Тактическое ядерное оружие в Белоруссии: наш «зеркальный» ответ Западу
«Искандеры» для Минска
Белорусские ракетчики, которые обучались управлению оперативно-тактическим комплексом «Искандер-М» на одном из российских полигонов, вернулись в Минск. А ещё в конце марта Владимир Путин сообщил о начале строительства специального хранилища для тактических ядерных боеприпасов (ТЯО) в Белоруссии. Новость эта вызвала переполох в западных СМИ, но самая нервная реакция была у польских экспертов, не поленившихся отмерить циркулем расстояние по карте Европы, до которого способны долететь ракеты «Искандеров», хотя это не единственный способ доставки ядерных зарядов к «месту назначения». Агентство ТАСС, цитируя российского министра обороны, сообщило, что и «часть белорусских самолётов штурмовой авиации получили способность наносить удары по объектам противника средствами поражения в ядерном оснащении». Сергей Шойгу назвал это «ответной мерой» на действия НАТО вблизи границ Союзного государства.
Также есть мнение, что решение разместить российское ТЯО на белорусской территории - ответная реакция на угрозу агрессии со стороны Польши или Украины. И поступить иначе было невозможно: не секрет, что вот уже несколько лет в планах командно-штабных учений НАТО отрабатываются ядерные удары по Белоруссии, у которой до последнего времени не было возможности дать адекватный ответ. Теперь такая возможность существует, и это будет совсем другая война...
Ещё в начале специальной военной операции на Украине Александр Лукашенко сообщал о растущих угрозах на границе Белоруссии с Польшей, Литвой и Латвией, когда воздушная разведка вдоль границ велась с интенсивностью до 20 полётов в неделю. Одновременно в граничащих с республикой странах была развёрнута группировка войск численностью более 30 тысяч человек.
С той поры напряжённость только усилилась. По данным белорусской разведки, Польша на военные нужды в этом году планирует направить около 21 млрд евро, что на 70% больше, чем годом раньше, а к 2024 году эта сумма может вырасти до 28 млрд евро. Высокими темпами идёт перевооружение польской армии на технику наступательного характера: уже в ближайшее время Варшава получит 366 танков Abrams и 1000 южнокорейских К2 Black Panther, а также 900 самоходных гаубиц К9А1, 38 пусковых установок РCЗО HIMARS и 1500 БМП «Барсук». Кроме того, принято решение довести численность вооружённых сил до 300 тысяч человек к 2035 году, что почти в два раза больше, чем Польша располагает сегодня.
Польша: ударный кулак НАТО
При этом министр обороны Польши Мариуш Блащак выдвинул ультиматум: если Украина не достигнет победы на востоке, то НАТО должно рассмотреть вопрос открытия второго фронта против Минска. А командующий 101-й воздушно-десантной дивизией США генерал-майор Джозеф Макги сообщил, что его соединение уже готово занимать стратегические пункты на территории Беларуси. И хотя заместитель главы пресс-службы Госдепа США Ведант Патель заявил, что Вашингтон не планирует размещать ядерное оружие в Польше, президент Анджей Дуда в интервью изданию Gazeta Polska признался, что это открытая тема. То есть ядерные боезаряды вблизи российских и белорусских границ можно ожидать уже в ближайшем будущем.
Поэтому речь, скорее всего, идёт о «зеркальных» шагах Москвы и Минска в ответ на действия США и НАТО, о чём и предупреждали и Владимир Путин, и Александр Лукашенко. По словам российского президента, США нашпиговали ядерными боезарядами страны НАТО ещё с незапамятных времён. «Они давно разместили своё ТЯО на территориях стран-союзников в Европе. В шести государствах - Германии, Турции, Нидерландах, Бельгии, Италии и Греции. И мы договорились с Белоруссией, что сделаем то же самое. Не нарушая, хочу это подчеркнуть, своих международных обязательств по нераспространению ядерного оружия», - сказал Владимир Путин. В свою очередь белорусский президент Лукашенко отметил, что поддерживает заявления президента Франции о недопустимости размещения одной страной ядерного оружия на территории другой, но при этом заявил, что тогда США тоже должны убрать своё ядерное оружие с территории других государств.
Но способно ли размещение российского ТЯО в Белоруссии остановить милитаризацию Польши и эскалацию украинского конфликта?
«Не думаю, что этот шаг России и Белоруссии способен отрезвить США и НАТО, но он поможет их сдерживать, - считает военный эксперт Виктор Литовкин. - А то, что США будут и дальше милитаризировать Польшу и страны Балтии - нет сомнений. Это бизнес, который прикрывается политическими лозунгами и декларациями. Рассматривая возможный "сценарий" применения российского ТЯО с территории Белоруссии, нельзя не обратить внимание на некоторые особенности польской армии. В частности, на наличие у них носителей для американского ТЯО. Например, у них есть пусковые «стаканы» (универсальные пусковые установки Mk41. - Авт.), куда можно ставить не только противоракеты, но и крылатые ракеты средней дальности Tomahawk, которые могут снаряжаться и ядерными боеголовками».
Интересна история и с поставками Польше истребителей F-35, которые могут нести ядерное вооружение. В январе 2020 года Блащак заявил, что Польша подписала контракт на покупку в США 32 таких самолётов. А в середине апреля польский премьер-министр Матеуш Моравецкий, посетив концерн Lockheed Martin, заявил о желании Польши стать одним из первых получателей высокоточных крылатых американских ракет AGM-158 JASSM, которые способны долететь, к примеру, до Москвы в течение 20 минут.
Таким образом, в случае реального ядерного противостояния, ВВС восточноевропейских членов НАТО, оснащённые F-16, F-35 и ракетами семейства AGM-158 JASSM в ядерном исполнении, могут быть использованы для нанесения массированного ядерного удара по территории России и её союзников. Поэтому опасения Александра Лукашенко по поводу возможного нападения на Белоруссию со стороны Польши выглядят совсем не беспочвенными, а российско-белорусский «ядерный план» вполне адекватным.
Но зачем Западу втравливать ещё Белоруссию в вооружённый конфликт? Во-первых, лишить Россию «прикрытой спины» и белорусского форпоста в виде развёрнутой региональной группировки войск Союзного государства. Во-вторых, для «выманивания» России на защиту союзника, перетягивания её сил и средств на белорусское направление в то время, как окончанием спецоперации на Украине ещё пока и не пахнет.
Не исключена и «ядерная провокация». Но при этом на Западе должны отдавать отчёт, что Россия «оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против неё или её союзников ядерного и других видов оружия массового поражения». Что же касается ситуации применения ТЯО с территории Белоруссии, то, по мнению экспертов, это будет одна из таких причин.
«Согласно нашей военной доктрине и указу президента об основах политики в области ядерного сдерживания, если на Россию или её союзников нападёт государство или коалиция государств, обладающих ядерным оружием, то она вправе применить ядерное оружие, - объясняет Виктор Литовкин. - Есть также пункт о том, что если на Россию нападут без применения ядерного оружия, но при этом будет поставлена под вопрос судьба страны, то она также вправе применить ядерное оружие. Это два весомых пункта в военной доктрине России и основах политики в области ядерного сдерживания. Ядерное оружие будет размещено на территории Белоруссии, но решение о его применении будет принимать Путин, а оружие будет принадлежать России. И с разрешения нашего президента белорусские военные смогут его применить в случае необходимости».
Москва не шутит
Что касается последствий применения ядерного оружия, то нужно помнить, что человечество наблюдало их только однажды: в истории с атомными бомбардировками США японских Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года. На Хиросиму была сброшена атомная бомба «Малыш» мощностью 18 кт тротила, на Нагасаки - «Толстяк» мощностью 21 кт. В результате мгновенно погибли 80 тысяч человек, а к концу 1945 года общее число погибших, включая онкобольных и заболевших лучевой болезнью, достигло 166 тысяч человек в Хиросиме и 80 тысяч человек в Нагасаки.
Понятия «радиоактивное загрязнение» в те годы ещё не существовало, эвакуация населения из заражённых районов не проводилась. Однако, и «Малыш», и «Толстяк» были относительно маломощными. Соответственно, уровень загрязнения местности не мог быть катастрофическим. Но если говорить о разрушениях, то почти все здания в радиусе двух километров от эпицентра обоих взрывов были уничтожены, а города охватили пожары.
По большому счёту, оснований для сравнения последствий применения «Малыша» и «Толстяка» и современных ядерных боеприпасов нет: разные геометеоусловия, местность, мощность. Несомненно одно: ТЯО может изменить ход конфликта на Украине и отбить желание у Запада «посягать» на Белоруссию. Но это в любом случае будет высокая цена, что, похоже, не везде понимают. Например, в США ядерный конфликт на Европейском континенте не считают большой человеческой трагедией, поскольку это не ближний по американским меркам свет...
По мнению военного эксперта контр-адмирала Михаила Чекмасова, многие аналитики, отвечая на вопрос о последствиях применения ядерного оружия, углубляются в рассуждения о мощности зарядов, виде подрыва, радиусе поражения, но всё это в известной степени пустые слова, поскольку речь идёт о жизни и смерти:
«Есть такое понятие, как неприемлемый ущерб. Его определение можно найти в энциклопедии. Нет ни одного государства, которое захотело бы испытать на себе любой ущерб от любого ядерного взрыва на своей территории. Даже одного. Даже в открытом поле. Никакое государство не станет превращать свои территории в ядерный полигон. Не захотят этого и правительства западных стран, чья риторика всё больше становится похожей на "политическую шизофрению", в том числе и в показном стремлении к ядерной эскалации».
В такой ситуации приходится надеяться только на то, что на Западе ещё остаются политические силы, которых не устраивает ядерное путешествие в «каменный век», которые отдают себе отчёт, что Москва не блефует, когда демонстрирует готовность к любым действиям по защите своих территорий и своих союзников.
Понимают ли на Западе, что Москва не шутит, что всё очень серьёзно? Кроме особенно отмороженных типа экс-премьера Великобритании Лиз Трасс, которая без раздумий заявляла о готовности нажать красную кнопку, безусловно понимают. Смею заверить, что большинства западноевропейских элит, привыкших к красивой и сытой жизни, не видят большой выгоды в ликвидации друг друга, которая неизбежна в случае ядерного конфликта, поскольку это будет тотальный game over. А вот растянутый во времени украинский конфликт - другое дело. Это и глобальный круговорот оружия, и фантастические прибыли оружейных концернов, и оружейный бартер, и передел глобальной экономики, и т.д. и т.п.
Не стоит только забывать о знаменитом чеховском ружье, которое до поры до времени мирно висит на стене. До той самой поры, когда не будет иного выбора, как нажать на спусковой крючок, или когда на авансцену выйдет очередной «политический шизофреник» с расширенными полномочиями. Например, сенатор США Роджер Уикер, который не исключил ядерные бомбардировки России. Самое печальное, что там таких хватает.