англии, и в Штатах, и у них - в России! Так, попеременно с коллегами из машин сопровождения добежали иностранного разведчика до Химок. Доехал Филипп Вуд до телефонной будки, входит, достаёт жетон.

Кульминационный момент в работе сотрудника наружного наблюдения - почему бы ни выяснить, кому звонок, о чём речь?

В КГБ СССР уделяли серьёзное внимание физической подготовке.
© Соцсети
В КГБ СССР уделяли серьёзное внимание физической подготовке.

«Мужик! Наши не пробегали?» - спросил спортсмен-динамовец. Мужик тот - Филипп Вуд - не понял сначала. Он ведь «на связь выходит»: «Какие, наши? - отвечает. - Кто - наши?!» - понятно его внутреннее состояние. Мысленно он уже ощутил холод наручников на запястьях. «Ну, наши! Динамовцы!» - отвечают британцу «топтуны». Тут Вуд успокоился, поняв, что ещё не «вяжут». Отвечает: «Нет! Не пробегали!»

Этих мгновений достаточно, чтобы один из «динамовцев» подбросил в будку своё приёмо-передающее устройство, связанное слуховой нитью с магнитофоном в машине. Всё остальное было, в буквальном смысле, делом техники: и комбинация набранного Вудом номера, и сам разговор были записаны.

Позвонив, «Дуб», демонстрируя пренебрежение к общественным видам транспорта, покатил в сторону Первопрестольной. Не прошло и десяти минут, как вокруг велосипедиста, двигавшегося по Ленинградскому шоссе, уже водили хоровод семь оперативных машин, то обгоняя его, то отставая, стремясь не выпустить объект из поля зрения и в то же время не «засветиться».

Свои соображения, как унять «парноколёсного», «топтуны» уже передали «наверх». Предложили связаться по рации с ближайшим постом ГАИ, чтобы менты остановили иностранца и под предлогом создания им аварийной ситуации лишили его средства передвижения, ну хотя бы выкрутили из колёс ниппеля. По прикидкам «топтунов», проблем в реализации «варианта ниппель» возникнуть не могло. Гаишники - ребята чуткие, не было случая, чтобы они не откликнулись на призыв контрразведчиков о помощи. Надо - изловчатся придраться даже к телеграфному столбу, слишком близко, дескать, стоишь к проезжей части. Да и осложнениями международной обстановки «вариант ниппель» чреват не был, потому что железный конь дипломатического номера не имел. 

Конец всегда один: тайниковый контейнер оказывался в КГБ.
© Соцсети
Конец всегда один: тайниковый контейнер оказывался в КГБ.

Предложение, как умерить пыл «Дуба» и заставить его отказаться от велосипеда в черте города, шеф Управления наружного наблюдения доложил инициатору разработки англичанина - начальнику отдела Второго главка КГБ генералу-майору Н. «Я не знаю, что делать! - ответил генерал. - Но если кто-то попытается помешать гонщику из Англии занять призовое место в Лефортово, - погон тому не сносить! Он только этого и ждёт. Проколют шины, значит, следят. А это уже не ему - нам «прокол». Ни в коем случае не высовываться. Пусть «парноколёсный» считает, что «хвост» у него чистый. Пусть упивается триумфом. У нас будет время расквитаться с ним за ваши мытарства!»

И всё-таки наши парни утёрли нос высокомерным крючкотворцам из Сикрет Сервис, убеждённым в собственном превосходстве. Просчитанному английской разведкой сюрпризу противопоставили свой - импровизированный. Ведь, обнаружь Вуд за собой слежку, он не стал бы звонить из будки в Химках. Раз звонил, - значит, был абсолютно уверен, что неподконтролен. А это значит, что наши «топтуны», сработав в высшей степени профессионально, утёрли носы яйцеголовым выдумщикам трюков из СИС, показали им мастер-класс!

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама