«Пираты» Чёрного моря, или Почему США стремятся сорвать зерновую сделку
Хлебный пролив
Недавно российский корабль-разведчик «Иван Хурс», охранявший «Турецкий поток» и «Голубой поток» в территориальных водах Турции, был атакован тремя беспилотными катерами западного производства. Нападение произошло в 140 километрах северо-восточнее Босфора - на пересечении маршрутов гуманитарного коридора зерновой сделки, причём буквально спустя пять дней после того, как сделка снова начала действовать.
Зерновозы неизбежно проходят через Босфор: из портов Украины - гружёные зерном, обратно в порты - далеко не факт, что пустые. По всей видимости, один из них и доставил к месту атаки дроны-камикадзе ВСУ. Так что Босфор - пролив не только хлебный.
После атаки на «Ивана Хурса», которую экипаж корабля успешно отразил, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что зерновая сделка перестанет работать, если российские требования к этому соглашению и далее не будут выполняться. А именно: возвращение «Россельхозбанка» в систему SWIFT, возобновление поставок иностранной сельхозтехники, снятие запрета на доступ в порты для наших судов, возобновление работы аммиакопровода «Тольятти-Одесса» и разблокировка счетов российских компаний, производящих удобрения.
Как известно, зерновая сделка была продлена до 17 июля 2023 года. Соглашение, подписанное в прошлом году между Россией, Турцией, Украиной и ООН для вывоза украинского зерна по Чёрному морю, продлевалось дважды: в ноябре на 120 дней и в марте - на 60. Срок второго продления был сокращён Москвой из-за невыполнения её условий. Теперь соглашение продлено снова, в расчёте, что требования Москвы на этот раз всё же будут учтены.
Постпред нашей страны в ООН Василий Небензя объяснил продление сделки тем, что Россия «не потеряла надежду на решение поднятых проблем, они являются давними требованиями, касающимися того, чтобы сделка исполнялась полностью». Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в свою очередь заявил: соглашение было продлено благодаря «особым отношениям» Анкары и Москвы, которая, по его словам, учитывает не только интересы Запада, но и стран Африки.
Казалось бы, главное лицо, заинтересованное в этой сделке - Киев, который надеется «погасить» поставками зерна хотя бы часть внешнего госдолга. По данным Национального банка Украины к концу 2022 года долг уже составил 132 млрд долл. (89% ВВП) и продолжает расти. Перспектив на выплату такой суммы в условиях продолжающегося военного конфликта у Киева нет. Запад же активно вывозит украинское зерно, что в итоге может привести страну к голоду, в чём, впрочем, виноватой объявят Россию.
«Европа надеется компенсировать зерном украинские долги. Но не получается, потому что другим концом она наносит удар по собственному зерновому рынку. К тому же, Украина уже почти не Украина: около 28% её земли продано иностранному капиталу. Сельское хозяйство приватизируется иностранцами, и скоро украинцам будет нечего защищать, они станут наёмными рабочими на этой территории», - рассказал еженедельнику «Звезда» эксперт по геополитике член-корреспондент РАЕН Константин Соколов.
По данным ООН, экспорт зерновых из черноморских портов Украины с июля 2022 по февраль 2023 годов сократился более чем в два раза по сравнению с 2021 годом: с 42,6 млн т до 19,2 млн т. Что, как считает директор аналитического центра «ПроЗерно» Владимир Петриченко, даст возможность России нарастить поставки зерна на мировые рынки даже при нынешних проблемах с экспортом.
Что касается Турции, взявшей на себя роль посредника между конфликтующими сторонами, это обстоятельство, прежде всего, положительно сказалось на имидже Реджепа Эрдогана в период президентских выборов, когда он пообещал сделать Турцию одним из десяти величайших государств мира. Как заявил министр сельского хозяйства Вахит Киришчи, Турция «делает всё, чтобы разблокировать экспорт зерна из портов Украины, но не безвозмездно».
По мнению военного эксперта еженедельника «Звезда» контр-адмирала Михаила Чекмасова, Турция, как один из ключевых игроков Причерноморья, естественно, «снимает сливки» как политического, так и экономического характера. «Часть украинского зерна оседает в её закромах, но зато есть хоть какая-то гарантия, что по зерновому коридору не доставляется оружие на Украину в промышленных объёмах. Все суда досматриваются у турецких берегов специальной инспекцией, в которую входят и представители России».
Зерновозы военного назначения
Однако вопрос доставки оружия западными странами Украине по гуманитарному коридору в Чёрном море нельзя считать абсолютно закрытым. Не стоит забывать: какими бы дружескими не были отношения Москвы и Анкары, в том числе в области военно-технического сотрудничества, Турция всё же остаётся членом НАТО. Стало быть, возможны варианты...
О том, что вместе с зерном может осуществляться поставка оружия Украине ещё в октябре прошлого года, после атаки ВСУ на корабли ЧФ и гражданские суда в Севастополе, обеспечивавших безопасность гуманитарного коридора, предупреждал член комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Белик. «Закономерно, что после атаки на суда в Севастополе Россия не может гарантировать, что так называемый коридор безопасности будет действительно гуманитарным и по этому маршруту вместо зерна не будут отправлять вооружение», - отметил парламентарий.
И недавняя атака украинских морских беспилотников на российский корабль «Иван Хурс» - тому подтверждение. По заявлениям Киева, в атаке якобы участвовали ударные беспилотники «Микола-3», построенные на базе американских UUV MANTAS T-12. Правда, внешне украинский морской дрон выглядит иначе, чем беспилотник, показанный Минобороны России на видеоролике. Но дело даже не в том, какие именно это были беспилотники, а в том, как они вообще оказались на пересечении путей гумкоридора зерновой сделки в районе патрулирования корабля-разведчика «Иван Хурс»?
Своим ходом эти черноморские «пираты» к месту атаки добраться не смогли бы из-за малого запаса топлива, рассчитанного максимум на 120 км. Не могли отправить беспилотники и из Болгарии - до «встречи» с кораблем им надо было бы преодолеть более 200 км при запасе хода не более 110 км. Единственный вариант - «пиратов» спустили на воду с проходящего зерновоза. Под чьим флагом он шёл, пока неясно.
Поддержку с воздуха, слежение за «Иваном Хурсом» и ретрансляцию сигналов управления, разумеется, вели американские дроны - у ВСУ нет таких возможностей. Но поскольку и западные, и украинские морские беспилотники оснащаются тарелками Starlink, операторы могут управлять ими из любого места - как из Киева, так и из Вашингтона.
Косвенно то, что НАТО действительно нужен морской коридор для поставок оружия Украине, подтверждает реакция альянса на приостановку участия России в зерновой сделке после атаки ВСУ на Севастополь. Представитель НАТО Оана Лунгеск тогда призвала Россию «прекратить превращать продовольствие в оружие, пересмотреть своё решение и срочно возобновить сделку, чтобы зерно дошло до тех, кто в нём больше всего нуждается». Трогательная забота, прямо до слёз...
Дело в том, что когда США или их союзники по НАТО говорят о гуманности, создаётся впечатление, будто они бредят: как о «чистом, добром и светлом» могут рассуждать те, кто за последние 100 лет разожгли более чем 200 вооружённых конфликтов?
Зерно и порох
Почему же Россия в третий раз согласилась на продление зерновой сделки, несмотря на игнорирование её условий? Во-первых, нашей стране нужно экспортировать собственное зерно. По заявлению Владимира Путина, в 2022 году в России собран рекордный урожай: около 155 млн тонн, из которых на экспорт должны отправиться около 40 миллионов. Во-вторых, нашей стране нужно экспортировать и свои удобрения, в частности - аммиачные.
А далее возникает ряд интересных побочных эффектов от так называемой черноморской инициативы, которая на самом деле только спровоцировала «зерновой коллапс» в Восточной Европе, поскольку реально украинское зерно отправилось не в голодающую Африку, как декларировалось, а на «сытые» европейские рынки. По данным МИД РФ, нуждающиеся страны получили всего 2,5% от общего объёма зерна в 30 млн т, вывезенного из украинских портов за 9 месяцев.
И пока страны Африки продолжают голодать из-за дефицита продовольствия, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия настолько пресытились, что решили запретить импорт агропродукции с Украины, ибо местные фермы оказались на грани разорения. Вот почему Еврокомиссия запретила по 5 июня экспорт зерна с Украины в эти страны, правда, разрешив его транзит и экспорт в остальные государства Европы. Но не в Африку.
Большие проблемы и в военном секторе Европы. Глава ЕС по иностранным делам и политике Жозеп Боррель в сентябре 2022 года заявил, что запасы оружия в странах ЕС исчерпываются из-за военной помощи Украине. Он призвал ЕС пополнять арсеналы путём объединения военных заказов, «так как это обойдётся дешевле». Причём канцлер Германии Олаф Шольц полностью подтвердил слова Борреля, заявив, что боеприпасов не хватает для собственной армии, и «власти страны экстренно ищут варианты новых закупок». По подсчётам бундестага, на покрытие дефицита снарядов уйдёт не меньше 20 млрд евро. При таком положении дел Европа скоро будет не в состоянии поддерживать Украину вооружениями по потребностям.
К тому же, Financial Times со ссылкой на европейских чиновников недавно сообщила, что в странах ЕС наблюдается ещё и дефицит пороха, нитроцеллюлозы и тротила, из-за чего невозможно оперативно производить боеприпасы для Украины. В результате, поставки Киеву около миллиона снарядов, которых должно хватить на несколько месяцев войны, оказались под угрозой срыва. Дело в том, что основной компонент «чёрного» пороха, который используется как вышибной заряд в некоторых видах боеприпасов, это нитрат аммония, получаемый из аммиака, основным поставщиком которого является Россия.
«Без аммиака нельзя получить нитрат аммония. Нитрат аммония - это селитра, взрывчатка. 75% себестоимости аммиака - природный газ. А цена на него - одна из главных причин остановки аммиачных установок. Производство аммиака - сложный процесс: там десятки стадий и очень серьёзное оборудование», - рассказал российскому деловому изданию BFM.ru президент Российского союза химиков Виктор Иванов.
Тем временем из-за высоких цен на газ европейские компании начали массово останавливать производство аммиака. В сентябре прошлого года американская CF Industries остановила заводы по производству аммиачной селитры в Великобритании, норвежская Yara снизила выпуск аммиака на 40%, испанская Fertiberia вывела из эксплуатации аммиачную установку на заводе в Уэльве, а крупнейшая немецкая компания BASF останавливает часть производственной линии аммиака в Людвигсхафене. При этом аммиак в первую очередь остаётся сырьём для азотных удобрений.
По данным ценового агентства Argus, при стоимости газа выше 20 долл. за 1 ММBty (миллион британских единиц) или более 700 долл. за 1000 куб м, расходы только на газ для получения аммиака приближаются к 800 долл./т. При такой стоимости сырья выпуск азотных удобрений не рентабелен, что чревато дальнейшей остановкой производящих мощностей Старого Света.
До 2020 года примерно шестую часть от мирового потребления аммиака покрывала Россия: поставки шли по построенному в 1975 году аммиакопроводу «Тольятти-Одесса» (принадлежит холдингу «Уралхим») мощностью до 2,5 млн тонн в год. В прошлом году председатель комиссии РСПП по минеральным удобрениям Дмитрий Мазепин обратился к президенту России с просьбой включить в зерновую сделку пункт о запуске аммиакопровода и отгрузке аммиака в Одессе. Владимир Путин пообещал проработать этот вопрос с ООН.
И это весьма примечательный момент: дело в том, что вся «аммиачная история» в России сосредоточена в частных руках. Соответственно, если говорить о выгодах экспорта аммиака для России, то сначала они касаются бизнеса, а уже потом, в виде налогов, средства отправляются в государственную казну. Но наладить экспорт российского аммиака по аммиакопроводу, несмотря на конструктивную позицию Москвы по экспорту украинского зерна, до сих пор не удалось, о чём на днях заявил замгенсека всемирной организации по гуманитарным вопросам Мартин Гриффите.
Американский интерес
Возникает вопрос: почему Запад саботирует экспорт российского аммиака в Европу, если это может обернуться серьёзным падением урожая? Согласно выводам Fitch Ratings, европейские производители удобрений будут вынуждены повышать цены на продукцию, чтобы переложить на потребителей расходы, связанные с ростом цен на газ. В итоге аграрии Старого света могут столкнуться с нехваткой удобрений и ростом цен, что увеличит стоимость сельхозпродукции. К примеру, правительство Франции уже готовится вводить продуктовые чеки, как об этом в мае заявил Эмманюэль Макрон.
Для возобновления работы трубопровода «Тольятти-Одесса» не хватает «исключительно согласия Киева, который блокирует поставки сырья для удобрений, а в ООН, призывающей наращивать украинский зерновой экспорт, конкретно по этому вопросу бездействуют», заявили в МИД России.
А может, этот аммиакопровод России не так уж и нужен?.. Во-первых, «трубе» уже почти 50 лет, во-вторых, в условиях СВО, переросшей в конфликт между Россией и Западом, как-то странно сгружать российский аммиак в порту Украины. И об этом уже позаботились: «Тольяттиазот» после перехода под его контроль «Уралхима» возобновил строительство перевалочного комплекса в Тамани. Терминал мощностью 2 млн тонн аммиака в год запустят к концу года.
Но вернёмся к Киеву, который вряд ли самостоятельно противодействует экспорту российских удобрений через аммиакопровод «Тольятти-Одесса». Без США и здесь вряд ли обошлось. Кстати, есть занятный факт, объясняющий, почему Штатам не нужна ни сытая Европа, ни Россия как поставщик в Европу. В 1970-х годах СССР начал закупать зерно в США и Канаде, с тех пор американцы лидировали на мировом рынке экспорта зерновых (95 млн т в 2021-2022 гг). Однако за последние десять лет Россия стремительно вышла на первое место среди экспортёров пшеницы (35 млн т в 2019-2020 гг), опережая ЕС (32 млн т), США (27,5 млн т), Канаду (23 млн т), что вряд ли по душе Вашингтону. Тут всё предельно просто: призрак угрозы голода должен заставить европейцев покупать зерно только в США, причём по космическим ценам. С американским СПГ это номер прошёл.
Причём последствия назревающего продовольственного кризиса вряд ли ограничатся Европой. Сложившая ситуация прямо указывает, что глобальная экономика не сочетается с санкциями, тем более с попытками изоляции такого сильнейшего агропромышленного игрока, как Россия. Но, видимо, должно произойти нечто, чтобы Европа наконец-то включила голову, а не аплодировала США, которые натравливали черноморских «пиратов» на русские корабли.