Один Макрон на Елисейских полях. Тоже воин!
© globallookpress.com
Если бы это происходило в Москве или Минске, весь Запад вопил бы о «немотивированном насилии полиции», а в Париже это - «защита от агрессивных гражданских».

Один Макрон на Елисейских полях. Тоже воин!

Как долго президент, его «сидящее на чемоданах» правительство и вышедшие на улицы пассионарные галлы смогут выдержать ситуацию «постоянного государственного переворота»
04 апреля 2023, 06:21
Реклама
Один Макрон на Елисейских полях. Тоже воин!
© globallookpress.com
Если бы это происходило в Москве или Минске, весь Запад вопил бы о «немотивированном насилии полиции», а в Париже это - «защита от агрессивных гражданских».
Читайте нас на: 

«Мусор» и во Франции мусор

В сильной демократической Франции сложилась уникальная ситуация, когда недавно переизбранный на второй срок президент полностью лишился поддержки сограждан, но продолжает ими править «твёрдой рукой» - разгоном демонстраций, массовыми зачистками, арестами сотен нарушителей порядка.

В своих пламенных речах Эмманюэль Макрон убеждает французов в «недопустимости уличного насилия и агрессии по отношению к полиции», забывая, что ранее в схожих ситуациях в Ливане, Белоруссии, ЦАР он относил массовые беспорядки к законным методам «проявления гражданской позиции против режима».

В итоге, по данным GetDayTrends, хештег «МакронМусор» занял лидирующее место в трендах французского Twitter после ареста девушки, которая его оскорбила в своём блоге, обозвав… «мусором». Блогерша предстанет перед судом 20 июня, за насмешку над «первым лицом» ей грозит один год тюремного заключения и штраф в размере 15 тысяч евро.

Лозунг «МакронМусор» подхватили протестующие.
© globallookpress.com
Лозунг «МакронМусор» подхватили протестующие.

Согласно опросу Ifop для Journal du Dimanche от 19 марта, рейтинг популярности президента упал до рекордного с 2019 года минимума в 28% поддержки населения, став действительно «мусорным». У Макрона идёт второй срок, и он решил поставить на карту свою репутацию, чтобы провести во Франции необходимую, но ненавистную всем трудящимся пенсионную реформу.

На фоне экономического спада и резкого падения уровня жизни Франция переживает глубокий политический кризис, который социального оптимизма не добавляет. Массовые шествия против пенсионной реформы за месяц переросли в нескончаемую всеобщую забастовку и грозят тотальным финансовым коллапсом второй экономике Евросоюза. В стране проходит уже десятая по счёту всеобщая акция протеста против закона о повышении пенсионного возраста. Тысячи тонн мусора разлагаются на разгромленных улицах городов Франции. Символы страны - Эйфелеву башню и знаменитый Лувр - закрыли из-за национальной забастовки. Французские демонстранты взяли штурмом аэропорт Биаррица. И это - не конец…

Пенсионеры - обуза для государства

В середине января премьер-министр Франции Элизабет Борн представила проект реформы, согласно которому возраст выхода на пенсию должен быть увеличен с 62 до 64 лет к 2030 году. Чтобы заинтересовать профсоюзы, проект также включал повышение размера минимальной пенсии до 1200 евро, которые должны подсластить горькую пилюлю отмены специальных пенсионных режимов в различных отраслях. Эта реформа давно стала острой потребностью для устранения перекоса социально-экономической модели Франции, при которой деньги на пенсии черпались из госбюджета, так как пенсионных отчислений от зарплат не хватало.

Вынужденное и минимально необходимое повышение пенсионного возраста французское правительство аргументирует демографическим разрывом и финансовым проседанием.

Демонстрация на улицах Монпелье против проекта пенсионной реформы правительства Эмманюэля Макрона.
© globallookpress.com
Демонстрация на улицах Монпелье против проекта пенсионной реформы правительства Эмманюэля Макрона.

Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась, достигнув во Франции 85 лет для женщин и 79 лет - для мужчин. В то же время рост экономики замедлился, пенсионный бюджет стал дефицитным. Содержать достойно растущую армию крепких пенсионеров стало нереальным.

В 2020 году Франция потратила на пенсии 331,6 млрд евро или 14,4% ВВП. Согласно статистике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), французы в возрасте 60-64 лет работают на порядок меньше времени, чем во всех странах Европы, где пенсионный возраст давно повысили до 65-69 лет. Долгожительство стало главной причиной разбалансированности финансовой системы. Одного пенсионера содержат менее двух работающих, а к 2050 году это соотношение станет критическим - 1:1,2. Пенсионные выплаты, включая многочисленные категории льготников с ещё более ранним выходом на пенсию - железнодорожники, врачи, военные и т.д., стали непосильным грузом для экономики.

Закон, что дышло, да не на тех напали

Начало для серии масштабных акций против пенсионных изменений положило 31 января, когда на улицы вышло около 2,8 млн человек по данным Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) (1,2 млн человек по данным МВД). Следом крупные акции прокатились 7 и 11 февраля. По информации профсоюзов, на улицы по всей стране вышло два миллиона человек. Полиция подтвердила один миллион участников, что тоже немало. Дата голосования по закону приближалась, а протесты становились менее многочисленными. Правительство рассчитывало перетерпеть.

Может французы в конце концов смирились бы с неизбежностью работать до 64 лет с 43 годами стажа, если бы закон принял парламент. Сенат уже его одобрил и оставалось только Национальное собрание.

Тут Макрона подвело высокомерие: он не стал уговаривать своих депутатов, а решил прибегнуть к особым полномочиям кабинета для пропихивания спорного закона.

Перекрикивая «Марсельезу», которую пела часть депутатов, госпожа премьер-министр объявила, что закон принят без голосования.
© globallookpress.com
Перекрикивая «Марсельезу», которую пела часть депутатов, госпожа премьер-министр объявила, что закон принят без голосования.

Премьер-министр Франции Элизабет Борн 16 марта воспользовалась статьёй 49-3 Конституции, чтобы силком провести законопроект о пенсионном возрасте без голосования в парламенте. Пассионарные галлы решили, что их обманули, нарушив их права, и объявили Эмманюэлю форменную баталию из гражданского неповиновения, погромов и забастовок.

Недовольство трудового населения Франции лишь усугубилось после показательного интервью президента Эмманюэля Макрона, в котором он снова выступил в защиту закона и наехал на «стадное чувство» уличных протестов, выразив дежурное сожаление, что власти, мол, не сумели толком объяснить французам его необходимость. Президент жёстко стоял на своём, упирал на завершение реформы и заявил, что «толпа не имеет легитимности», в отличие от граждан, выражающих свою позицию через выбранных ими депутатов.

После того, как в прямом эфире, говоря о доходах пенсионеров, он под столом снял и спрятал свои часы за 80 тысяч евро, телеаудитория совсем перестала верить циничному ставленнику дома Ротшильдов. Костры из помоек, которые не убирали уже три недели, разгорелись ещё ярче.

А Украина «милей»

При этом, стоя на пороге революции, Макрон не устаёт продвигать военную помощь Украине за счёт арсеналов вооружённых сил Франции. Париж уже направил Украине шесть 155-миллиметровых буксируемых гаубиц TRF1 и две системы ПВО Crotale, 18 артиллерийских установок CAESAR. Зеленский получил от друга Эмманюэля большой сток ПЗРК «Мистраль» и ПТУР «Милан», 60 БТР и 12 колёсных танков AMX-10RC. Париж обещает новые системы ПВО по весне и грозится аж «Миражами», но это пока больше отвлекающий от забастовок пиар.

Буксируемая гаубица TRF1.
© wikipedia.org
Буксируемая гаубица TRF1.

Помимо вооружений Франция надарила ВСУ обмундирование, топливо, снаряды, аптечки и сухпайки, средства радиационной и химзащиты. «Жёлтых жилетов» такая расточительность прижимистого президента почему-то не порадовала, Украина их беспокоит всё меньше. Оставаясь под влиянием мейнстрим-медиа, французы осуждают «агрессию Москвы», но уже предпочитают переговоры о мире, а главное, не хотят быть втянутыми в войну в Европе. В Париже трижды прошли митинги против поставок оружия Киеву и за выход страны из НАТО.

Эмманюэль - это звучит горько

Что дальше? Франция постепенно погружается в хаос, как экономический, так и политический. Столица задыхается от 10 тысяч тонн гниющих на улицах отходов. Мобилизованные мэрией под угрозой драконовских штрафов и тюрьмы 700 служащих не могут ликвидировать аврал. Эпидемиологи однозначно предсказывают, что расплодившиеся мириады крыс рано или поздно дадут вспышку тяжёлых инфекционных заболеваний. Снабжение городов самым необходимым тоже под вопросом, так как бастуют и нефтеперерабатывающие заводы, бензоколонки постепенно закрываются от дефицита топлива. Железнодорожники давно поставили локомотивы на прикол, аэропорты осуществляют только часть рейсов.

Как выйти из ситуации никто не знает. Расчёт Елисейского дворца на усталость обывателя от хаоса, уличных разборок со слезоточивым газом, битьём витрин и вскрытыми банкоматами, пока не оправдывается.

Силовой блок под руководством главы МВД пострадал больше других, и его винят в превышении полномочий. От властей требуют отозвать реформу, но она, власть, пошла в отказ. В 2019 году другое правительство премьер-министра Эдуарда Филиппа уже сдалось в такой же ситуации. Теперь легитимность кабинета Элизабет Борн поставлена под вопрос, а парламент может проголосовать за вотум недоверия в следующий раз.

Вопрос в том, насколько долго администрация президента выдержит ситуацию «постоянного государственного переворота», как её на страницах The New York Times окрестил лидер Соцпартии Оливье Фор. 

Париж утопает в мусоре, но не сдаётся.
© globallookpress.com
Париж утопает в мусоре, но не сдаётся.

Издание считает, что Макрон избрал вариант «после меня хоть потоп», ставя под удар институты Пятой республики. Он сумел за два месяца настроить против себя весь политический спектр и опирается пока на тех, кого вышибут, если он уйдёт в отставку, чего он делать не собирается.

«Впереди Макрона ждут ещё четыре года президентства, и всё это время на его лбу будет красоваться клеймо "Господина 49,3", - пишет NYT. - То, что могло бы стать для Макрона триумфом - даже если бы законопроект был принят парламентом с минимальным перевесом в голосах, - теперь больше похоже на пиррову победу».

Непреклонному Эмманюэлю нужно будет искать способ удержать власть, не отменяя спорный, но нужный закон. После Де Голля, который ушёл с политической сцены досрочно, проиграв референдум 1969 года, вторым кандидатом на добровольное изгнание рискует стать молодой либерал. Впрочем, скорее эгоцентричный Макрон предпочтёт долгую политическую агонию быстрой почётной отставке.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама